Асгардия и Институт медико-биологических проблем РАН: как был реализован первый этап сотрудничества

Руководители и кураторы совместного научного проекта Асгардии и Института медико-биологических проблем поделились первыми итогами сотрудничества в сфере развития космической науки.

Хроника событий

18 июня 2021 года (1 Leo, 0005 по календарю Космической Нации) Асгардия и Институт медико-биологических проблем РАН заключили рамочное соглашение о сотрудничестве в области космической науки. Документ подписали основатель и Глава Космической Нации, доктор технических наук Игорь Ашурбейли и директор ИМБП, доктор медицинских наук, академик Олег Орлов.

4 ноября 2021 года стартовал первый совместный проект. Асгардия вступила в международный изоляционный эксперимент SIRIUS-21, который продлился ровно 240 суток (8 месяцев). Эксперимент проходил на базе уникального испытательного комплекса ИМБП, где для шести смельчаков-испытателей были частично смоделированы условия космического полёта – лунной миссии.

Члены экипажа SIRIUS-21 Уильям Браун (США) и Виктория Кириченко (Асгардия). Тестирование физической активности

Во время восьмимесячной изоляции врач экипажа SIRIUS-21, резидент Асгардии Виктория Кириченко вместе с учёными ИМБП реализовала программу исследований, важную для достижения главной научной цели Космической Нации – рождению ребёнка в космосе. Программа называлась «Оценка влияния изоляции на иммунологический, микробиологический статус и минерально-костный обмен в организме женщины.

3 июля 2022 года изоляционная часть эксперимента завершилась. Виктория Кириченко вместе с другими членами экипажа SIRIUS покинула гермоблок испытательного комплекса ИМБП.

6 июля в московской штаб-квартире Асгардии состоялся приём для руководителей и учёных международного проекта SIRIUS.

6 июля 2022 года. На первой церемонии вручения Почётной грамоты Главы Космической Нации

Игорь Ашурбейли вручил Виктории Кириченко учреждённую 5 июля 2022 года государственную награду – Почётную грамоту Главы Нации и нагрудный знак «Космический ребёнок» за вклад в развитие научного направления деятельности Асгардии.

К шестилетию Космической Нации было подготовлено специальное издание, посвящённое совместным исследованиям. Его основой послужил дневник Виктории Кириченко, который она вела во время изоляции.

8 декабря 2022 года в Музее космонавтики прошла презентация буклета. Почётными гостями мероприятия стали участники наземных изоляционных экспериментов разных лет. В этот день Асгардии был торжественно вручён диплом научного партнёра международного проекта SIRIUS – «За большой вклад в организацию и проведение 240-суточного эксперимента по моделированию пилотируемого полёта на Луну».

В начале 2023 года международное издание Room The Space Journal of Asgardia опубликовало статью «Изучение эффектов моделируемого космического полёта на женский организм»: группа учёных ИМБП поделилась первыми научными результатами программы «Оценка влияния восьмимесячной изоляции на микробиологический, иммунологический статус и минерально-костный обмен в организме женщины».

Большой шаг вперёд на пути к рождению первого ребёнка в космосе

Глава Асгардии, кураторы эксперимента SIRIUS-21 со стороны Асгардии и ИМБП дали оценку совместной работе.

Игорь Ашурбейли, основатель и Глава Космической Нации, доктор технических наук

– Миссия Асгардии, первой в истории Космической Нации, о создании которой я объявил 12 октября 2016 года, – рождение первого ребёнка в космосе для бесконечного продолжения человеческого рода во Вселенной.

Глобальная цель определяет ряд конкретных научно-технических задач, без решения которых человечество не сможет покинуть свою земную колыбель и полноценно освоить космическое пространство: в частности, создание технологий искусственной гравитации и защиты от космического излучения. Важная роль в наших исследованиях отводится космической эмбриологии и защите женского здоровья от рисков, связанных с пребыванием в космосе.

Влиянию факторов космического полёта именно на женский организм до сих пор уделялось мало внимания в космической науке. Институт медико-биологических проблем РАН – один из немногих в мире исследовательских центров, системно занимающихся этим вопросом, чтобы накопить статистические данные для разработки специализированных препаратов, технологий и методик. Участие Асгардии в международном изоляционном эксперименте SIRIUS-21, проводимом на базе ИМБП, – большой шаг вперёд на пути к рождению первого ребёнка в космосе.

В рамках проекта SIRIUS-21 реализована программа по оценке влияния изоляции как фактора космического полёта на иммунологический, биологический статус и минерально-костный обмен в организме женщины. Сейчас Асгардия получила первые результаты этих исследований. Мы поступательно движемся к нашей главной цели.

Марк Белаковский, главный менеджер международного проекта SIRIUS, космический врач, кандидат медицинских наук, член Парламента Асгардии, лауреат национальной награды Асгардии «За заслуги в области освоения космоса»

– Между Институтом медико-биологических проблем РАН и Асгардией подписано долгосрочное соглашение о сотрудничестве в области науки, и Институт рассматривает Асгардию как своего надёжного соратника и партнёра. В эксперименте SIRIUS-21 мы провели совместную программу по изучению влияния отдельных факторов космического полёта на женский организм. Исследования проводились в трёх направлениях: оценка иммунологического статуса, микробиологического статуса и минерально-костного обмена в условиях изоляции.

Первый опыт глубокого взаимодействия оказался удачным. Это наш совместный вклад в высокотехнологичную космическую науку. Получены очень интересные результаты, которые частично уже опубликованы в международном космическом журнале Room, издаваемом основателем и Главой Асгардии Игорем Ашурбейли.

Институт и я лично высоко ценим связанные с космосом проекты Игоря Ашурбейли. Речь идёт, в том числе, об издании ROOM Space Journal of Asgardia и о журнале «Воздушно-космическая сфера» (ВКС), который издаётся в России. ВКС – очень демократичный, высокотехнологичный, замечательно оформленный журнал, где печатаются научные и обзорные статьи, посвящённые космонавтике. Редакции удалось сплотить научно-космическую общественность. Мне бы очень хотелось, чтобы Игорь Рауфович продолжил выпускать этот журнал.

В конце прошлого года Институт медико-биологических проблем объявил о наборе участников следующего изоляционного эксперимента – на сей раз 12-месячного. Мы надеемся, что Асгардия примет в нём участие, а её информационные ресурсы его поддержат.

Лена Де Винне, Премьер-министр Асгардии, куратор совместного проекта Асгардии и ИМБП

– Я искренне восхищаюсь людьми, с которыми нам посчастливилось сотрудничать благодаря общему проекту. Участники длительных изоляционных экспериментов подвергаются таким же психологическим и эмоциональным нагрузкам, что и экипажи космических кораблей. Физическая депривация  в течение многих месяцев, пусть и в условиях земной гравитации, – это очень серьёзная нагрузка.

Проведение в таких условиях экспериментов, расширяющих базу научных данных о женском организме, особенно ценно, ведь на сегодняшний день женщины всё ещё значительно реже, чем мужчины, бывают в космосе и становятся объектами специализированных медико-биологических исследований.

Институт медико-биологических проблем является новатором во многих аспектах космической науки, и исследования женского организма – один из таких аспектов. Сотрудничество с ИМБП очень ценно для Асгардии, следующей по пути к своей главной цели.

Виктория Кириченко, резидент Асгардии, врач экипажа SIRIUS-21

– Я благодарна Игорю Рауфовичу Ашурбейли за реализацию этого проекта, за нашу встречу, за то, что у нас совместная цель!

Флорис Ваутс, министр науки Асгардии, профессор, руководитель Космической лаборатории Антверпенского университета

– Сейчас лишь несколько исследовательских групп в мире проводят регулярную научную работу по теме будущего деторождения в космосе. Впервые Асгардия объединила их на своём I Научно-инвестиционном конгрессе в Дармштадте в 2019 году, предложив им специализированную платформу для обмена результатами своей деятельности и выдвинув на первый план темы искусственной гравитации, защиты от космического излучения и космической эмбриологии. Долгое время эти проблемы не рассматривались так глубоко и серьёзно, как это требуется для продвижения в дальний космос.

Сейчас мы уже не только создаём уникальное пространство для обмена опытом и идеями и этим движем вперёд космическую науку. Асгардия приступила к практической реализации своих научных задач, вступив в международный проект SIRIUS. Институт медико-биологических проблем – инициатор и экспериментальная база этого проекта – очень известный, уважаемый в космическом сообществе исследовательский центр, и мы получили плодотворные результаты от этого сотрудничества.

Сергей Пономарёв, исполнительный директор международного проекта SIRIUS, заведующий лабораторией иммунной системы ИМБП РАН, кандидат медицинских наук

– Рад приветствовать Асгардию, нашего замечательного партнёра и спонсора, и её создателя – Игоря Рауфовича Ашурбейли. В настоящее время работа по подведению итогов изоляционного эксперимента SIRIUS-21 почти завершена. Данные по совместным исследованиям ИМБП и Асгардии готовы. Результаты получились довольно интересные.

В частности, при исследовании биологического материала, взятого у участниц эксперимента, выявлено, что в условиях изоляции увеличивается количество условно патогенной женской микрофлоры. Подобные микроорганизмы могут вызывать различные заболевания и привести к дисбактериозу. Это является фактором риска, в частности, при зачатии в космосе, то есть результаты важны как этап на пути к главному научному эксперименту Асгардии, который планируется в будущем. А главная цель нашего совместного эксперимента как промежуточного этапа как раз оценить риски, связанные с теми или иными направлениями космической деятельности, и разработать средства профилактики.

Также мы обнаружили снижение способности B-клеток к продукции антител, в особенности в конце 240-суточной изоляции. Это означает снижение иммунной функции, человек становится подверженным различного рода заболеваниям. Это один из тех рисков, с которым могут столкнуться космонавты. Подтверждено при этом, что после выхода из гермообъекта восстановление проходит достаточно быстро. В течение семи суток всё возвращается в привычную норму.

SIRIUS – это целая серия изоляционных экспериментов – 17-суточный, 4-месячный, 8-месячный, в рамках которого как раз была реализована наша совместная программа. В 2023 году предстоит старт 12-месячного эксперимента.

В проекте SIRIUS-21 в общей сложности было проведено порядка 80 экспериментов по направлениям психология, психофизиология, иммунология, микробиология, биохимия и метаболизм. Их заказчиками выступили космические агентства и институты из более 10 стран.

Мы очень надеемся на продолжение сотрудничества с Асгардией. Экспансия человечества в космос – наша общая цель. Асгардия ставит даже более амбициозные цели – рождение человека в космосе, мы к этому постепенно подходим. Процесс этот не очень быстрый, впереди ещё множество исследований. Но, безусловно, это наше будущее. Как говорил Константин Циолковский, человек уже вырос из земной колыбели, ему пора двигаться дальше. Так что мы надеемся вместе воплотить нашу мечту о путешествии к дальним планетам.

Подробно с результатами исследований можно ознакомиться в электронной версии журнала ROOM. Резиденты Асгардии получают её бесплатно, по подписке.

В феврале 2023 года принято решение о вступлении Космической Нации в международный изоляционный эксперимент SIRIUS-23, который стартует в ноябре и продлится 365 дней. В скором времени у каждого в Асгардии будет шанс стать космическим испытателем. Следите за нашими публикациями.