Вход / Регистрация
Жизненное кредо:
Человечность и компетентность

Те, кому под 30

Игорь Ашурбейли о своём холдинге – ровеснике российского предпринимательства.

Опубликовано в газете «Аргументы и факты»

Современному российскому предпринимательству 27 лет. За это время миллионы компаний успели родиться, развиться, мимикрировать или кануть в лету. Где они, герои давно минувших дней? Много ли тех, кто до сих пор гордо держит голову?

Большое – в малом

Из первопроходцев, создавших бизнес в конце 80-х, редко кого сегодня можно назвать успешным бизнесменом. Один из этих редких людей – Игорь Ашурбейли, председатель совета директоров и владелец Группы компаний «Социум». 
 
«Мало кто помнит, что предпринимательство родилось у нас в стране 10 июня 1988 года, потому что в этот день вступил в действие Закон "О кооперации в СССР", – говорит Игорь Рауфович. – И именно в этот день зарегистрирована моя компания, которой в этом году исполняется 27 лет – столько же, сколько частному предпринимательству в России». 
 
В своё время он был членом президиума Союза объединённых кооперативов СССР, созданного в 1995 году. По его словам, больше 80% тех, кто были дилетантами первого съезда Союза, либо ушли из жизни так или иначе, либо эмигрировали, либо в тюрьме, либо разорились. И только меньше, чем у 20%, бизнес дожил до нашего времени.
 
Бизнес Ашурбейли не просто дожил – он развился в крупный холдинг, где более 30 предприятий, расположенных в 6 регионах страны. Но неизменным осталось название, под которым объединены очень разные по направлениям виды деятельности компании, где, помимо предприятий и НИИ оборонной промышленности, выделяются также IT-технологии, производство медоборудования, управление и реализация недвижимости, финансовая и охранная деятельность и др. Стоит холдинг на семи «стволах», выросших из трёх «орешков».
 
«Это три простые вещи, которые необходимы человеку для жизни: еда, одежда, дом, – поясняет Ашурбейли. – Я есть то, что я ем. Поэтому «еда», агарное направление бизнеса, и зеркально ему – «здоровье», медицинское направление. По одёжке встречают, по уму провожают. Соответственно «одежда» – то направление, которое пока на начальном этапе развития, и зеркально – «ум», оборонная промышленность и наукоёмкие технологии. Мой дом – моя крепость. То есть «дом» – деятельность на рынке недвижимости, а зеркально – «безопасность», охранные предприятия холдинга».
 
Уравновешивает это всё финансовый ствол – банковская деятельность холдинга. И ещё общий для всех направлений девиз: «Большое – в малом. Малое – в большом». 
 
То есть бизнес не размыт в оффшорах, не разделён, а, наоборот, собран воедино. И весь он белый, оформленный в единую и прозрачную акционерную компанию «Социум-А», где 100-процентный владелец – Игорь Ашурбейли. Долгое время он возглавлял одно из ведущих оборонных предприятий страны и до сих пор своим самым значительным проектом в жизни считает зенитную ракетную систему С-400 «Триумф». Понятно, что деятельность была связана с государственной тайной. Но не только поэтому не возникало мысли об оффшорах или подставных владельцах своих компаний. Просто такие вещи, как он говорит, для него противоестественны. 
 
«Самая большая наша гордость в том, что мы выжили, – считает владелец холдинга. – И когда мы слышим стоны по поводу нынешнего кризиса, они вызывают у нас улыбку. Для тех, кто прошёл путь с 1988 года, это обычное состояние бизнеса, потому что в поздние времена Советского Союза, а затем в России кризисы случались с завидной регулярностью. Ну что ж, случился очередной – переживём и его».
 

Инвестиции — на свои

Впрочем, в цифрах отчётности за 2014 год, которые звучали на конференции руководящего состава холдинга, кризис не угадывался. Выручка – 11 млрд рублей, чистая прибыль – 2 миллиарда рублей, что гораздо больше, чем год назад. Основной вклад внесли оборонные предприятия – Конструкторское бюро №1Арзамасский приборостроительный завод им. П.И. Пландина. Да и сама конференция проходила не в каком-то пафосном зале, а в легендарном цехе (кстати, в 2005 году построенном с нуля за собственные деньги «Социума»), в котором были собраны первые образцы систем С-400 «Триумф».
 
Важный показатель работы – фондоотдача. В холдинге по итогам прошлого года она составила 3,3 рубля на 1 рубль основных средств. Насколько это хорошо, можно судить по данным Forbes. В его рейтинге за 2013 год, по словам Елены Абрамовой, финансового директора, российским лидером стала одна из ведущих нефтяных компаний с показателем лишь 1,8.
 
Затраты на ремонт, модернизацию оборудования и приобретение основных средств составили в 2014 году 1,1 млрд рублей.
 
«Основной объём инвестиций мы сделали за счёт собственных средств, а не за счёт привлечения бюджетных денег», – с гордостью сообщила участникам конференции финансовый директор.
 
Она же, как глава рейтинговой комиссии, подвела итоги и озвучила результаты корпоративного соревнования (если проводить аналогии с былыми временами). По названию номинаций видны приоритеты бизнеса – кроме традиционных оценок максимальной выработки и финансовых результатов, награды вручались лучшей социально ориентированной компании и проекту года. 
 

Кадры решают всё!

Но значительно больше времени это сообщество деловых людей уделило не финансовым итогам, а людям, которые работают в холдинге. 
 
Андрей Данько, корпоративный директор, вспомнил известное изречение «Кадры решают всё!» и объяснил, почему этот тезис актуален и для частного холдинга: «Да, цель бизнеса – извлечение прибыли. Но есть и корпоративная ответственность, которая означает принятие на себя ответственности за качество жизни сотрудников. Задача бизнеса – мотивация и поддержка их, обеспечение льгот и гарантий, стимулирующих к труду».
 
Создатель холдинга считает, что «благодаря команде удавалось выходить из всех кризисов», а также особо отметил, что чувствует ответственность не только за 8 тысяч сотрудников, но и за их семьи, а это уже более 26 тысяч человек. Он гордится тем, что даже в самые тяжёлые времена ни на один день не задерживалась выплата зарплат. В прошлом году на зарплаты ушло 2 млрд 600 млн рублей. На конференции подробно представлена социальная программа: медицинские страховки, годовые премии, премии к юбилеям, дополнительные выплаты и оплачиваемые дни к отпускам...
 
Отдельная затяжная, но очень трогательная часть — чествование ветеранов. Помимо выплат и дополнительных дней к отпуску, долгожителям холдинга отныне будут вручать памятные знаки – за 10 и более лет работы, 15 и более, 20 и более. Сегодня  около 150 человек работают в «Социуме» больше 10 – 15 лет, и 15 человек – больше 20 лет. Этим 15-ти знаки вручал лично Игорь Ашурбейли. И с каждым – тёплые объятия, каждый говорил ему что-то личное, по-человечески тёплое. Люди, с которых всё начиналось, — уже не просто сотрудники и даже не только соратники, они отчасти уже родные.
 

Что после бизнеса?

Вернувшись после госпредприятия в частный бизнес, Ашурбейли переформатировал его, структурировал, установив на семь «стволов», и – передал оперативное управление сыну. 
 
«В бизнесе я закончил своё личное существование, – говорит создатель успешного холдинга. – И теперь мои любимые проекты – в области благотворительности, международной научной и издательской деятельности. Мне особенно дорог проект создания образцового муниципального образования – сельского поселения в моём родовом селе по материнской линии. Это село Хирино Нижегородской области под Арзамасом. Село разрушалось. В нём оставалось около 200 жителей, не было ни школы, ни библиотеки, ни медицинского пункта. А мы начали создавать там качественно новое поселение.
 
Уже подняли из руин церковь, построенную в XVII веке, купили более 600 га пахотных земель. Скоро начнём строить новые дома. И рассчитываем, что жителей там станет намного больше. В основу жизни будут положены принципы взаимоуважения и доброго отношения к труду. Там планируется производить качественную и экологичную продукцию, которой сможем накормить в первую очередь сотрудников нашего холдинга и не только».
 
Руслан Ашурбейли, нынешний генеральный директор холдинга, в полной мере разделяет бизнес-философию и жизненные принципы отца.
 
«Основные задачи холдинга – это формирование условий для постоянного роста и совершенствования научной и производственно-технологической базы, а также для личного роста сотрудников. И мы создаём условия не только для развития их творческого потенциала, но и обеспечения высокого материального уровня», – говорит он.
 
И вместе с отцом радуется тому, что корпоративные новогодние праздники с каждым годом собирают всё больше детей – значит, растёт семья. Ведь «Социум» – это прежде всего люди, приличные и порядочные люди со своими детьми, мужьями и жёнами, родителями. Так здесь говорят и так чувствуют. 
 

Цифры

Недвижимость холдинга – это 500 тысяч квадратных метров площадей, парк производственного оборудования составляет 11 тысяч единиц. Совокупная стоимость всех чистых активов холдинга – 9 млрд руб. В 2014 году в бюджеты разных уровней заплачено в виде налогов 1,5 млрд руб.
 
 

 

ТЕГИ
Марина Набатникова
Комментарии
Вы можете оставить комментарий, войдя на сайт под своим логином и паролем или авторизироваться через социальные сети.
КОММЕНТИРОВАТЬ
ЦИТАТЫ