Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
10:10 / 10 сентября 2021
Газета «Вышка»: Имя Игоря Ашурбейли вписано в историю Азербайджана
10:10 / 10 сентября 2021
Редакция азербайджанской газеты «Вышка» выпустила материал к дню рождения Игоря Ашурбейли.
По всему миру сегодня проживают тысячи наших соотечественников. Многие из них стали гражданами других стран проживания, но связи с Азербайджаном продолжают поддерживать, принимая активное участие в культурной и общественно-политической жизни исторической родины. Среди этих наших соотечественников особое место занимает видный российский учёный, лауреат премии Правительства в области науки и техники, доктор технических наук, действительный член Академии военных наук, председатель президиума вневедомственного Экспертного Совета по проблемам воздушно-космической обороны, создатель знаменитой зенитно-ракетной системы С-400, запустивший в работу С-500, предприниматель, общественный деятель, благотворитель, основатель первого внеземного государства Асгардия, о котором мы недавно рассказали в предыдущих номерах нашей газеты, Игорь Рауфович Ашурбейли.
 
СЕМЬЯ
 
Родился И. Р. Ашурбейли 9 сентября 1963 года в столице Азербайджана городе Баку. Со стороны отца, Рауфа Ашурбейли, в роду были крупные азербайджанские аристократы и нефтепромышленники, потерявшие после 1917 года дворянские титулы и капиталы и подвергшиеся репрессиям. Первые сведения о родоначальнике рода, Ашур-хане из тюркского племени афшар, сообщил Аббас-Кули-ага Бакиханов. Он писал, что в 1743 году Главнокомандующий войсками Бакинского ханства Ашур-бек, Сардар области Азербайджан вместе с Фатали беком Афшаром двинулся со своим войском из Баку в город Ширван для подавления мятежа, организованного со стороны людей из города Ревана (Эриван) во главе с преступником из Марнеули Мирза Гусейном, который выдавал себя за потомка Сефевидов.
 
Бой между войсками Ашур-хана и Фетх Али хана с одной стороны и Сам-Мирзы и его союзником Мухаммедом, сыном Сурхая Казикумукского, с другой стороны завязался у города Ахсу. Потерпев поражение, Сам-Мирза удалился в Грузию, а войска Ашур-хана и Фетх-Али хана осадили и взяли Ахсу. За эти заслуги Надир-шах (1688–1747) подарил Ашур-хану земли на Апшеронском полуострове, включая деревни Сабунчи, Кешля и Забрат. Впоследствии эти нефтеносные земли закрепились за потомками Ашур-хана. После взятия Баку русскими потомки Ашур-хана были записаны как потомственные дворяне под фамилией Ашурбековы.
 
В 1873 году «Бекская комиссия» подтверждает бекское происхождение семьи, некоторые представители которой по сей день носят фамилию Ашурбейли и Ашурлы. В конце XIX века на родовых землях Ашурбековых были открыты крупные нефтяные месторождения, благодаря которым Ашурбековы стали одной из богатейших семей дореволюционного Баку. Имена представителей рода Ашурбековых перечисляются в книге историка Сары Ашурбейли «История города Баку». 
 
Каждый из представителей этого старинного рода оставил заметный след не только в истории Азербайджана. Среди них Хаджи-Мехти Кули бек, посланный в 1894 году в Москву представителями аристократии и дворянства города Баку на последующую коронацию Николая II с богатыми подарками, одним из которых был золотой кинжал с драгоценными камнями, за что он был награждён орденом Святого Станислава. Иса-бек Хаджи Мехти Кули-бек оглы Ашурбеков был меценатом и общественным деятелем. Финансировал газету «Иршад», которая издавалась под редакцией Ахмед-бека Агаева. 
 
Хаджи Ибрагим Аждар-бек Ашурбеков – знаменитый нефтепромышленник и меценат, финансировал строительство Голубой мечети в Баку, расположенной сегодня на улице Самеда Вургуна, напротив Парка офицеров. Бала-бек Ашурбеков – отец известного азербайджанского историка Сары Ашурбейли, занимался предпринимательской деятельностью и вместе со своим старшим братом Али-беком – меценатством. Они дали образование Рухулле Ахундову (реальное училище), академику Мир Асадулле Миркасимову (Медицинский институт в Одессе), Ханифе Пирвердиеву (реальное училище) и многим другим. Принимали участие в строительстве Бакинского водопровода, больницы в посёлке Сабунчи и строительстве большой мечети в Петербурге.
 
 
Представительницей этого знатного рода была и прабабушка Игоря Рауфовича Набат ханум Коджа-бек кызы, которая владела нефтяными промыслами и доходными домами. Особую известность она получила в связи с тем, что пожертвовала большую сумму денег на строительство Шолларского водопровода. Набат ханум также участвовала в финансировании больницы в посёлке Сабунчи, где бедные и сироты лечились за её счёт, бани для бедных жителей города Баку, строительства самой большой мечети в Баку – Тезе Пир, для чего был приглашён известный архитектор Зивяр-бек Ахмедбеков. Она отправила его в путешествие по странам Востока. По возвращении Зивяр-бек представил Набат ханум проект мечети с двумя двухъярусными минаретами.
 
Строительство началось в 1905 году. Для закладки первого камня в основание мечети Набат ханум пригласила Гаджи Зейналабдин Тагиева, который вставил и последний камень мечети по завершении строительства в 1914 году. Набат ханум не дожила до окончания строительства, она скончалась в возрасте 117 лет и похоронена у входа в построенную ею мечеть.
 
Прадед по линии матери – уроженец села Хирино Нижегородской губернии Григорий Резанов – происходил из крестьян. В Баку он переехал вместе с семьёй за несколько лет до революции. После прихода к власти большевиков Г. Резанов вступил в партию и впоследствии стал видным партийным функционером.
 
Оба деда Игоря Ашурбейли погибли в 1941 году: один был признан врагом народа и расстрелян, другой отдал жизнь за родину на войне. «Удивительно переплетение судеб людей и целых поколений.
 
В начале ХХ века простой крестьянин из Нижегородской губернии приезжает в Баку на работу к известному нефтепромышленнику. После революции нефтевладельца расстреливают, а рабочий становится крупным партработником. Летом 1941 года арестовывают и расстреливают сына того нефтевладельца, который оставляет пятилетнего сына – безотцовщину. Тем же летом 41-го на фронтах войны погибает муж дочери того рабочего, оставив однолетнюю дочь – безотцовщину. Эти дети со своими матерями-одиночками через несколько лет оказываются в одном дворе и долго растут вместе, даже не подозревая о связях семей, и в итоге женятся и рождают сына. Как такое возможно? А ведь это история моей семьи», – вспоминает Игорь Рауфович в одном из интервью. 
 
Действительно, волею судьбы мать и отец Игоря Ашурбейли росли в одном бакинском дворе. Со временем приятельские отношения переросли в нечто большее, и Рауф сделал своей подруге детства Елизавете предложение. В 1962 году пара сочеталась браком. В следующем году Лиза родила мальчика. Роды были тяжёлые. Только через три недели молодую маму выписали из больницы. Ребёнок рос на удивление спокойным и почти не капризничал. Он рано научился ходить и разговаривать. Первые годы после рождения сына Елизавета занималась его воспитанием, а потом, когда ребёнок подрос, стала работать инженером-метеорологом в Институте космических исследований.
 
Глава семейства занимался наукой, защитил кандидатскую диссертацию, заведовал отделением АСУ Азербайджанского института нефтехимических процессов. Рассказывая о детстве, Игорь Ашурбейли часто упоминает свою бабушку Евгению, к которой был бесконечно привязан. 
 
Евгения Григорьевна души не чаяла в своём внуке. Именно она тайно крестила мальчика в храме Божьей Матери в Пятигорске, ещё до того, как он пошёл в школу. Тогда он ещё не понимал всей важности этого церковного таинства. Сознательно к православной вере Игорь Ашурбейли пришёл только через много лет, в начале 1990-х годов.
 
ГОДЫ УЧЁБЫ
 
 
Игорь Ашурбейли рано освоил чтение и письмо. Произошло это не в последнюю очередь благодаря матери, решившей на время пожертвовать работой инженера и посвятить всё своё внимание воспитанию ребёнка. В первый класс престижной Бакинской школы № 27 с углублённым изучением английского языка он пошёл уже подготовленным. Может, потому школьная программа давалась ему с лёгкостью. Четвёрки в его дневнике появлялись только в виде исключения. Педагоги отмечали незаурядные способности мальчика. Игорь умел мыслить рационально, обожал читать, со всей серьёзностью изучал английский язык, что ему потом очень пригодилось в жизни. Ребята во дворе прозвали из-за его ненасытной тяги к знаниям и любви к чтению «профессором».
 
Кроме учёбы, приходилось ему ходить и в музыкальную школу. И хотя эти занятия Игорю не нравились, особенно гаммы, всё же музыка внесла определённый вклад в формирование личности учёного. А вот возиться с кошками ему очень нравилось. Игорь Ашурбейли говорит, что до сих пор кошки остались его любимыми животными. Они сильные и независимые, но в то же время преданные дому. А шахматы, любовь к которым привил ему ещё в детстве отец, и сейчас любимое хобби Игоря Рауфовича.
 
В 1980 году И. Ашурбейли окончил 27-ю школу с единственной золотой медалью в своём выпуске. В тот год в Азербайджанском институте нефти и химии (ныне Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности) как раз открылся новый факультет, где должны были готовить инженеров-системотехников. Игорь Ашурбейли выбирает для себя эту одну из самых популярных профессий в СССР. Причём выбирает с прицелом на будущее и свободно проходит сквозь сито конкурсного отбора, хотя на одно место претендовало 16 человек.
 
Специализация Игоря Рауфовича была связана с компьютерными и информационными системами и технологиями. Тогда это направление относилось к новомодным, но уже через несколько лет, в начале 1990-х, стало одним из наиболее актуальных и востребованных.
 
Молодой человек и здесь учится легко и с удовольствием. Передышку себе даже летом не давал – отправлялся куда-нибудь со стройотрядом. Однажды в качестве комиссара международного строительного отряда побывал в Чехословакии. Это была первая заграничная поездка Игоря Ашурбейли. За время обучения в институте он успел поучаствовать в большом количестве конференций, опубликовать ряд статей в журналах, посетить множество семинаров.
 
НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИ
 
Со своей будущей женой И. Ашурбейли познакомился ещё в студенческие годы. Виктория училась в одной группе с Игорем. Новая жизнь начиналась с романтических свиданий, а завершилась в 1983 году свадьбой. Через год после бракосочетания в семье Ашурбейли родился сын, которого назвали Русланом.
 
В 1985 году Игорь Рауфович окончил Азербайджанский институт нефти и химии по специальности «автоматизированные системы управления» (инженер-системотехник). После окончания института в течение года работал в лаборатории автоматизации производственных процессов Всесоюзного научно-исследовательского института переработки газа (ВНИИПиГАЗ). Впрочем, и от научной карьеры он отказываться не собирался.
 
В 1987 году Ашурбейли поступил на очное отделение аспирантуры родного вуза, а в 1992 году успешно защитил кандидатскую диссертацию. Учёную степень доктора технических наук Игорь Рауфович получит спустя 14 лет, в 2011 году. Имеет более 40 научных публикаций по проблематике систем управления.
 
В1988 году Ашурбейли занялся предпринимательством в области информационных технологий, телекоммуникаций и издательской деятельности. Тот год был знаменательным для страны – в СССР разрешили организовывать кооперативы. И Игорь Ашурбейли одним из первых в стране 10 июня 1988 года создал и возглавил Кооперативное координационно-производственное объединение (ККПО) «Социум», занимавшееся разработкой программного обеспечения, обучением компьютерной грамотности и консалтингом.
 
Сегодня «Социум» – крупный многопрофильный холдинг. Предприятия и компании, входящие в него, занимаются самыми разнообразными видами деятельности: производят широкую номенклатуру научно-технической продукции, разрабатывают IT-технологии, изготавливают медицинское оборудование, развивают сельское хозяйство, ведут банковскую деятельность, управляют и эксплуатируют имущественные комплексы, охраняют объекты. Девиз холдинга: «Большое – в малом, малое – в большом!»
 
Открытием кооператива «Социум» Игорь Ашурбейли не ограничился. У него было множество идей, азарт и явные организаторские способности. Он не боялся трудностей и умел мыслить стратегически. Всё это приносило практические плоды. Вскоре молодой предприниматель создал в Азербайджане Ассоциацию научных и производственно-технических предприятий и товарно-сырьевую биржу.
 
В 1989 году Игорь Ашурбейли был избран членом президиума Союза объединённых кооперативов СССР. А в 1990 году переезжает из Азербайджана в Россию, обосновываясь с семьёй в Москве, где на базе уже существующего кооператива в Баку создал и возглавил Всесоюзное научно-производственное объединение (ВНПО) «Социум» при Союзе предприятий потребительской кооперации Центросоюза СССР, занимавшееся разработкой, производством и реализацией информационных баз данных.
 
В 1991 году совместно с НПО «Алмаз» и рядом других известных государственных и частных структур ВНПО «Социум» выступил инициатором и соучредителем «Международного бюро информации и телекоммуникаций», занимавшееся разработкой, производством и реализацией широкой номенклатуры информационных и телекоммуникационных продуктов. Одна из целей, которую ставила перед собой МБИТ, – создание единого интернет-пространства, развитие Сети в России. Ашурбейли понимал, что будущее за Интернетом, и интуиция его не подвела.
 
 
Однако судьба распорядилась иначе, и из одной сферы – сетевых проектов – Игорь Ашурбейли неожиданно для себя самого попал в другую – оборонную. Вот как об этом он рассказал в беседе с корреспондентом «Российской газеты» Сергеем Птичкиным.
 
«В государственном Научно-производственном объединении «Алмаз» я появился в 1991 году. Тогда я был инициатором создания акционерного общества «Международная биржа информации и телекоммуникаций» (МБИТ). В состав её учредителей вошли более 40 значимых предприятий различных форм собственности, в основном государственных.
 
В том числе моя идея привлекла внимание генерального конструктора НПО «Алмаз», дважды Героя Социалистического Труда академика Бориса Васильевича Бункина. Именно он представил меня генеральному директору «Алмаза» Николаю Николаевичу Поляшеву, который стал впоследствии председателем Совета МБИТ. А уже тот, после того как мы с ним познакомились более обстоятельно, предложил мне через четыре года стать антикризисным управляющим возглавляемого им предприятия. Хотя тогда понятие «антикризисный менеджер» в обиход ещё не вошло. Поляшев попросил меня просто помочь выйти из глубочайшего кризиса, в котором оказался «Алмаз»...
 
Вникнув в суть проблемы, я ужаснулся. «Алмаз» действительно был создателем лучших систем ПВО и ПРО СССР. Казалось бы, и Россия должна была его беречь как зеницу ока, ни в чём не отказывая. 
 
Но в 1991 году финансирование крупнейшего даже по мировым меркам предприятия было сведено к минимуму. К 1994 году «Алмаз» стал разваливаться в прямом смысле слова. Были проблемы с отоплением, во многих технических помещениях оказались выбиты стёкла, в них гулял ветер, даже стены и крыши стали рушиться.
 
Долгов накопилось на сумму более 150 миллиардов рублей. Рабочая неделя временами была трёхдневной, зарплата специалистов и рабочих копеечная, да и ту в отдельных подразделениях не выдавали до восьми месяцев, поскольку платить было нечем. И вот 1 октября 1994 года я был принят на работу в НПО «Алмаз» восемнадцатым по счёту заместителем гендиректора Н. Н. Поляшева, моего будущего старшего друга и второго отца. Честно скажу, долго задерживаться я не собирался.
 
Но… так случилось, что проработал в «Алмазе» 16 лет. Проводил на предприятии день и ночь. Мы избавились от лишнего балласта, структурировали систему управления и научно-производственную деятельность НПО. Помогло и то, что ещё до моего прихода было проведено акционирование предприятия, что дало большую свободу манёвра. В 1998 году все долги предприятия удалось погасить, очистились от криминальных «арендаторов», восстановили полную рабочую неделю, стала значительно повышаться зарплата, которую платили регулярно. Всё это – результат нескольких лет очень напряжённой работы.
 
В том же году меня избрали председателем Совета директоров «Алмаза». А в 2000 году Николай Николаевич Поляшев ушёл на пенсию. Он и наш генеральный конструктор Борис Васильевич Бункин в письменном виде рекомендовали меня на должность генерального директора, что и было решено единогласно всеми представителями государства в Совете директоров. За время моего руководства капитализация «Алмаза» выросла в 37 раз, средняя зарплата увеличилась в 12,2 раза (с 4000 до 49 000 рублей), объём выручки (без НДС) вырос в 49,7 раза. Ни одна, даже нефтяная, компания такими темпами капитализации похвалиться не может, не говоря уже об оборонных предприятиях. А ведь пришёл я на предприятие в его предбанкротном состоянии».
 
С 1 октября 2000 года по январь 2011 года Игорь Рауфович проработал генеральным директор ОАО «НПО «Алмаз». Эпоха нулевых для «Алмаза» стала временем больших достижений: были модифицированы ЗРС «Фаворит», встали на вооружение российских войск противовоздушной обороны новые поколения зенитных ракетных комплексов «Триумф». После ухода из «Алмаза» Игорь Ашурбейли продолжил разрабатывать высокотехнологичную продукцию для ОПК, но уже на базе компаний, входящих в его собственный многоуровневый холдинг «Социум». Игорь Рауфович встал во главе созданного им в 2003 году Вневедомственного экспертного совета по проблемам ВКО. В сферу его интересов попали также издательская деятельность и космические исследования.
 
 
Осенью 2016 года мировые агентства сообщили о том, что  российский учёный Игорь Ашурбейли дал старт проекту «Асгардия», не имевшему аналогов в мире. «Асгардия» – это независимое Космическое государство, созданное с целью мирного освоения космоса. Сегодня счёт желающих получить «асгардианское гражданство» перевалил за миллион человек.
 
На вопрос московского корреспондента АПА «Что представляет собой космическое государство?» Игорь Ашурбейли ответил так: «Асгардия даёт человечеству шанс выжить. Космическое Государство Асгардия было создано 12 октября 2016 года. Это день нашего национального праздника. 18 июня мы отмечаем второй национальный праздник. В этот день в Государстве Асгардия были приняты декларация о национальном единстве, целостности и Конституция. В парламенте Асгардии представлены члены 42 стран. В парламент Асгардии избраны члены и из Азербайджана.
 
Они представляют в парламенте Азербайджан и азербайджанский язык. Как видите, наш парламент был учреждён не по принципу страны, а по языковому принципу. Сегодня население Государства Асгардия насчитывает более 1 миллиона человек из 230 стран мира. К сожалению, в этом списке Азербайджан находится на 58 месте. Конечно же, я бы хотел, чтобы моя родина Азербайджан была в этом списке на одном из ведущих мест. Потому что соседняя Турция идёт в этом списке второй после США.
 
Асгардия имеет всё необходимое для существования как государство – Конституцию, флаг, гимн и выбор представителей.
 
Асгардия разработала инфраструктуру, не зависящую от систем на земной планете. У асгардианцев есть паспорт, интегрированные портативные устройства, кредитные карты и традиционные смартфоны. Среди будущих планов Асгардии – представление глобального Интернета и вход в асгардианскую технологию, а также создание флота для защиты планеты Земля от астероидов. Асгардия – это не только страна, но и следующий шаг на пути развития человечества. Космическое пространство бесконечно. Космические исследования позволят Homo sapiens стать бессмертным».
 
 
 
Подготовила М. Гасанова
Газета «Вышка», выпуск от 10.09.2021,
рубрика «Наши соотечественники»
 

 

22 13591