Вход / Регистрация
Жизненное кредо:
Человечность и компетентность

Сирийские заметки. У Симеона Столпника

Может быть, самое сильное, какое-то библейское, впечатление было у нас, когда, выехав из Алеппо сквозь живописные горные ущелья, остановились ещё у одного святого места, медленно взошли на холм, вернее, на гору, с которой видно было мирную, почти пасторальную долину.

Валерий Николаевич Ганичев – прозаик, доктор исторических наук, председатель Союза писателей России.

Там внизу, не спеша передвигаясь, паслись овцы, желтела убранная нива, зеленели оливковые рощи, крестьяне собирали поздние мандарины. Вразброс виднелись небольшие деревеньки. Так, наверное, было и тысячу лет назад, и тысячу пятьсот, когда на её заросшей кустарником вершине поселился отшельник. И так же, как сегодня, по тропинке и дороге шли в гору паломники (сегодня-то, пожалуй, это больше туристы). А тогда шли больные, увечные, на костылях, помогая друг другу.

Шли верующие и сомневающиеся, чтобы поклониться, прикоснуться к святому Симону или к его Столпу, на котором он год от года поднимался всё выше и выше. Он старался уйти от чрезмерной суеты, человеческой тщеты, старался быть ближе к Богу. На своём Столпе он возвысился на 12 метров. И оттуда слышались громкие и безгласные молитвы, однотонное псалмопение, оттуда в тот мир шло духовное дуновение, ибо он молился там и днём, и ночью, в светлую погоду и в дождь, в пыльную бурю и в жаркий, раскалённый день, в холодную горную зиму и в ласковые осенние сирийские дни.

 
Многие из святых до раскола церквей были нашими святыми. Однако их останки, святые мощи, в большинстве своём оказались в католических храмах Европы. 
Валерий Ганичев

 Да, на этой горе возвышалась на Столпе обитель святого Симеона Столпника. Впоследствии на нём воздвигли византийский храм, тут шло почитание Божественного избранника. Нам, пожалуй, не дано до конца понять этот подвиг. Это – подвижничество, это – ревность в служении. Почему? Для чего? Каким образом можно было выдержать это испытание, эту муку, это изнурительное поведение? Как он смог оседлать своё тело, свой дух? Как пришла к нему благодать Божия?..

Останавливаемся у мраморного Столпа, вернее, у его оставшейся части. Какие бури людские, ураганы природные, войны человеческие снесли, обрезали этот Столп! Осталось два-три метра, стоящие на гранитном пьедестале. Но от него и сегодня исходит какой-то животворящий ток. Словно бы оттуда, из глубины веков и из горных обителей, обращает своё слово, своё целительство к нам Великий Молитвенник, отшельник и подвижник, Симеон Столпник.

В его годы (он родился в 300 г.), когда казалось, люди и государства снова вошли в соблазны, прелести, грехи, от которых их предостерегал Христос, многие христиане отдавали себя пустынножительству, оставляли мирскую жизнь, предавались спасению души вдали от мира сего...

Отец Сергий из небесно купольного храма Успения Божией Матери в посёлке Успенском, что на Рублёвском шоссе, предал себя идее: собрать сведения и написать книгу о святых христианских местах за рубежами России. Ведь многие из святых до раскола церквей были нашими святыми. Однако их останки, святые мощи, в большинстве своём оказались в католических храмах Европы. Отец Сергий хочет, чтобы русские люди, оказавшиеся за рубежом, не спешили сразу по приезду в шопы и бары, а поклонились бы святым мощам христианских подвижников.

Именно от отца Сергия услышал я рассказ, как во Франции, недалеко от знаменитого городка Кагора, он обнаружил в пустом храме мощи Антония Великого, и кюре милостиво (приняв банку икры) разрешил взять их и вручил нашему батюшке частицу этих мощей. Теперь они в небольшом сельском храме, где стараниями отца Сергия появились и частицы мощей преподобного Макария Египетского из костёла городка близ Неаполя, где они хранятся многие годы. Эти святые отцы, мощи которых уже сейчас есть в России, первых стояний христианской эры, и дали образцы монашества, пустынножительства. Симеон Столпник стал своеобразным продолжателем их подвигов.

 
Серафим Саровский тоже стоял на камнях, являя духовное упорство, доказательство безмерной человеческой способности, свободной воли, дарованной ему. Он совершал подвиг, очищая тело и душу.
Валерий Ганичев

...Мы стоим на горе, вокруг громадный каньон, остатки стен, капителей. Прикасаемся и прикасаемся к останкам Столпа и думаем, как мог святой наш Симеон 37 лет пробыть на столпе? А ведь он неустанно возносил Господу свою молитву. Многих спас. Какая сила воли, сила духа? Из своего прошлого закрадывалось сомнение: может фанатизм? Бегство от жизни? Прострация? Нет, конечно. Сила духа! Мужество! Благодать, сошедшая свыше! Дар Божий!

Вот ведь Серафим Саровский тоже стоял на камнях, являя духовное упорство, доказательство безмерной человеческой способности, свободной воли, дарованной ему. Он совершал подвиг, очищая тело и душу. Как объединилась их молитва в веках?.. Но всё возможно для Господа. Серафим Саровский сказал великие, заветные слова: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Вот они, эти духовные самоспасители и спасали тысячи.

Может быть, их молитвы и сохранили нам здесь очаги христианства, может быть, и отхлынувшая из нашей истории татаро-монгольская орда была задержана также духом их молитв, может быть, ими и пробудился гений Андрея Рублёва, встала на Нерли трепетная красавица церковь? Многое лучшее в людях погибало, многое уходило в предания, но многое ведь и осталось. Стоят православные храмы, молятся тысячи людей, творится немало добра, потому что молились за нас Антоний Великий, Макарий Египетский, Симеон Столпник, Серафим Саровский и их молитва ещё не иссякла.

...Стоим в небольшом храме, тесно прижавшись друг к другу, на скорбной панихиде на улице Поварской, у выезда на Новый Арбат. Ушёл из жизни Вадим Кожинов. Здесь его отпевают. «Упокой душу раба твоего...» – поднимаются и зависают под куполом слова молитвы. Скорбны и печальны в молитве сотоварищи. Я притиснут к свечному киоску. Сзади от входа передают и передают деньги: «Можно свечки?».

Я беру у матушки свечи, отдаю через плечо стоящим у входа. И вокруг вижу: среди иконок и свечей что-то знакомое и возвышенное. Да это же икона Симеона Столпника! Как она тут оказалась? Панихида заканчивается. Усопший следует на кладбище. Я спрашиваю об иконе у матушки за прилавком. «Дак, церковь-то ведь Симеона Столпника!» Вот так, да простят мне моё невежество, я не был здесь ни разу до этого. Здесь, в центре Москвы, небольшой, уютный, красивый, намоленый храм замечательного святого, стойкого в своих убеждениях подвижника Веры христианской... Может быть, не случайно закончил тут свой земной путь Вадим Кожинов...

Продолжение цикла «Сирийские заметки»

Мнения в авторских колонках не редактируются и могут не совпадать с позицией Игоря Ашурбейли.

ТЕГИ
Комментарии
Вы можете оставить комментарий, войдя на сайт под своим логином и паролем или авторизироваться через социальные сети.
КОММЕНТИРОВАТЬ
ЦИТАТЫ