Вход / Регистрация
Человечность и компетентность
  • Монахиня

• Литургия в Храме Рождества Христова

Служба велась на четырёх языках – арабском, французском, греческом и русском. Чтение Евангелия на арабском сильно напоминало пение муэдзина. Очень красиво, по-ангельски пели паломники из Франции. Они стояли рядом с нами, и создалось удивительное чувство единения.

Волнительно было наблюдать за нашими батюшками, участвующими в службе.

Пение, золото на облачении священников, огонь свечей и лампад… Удивительное сочетание торжественности и демократичности.

Мальчик лет двенадцати не смог справиться со сном, лёг на белый мраморный пол и уснул. Девушка чуть постарше – судя по всему, старшая сестра – гладила его по голове и что-то шептала на ухо. Вмешалась мама, велела девочке не будить брата. Так он и спал, пока не началось причастие. Тогда только его разбудили и причастили…  Этот маленький эпизод привлёк наше внимание и чуть позже стал поводом оживлённого обсуждения. Сложно представить, чтобы в российском храме люди чувствовали себя настолько свободно, что недоспавший ребёнок мог бы просто лечь и заснуть, а окружающие при этом всячески оберегали его сон. Скорее всего, такое поведение непременно вызвало бы порицание у некоторых прихожан и помощниц батюшки. Сопровождающие нашу группу священники согласились с этим.

– Да, это единственное, чего нам не хватает – вот такой демократичности, – задумчиво сказал отец Сергий.

В пещерном Храме мы также посетили костницу с черепами младенцев, убитых по приказу царя Ирода, и поклонились образу Вифлеемской Божьей Матери – единственной в мире иконе, на которой Богородица улыбается.

По окончании службы мы вернулись в Иерусалим, чтобы попрощаться с гостеприимным Сергиевским подворьем.

Вечером мы уезжаем на Север, чтобы познакомиться с местами, где Христос ходил по воде и творил другие чудеса.

20 июля 2017

• В Храме Рождества Христова

Благополучно миновав блокпост, мы приехали к началу богослужения в Храм Рождества Христова, который входит в число главных христианских храмов Святой Земли, наряду с Храмами над Голгофой и Гробом Господним и Церковью Вознесения на Елеонской горе. Это единственный Храм в Палестине, который сохранился в целости с домусульманского периода. Он простроен в III веке, и богослужения здесь никогда не прекращались.

Нас встретил гид, араб Таир, крещёный в православную веру. Он провёл нашу группу в пещеру Рождества, которая находится под амвоном базилики.

До начала службы Таир показал нам главные святыни – место в восточной части пещеры, где родился Спаситель, отмеченное серебряной звездой, а напротив, ясли младенца Христа.

– Сами ясли один католик украл, – сообщил нам гид.

Мы уточнили, как такое могло произойти.

– Потому что он баба римский, – пояснил Таир.

В арабском языке нет буквы «п», поэтому римский папа в устах нашего экскурсовода превратился неожиданно в бабу.

Имелось в виду, что внутренняя часть яслей вывезена как великая святыня в Рим в церковь Санта-Мария Маджоре в середине VII века при папе Теодоре 1-м, через несколько лет после захвата Святой Земли мусульманами. Папа Теодор боялся, что святыня будет поругана иноверцами.

Пространство пещеры заполнили паломники, собравшиеся на раннюю Литургию. Пространство, кстати, очень небольшое – всего 12 метров в длину, три с половиной в ширину и три в высоту.

При взгляде на просто одетых паломников, на их невыспавшиеся лица, на детей, жмущихся к родителям, на низкий и тёмный от копоти потолок, с которого свешивались лампады, почему-то подумалось, что так могла проходить Литургия где-нибудь в катакомбах, в период гонения на христиан.

20 июля 2017 г.

• Из Иерусалима в Вифлеем

Рано утром мы отправились в Вифлеем на раннюю Литургию в Храм Рождества Христова.

Древнейший и второй по значимости после Иерусалима для христиан город Вифлеем, где согласно Евангелию родился Христос, находится  на территории Палестинской автономии.

Расстояние от Иерусалима до Вифлеема всего 8 километров, но мы попали в пробку и ехали медленно.

Постепенно становилось тревожно. Мусор, много бедных арабов, сидящих у обочины, колючая проволока на блокпосту, солдаты израильской армии с одной стороны и вооружённая палестинская полиция с другой.

– Русия, – сказал по-арабски водитель нашего автобуса палестинскому полицейскому.

Полицейский заглянул в автобус, увидел строгое лицо отца Сергия, его чёрную рясу и дальше проходить не стал.

• Моё удивительное путешествие

Заметки Марии Магронт

В Израиле я бывала много раз, за 22 года доводилось приезжать и по два раза в год. Непременно посещала Иерусалим, поклонялась святым местам, была в Назарете, Вифлееме, на Галилейском море, уже не говоря о курортах Мёртвого и Красного морей. Отдых был всегда великолепным – пятизвёздочные отели, поездки на такси, магазины, рестораны и мучительный выбор, как распорядиться свободным временем, которого хоть отбавляй. Естественно, были экскурсии, в том числе индивидуальные. Поэтому, когда меня пригласили в Пятую юбилейную паломническую поездку , я, честно говоря, ехала, будучи уверенной, что всё в Израиле знаю и меня ничто не удивит.

Радость была от предвкушения работы, открытия Сергиевского подворья и замечательного коллектива, с которым мне предстояло пробыть на Святой Земле 6 дней. Ведь при праздном образе отдыха я с завистью смотрела на командировочных и на группы людей, которые останавливались в отелях как участники конференций – они здесь по делам и совмещают полезное с приятным. В таких поездках особенно ценится отдых.

Икона, подаренная М. Саакашвили

С трапа самолёта нас встретили на автомобилях, проведя вип-коридором. Программа пребывания была на руках – после сытного обеда в хорошем арабском ресторане мы поехали на экскурсию в музей Израиля, а после в православный монастырь Святого Креста. Он был построен и принадлежал Грузии, но потом грузины его потеряли, и сегодня им владеют греки, которые сохранили все фрески конца XII – начала XIII веков с надписями на грузинском языке, в том числе единственное портретное изображение великого поэта, классика грузинской литературы Шота Руставели. Приложившись к иконописному образу царицы Тамары, я подумала, какой удивительный народ грузины! С лёгкостью безвозвратно теряют сокровища, которыми владели, чтобы потом бессильно разводить руками и иметь возможность всем рассказывать о том, что им это когда-то принадлежало.

После ознакомления с историей Иерусалима, со свитками Мёртвого моря и фресками монастыря мы попросили наших гидов о заселении. Всё-таки перелёт ранним утром стал причиной бессонных суток накануне, и нам хотелось отдохнуть перед всенощной службой в Храме Воскресения Христова, более известном в миру как Храм Гроба Господня. К тому же в нашей группе было три священнослужителя – двое из Рязанской епархии и один из Алапаевской, и им предстояло ответственное мероприятие, а именно – принять участие в службе в главном храме христиан.

Когда я ехала на подворье, не знала, какие условия нас ждут. Договорившись, мы взяли с собой все ванные принадлежности. Каково же было наше удивление, когда мы попали в условия, равные хорошему трёх- четырёхзвёздочному отелю (всё зависит от страны, с которой сравнивать). Чистые новые номера с хорошими кроватями, телевизором, большие гардеробные шкафы и достаточное количество ящиков и тумбочек, приличная ванная комната с душевой кабиной и всеми принадлежностями. Прекрасный вид из окна на внутренний сад, хозяйственный блок на территории со стиральной и сушильной машинами и гладильная комната.

Территория обнесена надёжной каменной стеной с большими металлическими воротами с калиткой, круглосуточной охраной. Во дворике всё предусмотрено для уединённых бесед на скамейках, погружённых в тропические растения, искусно подсвеченными тропинками, а посередине – фонтан с живыми рыбками. Но главное достоинство – беспроводной интернет отличного качества на территории всего подворья, который автоматически определяется при попадании на территорию, и не нужно вводить всякий раз логин и пароль, как того требуют, порой, условия пятизвёздочного отеля.

Отдохнув и поужинав, мы отправились на службу в Храм Воскресения Христова в Старый город.

Встреча группы с настоятелем Храма Воскресения Христова

Накануне нашего приезда, 14 июля, здесь произошли трагические события между местными жителями, и безопасность была усилена. Микроавтобусы уже не пропускали туда, куда ранее можно было проехать, причём это относится ко всему транспорту, никаких вип-номеров. Посещение Храма для нас началось с экскурсии, затем наши священнослужители отправились на совершение всенощного богослужения. Мы с камерами были наготове и испытывали особенную гордость, когда молитва зазвучала на русском языке!

Экскурсионная программа была очень насыщенной и интересной, нас провели в места, где я раньше не бывала, или не фокусировала внимание. Сейчас же, с нашей группой каждое слово экскурсовода и принимающей стороны в храмах оседало сразу же в подсознании, лишь изредка проходя фильтры сознания.

Русская духовная миссия. Первый день встречи с Отцом Никоном

Русская Духовная Миссия. Первый день встречи с отцом Никоном

Поразила теплота приёма отцом Никоном в Русской Духовной Миссии (РДМ), (оказывается, паломники часто обращаются в РДМ с самыми разными случаями – от утери документов до медицинских проблем, если таковые случаются во время пребывания), потом Троицкий собор, в котором я захотела приобрести иконы и сувенирные обереги.

Проходя уже даже не в десятый раз по Старому городу, как мне показалось, впервые посетила туннель Хасмонеев (осмотр сохранившейся части отрезка Виа Долороза времён Иисуса Христа), проход к Претории. Туннель впечатлил – узкие проходы между высокими скалами, темнота, подземные источники воды; из заботы о туристах – мощные вентиляторы, подушки из кожзаменителя, приделанные к скалам таким образом, чтобы современники высокого роста не травмировали голову, проходя под каменными сводами туннеля. Здесь же находится подземный фрагмент Стены Плача. Когда мы проходили, там молились женщины.

Не скрою, проходя по Крестному пути Спасителя, который усеян товарами восточного базара, меня иногда посещали мысли: почему, если люди так верят в Бога, продают религиозные принадлежности по фиксированной цене, а не за пожертвования; почему у нас в стране так мало церквей, где можно, заходя с кредиткой, взять свечи, выложив ту наличность, которая имеется в кошельке; и почему невозможно приобретать ничего по банковской карте? Сознание мне говорило, что людям, которые это производят, надо оплачивать их труд, и я решила не думать об этом, продолжая наш маршрут и пытаясь перенестись в события почти 2000-летней давности.

Мы посетили Александровское подворье (Порог Судных Врат), поднялись на крышу осмотреть коптскую церковь и кельи эфиопских монахов, через эфиопскую церковь спустились по лестнице к Храму Гроба Господня. Любопытно, что эфиопские монахи соблюдают обряды и выполняют ритуалы, описанные в Библии, а стены их храмов непременно украшают картины с изображением встречи царя Соломона и царицы Савской, которая, полюбив мудрого царя Израиля, приняла его веру и хранила ему верность до конца своих дней, несмотря на разлуку.

Все дни, благодаря организатору нашей поездки Игорю Ашурбейли, сопровождались разнообразными светскими обедами и ужинами в ресторанах, уже не говоря о плотных завтраках, так что сказать, что мысли посещали на голодный желудок, было бы дерзкой ложью.

По мере увеличивающихся наших остановок, посетив закрытые святыни, и особенно Кувуклию, я стала отчаянно понимать, что хочу принять Крещение. В моё советское детство крестить ребёнка в церкви, не выезжая в другой город, было довольно рискованно как для карьеры родителей и любимой бабушки, так и для моего будущего. Поэтому служительница церкви тайно совершила обряд на дому, и я была недокрещена. Мучило ли меня это все годы? Вряд ли, хотя мысли принять Крещение посещали. Почему-то именно после VIII остановки Спасителя на его Крестном пути я посоветовалась с нашими священниками о. Сергием, о. Алексием и о. Валерием, как мне быть, могу ли я принять Крещение здесь и сейчас? Они развеяли мои сомнения, подсказав, что довершить обряд несложно и возможно именно сейчас, на Святой Земле.

Мой коллега – по образованию физик, по профессиональной принадлежности закостенелый телевизионщик, режиссёр монтажа, звукорежиссёр и композитор, известный в Москве, – Олег Васильев, услышав моё желание, сказал: «Маша, я тоже хочу принять Крещение». Для меня это было, как гром! Олег, который до сих пор со скепсисом относился ко всему религиозному, но из уважения к моим чувствам веры в Создателя не вступал со мной в споры мироздания, вдруг захотел креститься! Я позвонила отцу Никону в Русскую Духовную Миссию и рассказала о своём желании. Мы встретились на открытии Сергиевского подворья, у меня уже чётко в голове поселилась мысль, что некрещёной я не должна возвращаться домой.

18 июля, в день преподобного Сергия Радонежского, состоялось открытие русского подворья. Всё прошло на высшем уровне – от внешнего оформления до атмосферы внутри. Классическая музыка, великолепные фуршеты, светская одежда и разговоры – вот что не отталкивает от веры! У корреспондентов и операторов глаза сияли радостью. Кстати, радость я заметила и в глазах моего друга и коллеги, эксклюзивного сегодня оператора Виталия Мадея. Несмотря на чудовищную усталость ног, которую чувствовали многие участники нашей группы, он старался не пропускать ни одной экскурсии; его вдохновение радовало меня – он восторженно молчал о местах, которые мы посещали, так, наверное, молчат о самом сокровенном.

Накануне главного торжества я рассказала о своём решении принять Крещение своему другу Елене Александровне Агаповой – участнице нашей паломнической группы, она согласилась стать не только свидетелем нашего с Олегом обряда, но и моей Крёстной. Я была на вершине счастья! Теперь я определилась с верой и у меня есть замечательная Крёстная – как в сказке, но всё по-настоящему!

Православные Святыни Иерусалима, в том числе Гефсимания, трапеза с настоятельницей храма Марии Магдалины, могила архимандрита Антонина (Капустина) – собирателя Русской Палестины, открытие возвращённого России подворья, интервью и светские беседы были уже позади. До отлёта в Москву нашей съёмочной группе оставался один день.

19 июля в назначенное время мы с Еленой Александровной и Олегом Васильевым отправились в Русскую Духовную Миссию. Отец Никон начал обряд. Чтение молитв, долгожданное помазание и проход Олега в алтарь, а меня к Царским вратам. Мы были в закрытом храме РДМ вчетвером. Но я ощущала присутствие Высших сил. Я смотрела на своего друга, который мне стал «крёстным братом», если так можно сказать; он очень ответственно и серьёзно отнёсся к таинству Крещения, с таким выражением лица он ждал появления на свет своего сынишки Максима. Выходили мы окрылённые. Молчали и улыбались.

Отец Никон надевает крестик Олегу Васильеву

В этой поездке я многое переосмыслила, что мучило меня в Москве. Поняла, что нужно принимать всех людей такими, какими они созданы, не стоит пытаться что-то исправить. Нужно просто искать своё и радоваться всем друзьям, которых посылает судьба на моём пути, с их разными качествами. Я перестала судить о достоинствах и недостатках – просто поняла, что это мелко. И ещё одно, всё происходит в то время, когда должно. Нет смысла сетовать на то, что не сделал чего-то раньше, не время было. Если бы мне кто-то сказал, что я поеду и приму Крещение, я бы не поверила. И так неплохо чувствовала себя, да и поездка в Израиль была уже неизвестно какой по счёту.

Особенность событий формирует состояние души, в котором уезжаешь, желание найти себя, время, в которое всё должно случиться, и смелость. Ведь если бы Иисус был труслив и смело не шёл на Голгофу, не поклонялись бы мы сегодня ему. Там я поняла, что принятие кардинальных решений в жизни – удел сильных, подстраивание под её поток, прикрываясь тем, что так отведено судьбой, – удел трусливых. Смелые, порой, живут недолго, но трусы не живут вовсе.

Когда мы вернулись, нас торжественно встретила наша большая семья – организаторы и участники Пятого юбилейного паломнического тура: Игорь Рауфович Ашурбейли, Елена Анатольевна Щербакова, Катюша Кураченко, Саша Омельянчук, Евгения Лебединская, Екатерина Татарникова, Кирилл Плетнер, Аида Асбахи, Виталий Мадей, Юлия Тренёва, о. Сергий, о. Алексий и о. Валерий, инженер Павел – все они приветствовали нас и вручили памятные медали о нашем паломничестве.

Но самая главная награда – это память о 6 днях, за которые мы прожили большой фрагмент жизни, и, если бы я верила в ускорение времени, сказала бы, что в сутках было 90 часов, когда жить нужно здесь и сейчас.

Мария Магронт, 24.07.2017, Москва-Иерусалим

• Паломники побывали на свадьбе в Иерусалиме

• Сергиевское подворье сегодня

• На Елеонской горе

И воспев молитву, мы отправились на гору Елеонскую.

На самом деле это невысокая гора – выше уровня моря всего на 850 метров. Из-за неё встаёт солнце над Иерусалимом.

Спаситель любил уходить сюда из города, чтобы отдыхать и беседовать с учениками, раскрывая им смысл библейских пророчеств. Здесь, на Елеонской горе, в Гефсиманском саду Он в молитвах провёл Свою последнюю ночь перед арестом.

Почти два тысячелетия спустя в этом же саду мы любовались на массивные оливы, на молодые ветви, растущие из древних стволов... Чем это не образ древней и вечно молодой христианской веры?

Оливковое дерево Гефсиманского сада

Затем все паломники посетили Храм Вознесения, известный под названием Стопочка. Это небольшая часовня на вершине Елеонской горы, построенная на месте Вознесения Христа, где находится камень с отпечатком Его босой ступни.

Наблюдая, как твои товарищи прикладываются к отпечатку ступни Иисуса на камне, ты понимаешь, что путешествуешь по ожившим страницам Библии.

Здесь невозможно не уверовать. Оператор Олег и режиссёр Мария, снимавшие нашу паломническую группу, крестились сегодня. А ещё один наш товарищ, тоже паломник, рассуждавший в Москве о том, что вера важнее религиозности и что в храм ходить не обязательно – достаточно иметь его в сердце, на днях впервые в своей жизни причастился и исповедался.

По возвращении в Сергиевское подворье нас ждал сюрприз. Игорь Рауфович Ашурбейли, Директор Императорского Православного Палестинского Общества в Израиле и глава нашей группы, поручил наградить всех участников паломничества памятными медалями, сделанными по его эскизу.

Награждение участников паломничества памятными медалями