Вход / Регистрация
Жизненное кредо:
Человечность и компетентность

Учёный Марк Шелхамер: Если Асгардия поспособствует сотрудничеству специалистов разных областей науки, это принесёт большую пользу

Фото: asgardia.space
Фото: asgardia.space
В преддверии Первого Научно-инвестиционного конгресса Асгардии (ASIC) один из его основных докладчиков Марк Шелхамер, профессор отоларингологии Университета Джонcа Хопкинса и эксперт в области исследований воздействия космоса на организм человека, побеседовал с Asgardia Space News о колонизации Луны, высадке на Марсе и наиболее серьёзных препятствиях на пути к этим достижениям.
Как бывший главный научный сотрудник НАСА по исследованиям человеческого организма в Космическом центре Джонсона, д-р Шелхамер считает, что марсианские планы Илона Маска в их нынешнем виде неосуществимы.
 
– Колонизация Луны вновь стала приоритетом для космических держав. Как Вы думаете, когда человечество вернётся на Луну и построит там лунные базы?

– Учитывая новую волну интереса со стороны США, при наличии средств мы могли бы вернуться на Луну через пять-десять лет. Но высадка на Луне и лунная колонизация – это два разных вопроса. Я с нетерпением жду возможности узнать мнения участников Первого Научно-инвестиционного конгресса Асгардии. Но, по моим ощущениям, до колонизации ещё далеко – как минимум лет 10–20. Здесь слишком много нерешённых вопросов и, помимо всего прочего, нет чёткого понимания, какие инвестиции на это потребуются.

– Как Вы думаете, когда люди высадятся на Марсе?

– Даже не представляю. Если верить НАСА, примерно через 20 лет, однако в связи с полётами на Луну подготовка к марсианской миссии будет отсрочена.

– Что является главным препятствием для пилотируемых миссий на Марс и другие планеты? Радиация? Лунная и марсианская пыль? Психология человека?

– Радиация – серьёзная проблема. Под воздействием условий длительного космического полёта возникнет риск повреждения нервной системы. Мы ещё так мало знаем об этом! Психологические проблемы, связанные с изоляцией, пребыванием в замкнутом пространстве и межличностными отношениями, могут стать самыми большими испытаниями для экипажа.

Люди, особенно профессиональные космонавты, очень выносливы. Однако нужно, чтобы они не просто смогли продержаться на Луне или Марсе какое-то время, но и сохранили бы высокую работоспособность. Они должны преуспевать, а не выживать.

– В одной из статей Вы упомянули, что уже поступали предложения проводить отбор астронавтов на основе исследований генетической устойчивости кандидатов к таким явлениям, как радиация. Насколько уместен этот подход к отбору членов экипажа для полёта на Марс?
 
– Эта идея далека от воплощения, если она вообще когда-либо осуществится. Упомянутая вами статья лишь размышления о том, что мы сможем когда-то в будущем претворить в жизнь, а не руководство к срочным действиям. По крайней мере, в США закон запрещает принимать решения о трудоустройстве на основе генетических данных кандидата.

– Может ли редактирование генома или имплантация искусственных органов в перспективе помочь людям приспособиться к жизни в космосе и исследованию других планет Солнечной системы?

– В принципе, да, может, но опять же в отдалённом будущем. Полёт в космос априори связан с большим количеством неизвестных. Не стоит добавлять неопределённости, производя подобные манипуляции с человеческим организмом – по крайней мере, до тех пор, пока эти технологии не будут тщательно проверены. На это требуется время. Мы даже не делаем профилактическую аппендэктомию у астронавтов из-за риска возникновения нежелательных побочных эффектов в космосе.

– Что Вы думаете о подходе Илона Маска к исследованию Марса? Не кажется ли он Вам слишком авантюрным?

– Его планы неосуществимы, по крайней мере, в рамках заявленных сроков. Я думаю, он недооценивает трудности, ведь речь идёт о пилотируемых полётах. Однако Маск делает нечто потрясающее и будет продолжать изумлять нас. Возможно, ему нужно пересмотреть свои планы относительно Марса.

– Как оцениваете роль технологий искусственной гравитации и защиты от космического излучения в процессе подготовки пилотируемых миссий в дальний космос? Какие задачи считаете сегодня приоритетными для отраслевого научного сообщества?

– В дальних космических полётах члены экипажа столкнутся со значительными психологическими трудностями, и у нас пока нет надёжных вариантов для их преодоления. Вызывают озабоченность проблемы, связанные с перемещением жидкостей в организме. Искусственная гравитация может способствовать их разрешению, но она привносит свои сложности (например, дезориентирующие вестибулярные стимулы). Защита от космического излучения – это непростой, но решаемый вопрос. 

– Как Вы думаете, какой вклад может внести Асгардия в исследование дальнего космоса?

– Асгардия для меня дело новое, поэтому я сам хотел бы получить ответ на этот вопрос. Если Космическое Государство сможет поспособствовать проведению междисциплинарных дискуссий и развитию сотрудничества между специалистами разных областей науки, это принесёт большую пользу. Очень сложно организовать совместную междисциплинарную работу представителей таких направлений, как физиология, медицина, инжиниринг, операционная деятельность, проектирование космических аппаратов и т. д. Здесь возникает множество препятствий, проблем, которые необходимо решать системно. От устранения этих препятствий зависит появление новых прорывных проектов и достижений в космической отрасли.
 
ТЕГИ
Комментарии
Вы можете оставить комментарий, войдя на сайт под своим логином и паролем или авторизироваться через социальные сети.
КОММЕНТИРОВАТЬ
ЦИТАТЫ