Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
17:00 / 22 августа 2024
Спортивные и когнитивные тесты для наземных космонавтов
17:00 / 22 августа 2024
Очередной день исследований, приближающих освоение человеком дальнего космоса, подробно описан испытателем Асгардии, врачом годового изоляционного эксперимента SIRIUS-23, Ксенией Орловой. За стенами Наземного экспериментального комплекса ИМБП РАН кипит жизнь со всеми радостями, страстями, случайностями, подогреваемая солнцем. А в это время в изоляции:

160-е  сутки изоляции. Запись от 22.04.24 года

В этом месяце я дежурю в экипаже с Олей (исследователь Ольга Мастицкая), по обыкновению, накрываю и убираю завтрак, готовлю сервировку с вечера, чтобы утром не тратить на это время. Потому что утро, как правило, насыщенное. Сегодняшнее – тоже: провожу забор крови.

После завтрака привычные когнитивные тесты и сброс данных с диктофонов. Диктофоны мы включаем во время записи утреннего и вечернего DPC (ежедневного минимального видеоотчёта о самочувствии). Профессиональные звукозаписывающие устройства фиксируют все оттенки тона нашей речи, благодаря им исследователи смогут не только оценить наши видеоданные, но и проанализировать состояние по голосу и построению фраз.

Затем готовлюсь к тренировке на активной беговой дорожке с дополнительными исследованиями. Мне ассистирует Ксюша (Ксения Шишенина).

На испытателя (в данном случае на меня) надевается шапочка с электродами для электроэнцефалографии. Через длинный шнур, который я называю «хвост эйвы» по аналогии с фильмом «Аватар», необходимо подсоединиться к электронному блоку, где изображена панель с индикаторами подключения. При нанесении проводящего геля под электроды и возникновении нужного импеданса на панели загораются зелёные лампочки, если поляризации недостаточно – красные. Два электрода дополнительно закрепляются клипсами на мочках ушей. Вся эта система  соединена с ноутбуком, записывающим параметры.

Для начала испытатель должен на три минуты закрыть глаза и посидеть неподвижно, расслабившись, пока записывается фоновая ЭЭГ.

После сохранения записи «хвост эйвы» отсоединяется, провод нужно закрепить на теле и одежде так, чтобы он не мешал во время тренировки на активной беговой дорожке. Обычно я сворачиваю его кольцом и застёгиваю в кармане шорт. Бегаю в шапочке, чтобы не надо было заново соединять электроды. Дополнительно надеваю пояс для грудного кардиодатчика, смачиваю его для лучшего контакта с кожей. Ксюша помогает мне закрепить на бедре датчик, регистрирующий потребление мышцами кислорода во время движения. Теперь я перехожу на активную беговую дорожку, закрепляю страховочные ремни на торсе.

Скорость ходьбы периодически меняется. После разогрева дорожка замедляется и далее через каждые полминуты ускоряется до 15 км/ч. Если испытатель не может пробежать на такой скорости, то просит помощника остановить на той, что для него предельна.

После нагрузки возвращаешься на стул, расслабляешься и снова записываешь ЭЭГ. Потом, не снимая шапочки, пересаживаешься за ноутбук для выполнения серии когнитивных и психологических тестов.

Первый тест – соотнесение неконгруэнтных стимулов шрифта и цвета у представленного текста. Необходимо сопоставить значение слова и цвет, которым оно написано. Похожий тест мы проговариваем вслух на психологической методике «Парус».

Второй – на запоминание чисел. Третий – отслеживание движущихся объектов.

Следующий тест с чёрно-красными таблицами: ищем по порядку все числа от 1 до 25 в чёрной таблице, затем – от 25 до 1 в красной таблице. Потом таблицы совмещаются, в пестрящем двумя контрастными цветами хаосе цифр нужно последовательно выбирать чёрные числа по возрастанию и красные – по убыванию. Непростая методика, требующая максимальной концентрации. Об ошибке извещает звуковой сигнал, и ты должен её исправить. Справиться помогает проговаривание цифр вслух – когда зрительная память подводит, подключается слуховая. 

Завершающий тест на креативность. Тебе даётся лист бумаги с десятком абстрактных элементов. Каждый из них ты должен превратить в рисунок и подписать, что изобразил. На всё про всё не более 15 минут.

Справившись с заданием, вновь подключаю шапочку к электронному блоку для финальной трёхминутной записи ЭЭГ.

С помощью этого комплексного исследования изучается влияние внешних и внутренних факторов на операторскую деятельность потенциального космонавта. Учитываются различные типы мышления и их взаимосвязь с физиологическими особенностями конкретного человека.

Я эту методику очень ждала. Ещё и потому, что она даёт право на мытьё головы вне расписания, иначе после геля волосы превращаются в цемент. Вот такой бонус я получила перед обедом.

А потом настала моя очередь проводить ту же методику для командира (Юрий Чеботарёв). У ассистента тут много задач и алгоритмов. За два часа до начала методики ставится на зарядку набедренный датчик. Нужно проследить, чтобы испытатель не пил кофе и крепкий чай. Запустить программу, ввести его данные.

Когда подходит время исследования, набираю проводящий гель в шприц со срезанной иглой – гель аккуратно вводится под каждый электрод на шапочке.

Так как методики проводятся многократно, постепенно каждый из членов экипажа вырабатывает свои лайфхаки по наиболее продуктивному и безопасному для испытуемого ассистированию. Сейчас, например, я приподнимаю край шапочки и просовываю подушечку пальца под электрод, чтобы, прокалывая тупой иглой электродное отверстие с другой стороны, не причинить дискомфорт коже Юры. Излишки геля стираю сухой салфеткой.

Когда всё готово, запускаю на ноутбуке функцию мониторинга. Убеждаюсь, что сигналы со всех каналов считываются хорошо. Если возникают высокочастотные сигналы, проверяю возможные источники наводок. Отсоединяю ноутбук от сети, убираю подальше все приборы, отодвигаю сам электронный блок. Когда сигнал чистый, запускаю запись. Предварительно попросила других членов экипажа не шуметь и не ходить рядом без необходимости, так как всё это отражается на ЭЭГ-показателях.

Через три минуты останавливаю запись, сохраняю данные. Помогаю командиру отсоединиться от электронного блока. Далее Юра сам надевает кардиодатчик, а я фиксирую другое устройство у него на бедре – в точке, расположенной в 15 см от колена.

Потом мне необходимо вооружиться двумя планшетами. На планшете Юры запускается программа для считывания его кардиологических показателей. Свой настраиваю на датчик, закреплённый на ноге. Когда испытатель готов, запускаю тренировку и запись на кардиодатчике. Спустя 2 минуты 50 секунд, которые испытатель проводит в покое, включаю запись по турецкому датчику. Через 10 секунд начинается ходьба и регистрация параметров. Моя задача тем временем – подготовить всё для психологического тестирования.

Когда все тесты выполнены, данные сохранены, повторяем ЭЭГ. Только теперь я могу отпустить испытателя в душ, предварительно освободив его от шапочки и датчиков.  А мне предстоит всё убрать. Спасибо Ксюше, которая придумала вымывать гель из всех электродов шапочки зубной щеткой. Очень удобно. Разобрав и вымыв гель также и из шприца, укладываю его на просушку. С ноутбука нужно выгрузить и подписать данные, сбросить себе на флешку и передать постановщикам через наш локальный сервер. Ещё не забыть отшлюзовать тесты на креативность и убрать оборудование на склад.

Около 16-17 часов голод даёт о себе знать. Теперь можно перекусить и выпить какой-нибудь интересный напиток. Отдаю предпочтение заменителям молока, но сейчас у коллег уже закончились сухие кокосовые сливки, нужно придумать для кофе что-то новое.

Вдруг меня осенило, что сухое кокосовое молоко есть в нашей сублимированной рисовой каше, входящей в меню завтрака. Осталось придумать, как извлечь молоко, а кашу оставить. Коллективный разум любителей полдника подсказал мне использовать заварник для чая – ложку с двумя ситечками. Чего только не придумают пытливые учёные умы в условиях изоляции и ограниченных ресурсов!

С помощью этого мини-сита опыт отделения сухого кокосового молока от риса и сахарных кристаллов удался. Полученный чистый продукт пересыпала в пакетик zip-lock и заварила с ним кофе. Кашу без молока оставила себе на следующее утро.

Восполнив энергию, снова взялась за когнитивные тесты и заполнение наших рутинных кратких опросников. Сбросила данные с наручных часов-актиграфов на ноутбук и отправила на сервер.

В течение недели актиграфы записывают количество движений и частоту сердечных сокращений. Так как в космосе мерить шаги неактуально, там уже достаточно давно используют именно такие часы, фиксирующие движения рук. На циферблате режим обозначается милым пиксельным космонавтом.

Во время ужина посетовали друг другу на то, что сегодня никто не получил сообщений от личных контактов ни в вечерний, ни в дневной сеанс связи. Из наблюдательного пункта сообщили, что произошёл сбой в системе, и пока не известно, как быстро он будет устранён.

Я уже привыкла к тому, что личные сообщения приходят редко – примерно раз в три дня по одному. Но конкретно сегодня очень ждала ответов от определённых контактов. Вот когда действительно начинаешь ощущать, что оторван от мира.  Будто мы и вправду в космосе. Потеря связи – шаг ещё и в информационный вакуум.  При этом не знаешь, сколько это продлится.

Помню, что Виктория Кириченко, испытатель Асгардии и врач экипажа эксперимента SIRIUS-21, поделилась в одной из своих дневниковых записей, что во время очередного сеанса связи в почте её ожидало 30 новых сообщений... В SIRIUS-21 не было ограничения на количество контактов, а мы эти 30 неотвеченных сообщений и представить себе не можем.

Даже не знаю, что хуже – когда на почте «завал» и ты хочешь, но просто не успеваешь ответить всем, или когда там пустота, и каждого входящего ждёшь как огромного подарка. Точно начинаешь ценить редкое общение и дорожить им ещё больше. Тщательно продумываешь и подбираешь фразы, когда пишешь: о чём спросить, что рассказать, чем порадовать близких…

СПРАВКА:

 

Изоляционный эксперимент SIRIUS-23 стартовал 14 ноября 2023 года и продлится ровно 366 суток. Всё это время экипаж из шести добровольцев будет находиться в изоляции, в Наземном экспериментальном комплексе ИМБП РАН, выполняя программу медицинских, биологических, психологических исследований и технических экспериментов. 

 

Космическое Государство Асгардия во второй раз участвует в длительном изоляционном эксперименте с научной программой «Оценка влияния изоляции как негативного фактора космического полёта на иммунологический, микробиологический статусы и минерально-костный обмен в организме женщины». В экипаже SIRIUS-23 Асгардию представляет врач аллерголог-иммунолог Ксения Орлова.

 

Участие в изоляционных экспериментах – один из этапов пути к выполнению главной научной миссии Асгардии – рождение первого ребёнка в космосе, что гарантирует бессмертие человеческого рода в случае катастрофы на Земле.

Ещё материалы по теме Асгардия в SIRIUS-23. Записки из изоляции:

Космическая диета. Главный ингредиент – осознанность

Традиции экипажа SIRIUS-23 для борьбы с монотонностью изоляции и стрессом

3 упражнения на выносливость и гибкость от космического испытателя Асгардии Ксении Орловой

Одни дома. Что плохого в эгоизме - выводы, сделанные в космическом эксперименте

1 3015