Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
23 октября 2019
Человек широкой души. 24 октября 2019 года легенде российской оборонки Николаю Поляшеву исполнилось бы 86 лет
23 октября 2019
Игорь Ашурбейли называл его вторым отцом. Их тесная дружба продолжалась с 1991 года до самого ухода Николая Николаевича в 2008 году.
Этот снимок сделан в ноябре 2008 года, когда Николая Николаевича алмазовцы поздравляли с 75-летием. Буквально через месяц, в самый канун нового 2009 года, 30 декабря Н. Н. Поляшева не стало
Этот снимок сделан в ноябре 2008 года, когда Николая Николаевича алмазовцы поздравляли с 75-летием. Буквально через месяц, в самый канун нового 2009 года, 30 декабря Н. Н. Поляшева не стало

Для Игоря Ашурбейли Николай Николаевич Поляшев, генеральный директор «Алмаза», занимавший этот пост с 1983 по 2000 г., долгие годы был профессиональной и духовной опорой и настоящим другом, с уходом которого очень сложно смириться.

И. Р. Ашурбейли и Н. Н. Поляшев с супругами на отдыхе в Подмосковье

И. Р. Ашурбейли и Н. Н. Поляшев с супругами на отдыхе в Подмосковье

«Мне сильно, непереносимо его не хватает. Наверное, это слабость. Ведь не на кого больше опереться. Никто теперь не скажет: «Игоряш! Держись за трубу!» Часто говоря это мне, Поляшев имел в виду «Алмаз», но я-то всегда подразумевал его самого. Видимо, пришло и моё «взрослое время» – время давать советы, а не просить о них, время помогать, а не просить о помощи, время отвечать, а не задавать вопросы. Низкий поклон Вам, Николай Николаевич!», – написал Игорь Ашурбейли во вступлении к книге «Н. Н. Поляшев», издание которой он инициировал в 2008 году сразу после смерти своего старшего товарища, коллеги, наставника и друга. Книга увидела свет в 2009 году.

Н. Н. Поляшев внёс огромный вклад в разработку грозного российского оружия – ЗРС С-300ПМУ и ЗРС «Триумф». Всего на его счету более 130 научно-технических работ и 65 авторских свидетельств. Во многом благодаря ему оборонному гиганту НПО «Алмаз» удалось выстоять в кризис 1990-х. 52 года Поляшев бескорыстно отдал «Алмазу». А о признании и наградах говорил: мол, они нужны только, чтобы нести перед гробом.

«Он не только никогда не совершал подлостей, но и в мыслях своих не держал зла. Даже матюги в его устах (а поругаться он любил) звучали беззлобно и как-то по-детски. Если он заблуждался, то искренне и всегда с присущим ему грубоватым юмором мог признать ошибку и исправить её. Заботливый к родным и близким, он не был подобострастен перед начальством и высокомерен с подчинёнными. Не будучи крестьянского происхождения, он был, по моему мнению, хрестоматийным крестьянином – угловато-кряжистым, прижимистым, с хитрющими умными глазами, смекалкой и истинной народной мудростью, возводимой им порой до высот философии. Никогда не мелочился, был азартен и жаден до жизни и бескорыстного человеческого общения. Про таких говорят: человек широкой души».

4 1774