Вход / Регистрация
Жизненное кредо:
Человечность и компетентность

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк: Великий пост – духовная весна

Наступило особое время церковной жизни, которое в народе называется Великим постом. Это по преимуществу время воздержания, покаяния и молитвы.

К сожалению, в сознании современного человека смысл поста нередко низводится до простого ограничения себя в пище. То есть воспринимается как временный переход к постной диете. И здесь на первое место порой ставятся совершенно другие приоритеты. Пост воспринимается как время для физического очищения организма, весьма полезного для здоровья нашего тела.

Конечно, избегать скоромной пищи, рыбы, спиртного, ограничивать себя в размере обеденной порции или ужина – это всё хорошо, поскольку оказывает благотворное влияние и на тело, и на душу. На тело – потому что учит нас не воспринимать серьёзно все его желания. Учит держать тело в необходимых для гармоничной жизни рамках. На душу – поскольку хоть немного тренирует нашу волю, расслабленную в комфорте цивилизации. Однако было бы неразумно всё сводить только к этому.

Пост – не самоцель. Это лишь необходимая основа для благотворных изменений. Возможность очнуться, одуматься, открыть наконец глаза и увидеть, что жизнь человека не заключается исключительно в угождении телу. Пост – это добротный проверенный инструмент в трудном деле преображения человеческой души.

Именно этому учит нас Церковь. Об этом свидетельствует и церковное название Великого поста – Святая Великая Четыредесятница. Вдумаемся в эти слова – сорок святых великих дней. Само название говорит нам о том, что предстоящий период нашей жизни ставит перед нами гораздо более серьёзные и глубокие задачи, нежели простое ограничение себя в пище.

Поэтому и проводить дни поста нужно особым образом: отказаться, например, от просмотра телевизора, хотя бы от развлекательных программ; от компьютерных игр; от многочасового общения в соцсетях. Больше времени уделять молитве как в храме, так и дома. Постараться перечитать Евангелие. Читать духовную литературу.

Отцы Церкви называют Великий пост Духовной весной.

И как под тёплыми весенними лучами начинает оживать, возрождаться после зимнего безмолвия природа, загораясь живописью цвета, звуков и света, так и наши души должны оживиться благодатными лучами весны Духовной и пробудиться от греховного забвения беспечности, обновиться искренним покаянием для Жизни вечной.  

Каждый земледелец знает: чтобы осенью собрать урожай сторицей, весной нужно много потрудиться, подготовить землю и посеять на своём поле добрые семена. Если же весной хозяин ленился, мало сеял и нерадиво ухаживал за своей нивой, то осенью плоды его урожая либо будут испорчены, либо не взойдут вовсе. И не станет у него пищи для поддержания существования.

Так и в жизни духовной. Если Великий пост, весну Духовную, человек проведёт нерадиво: не посеет в своём сердце семена покаяния, не попытается взрастить в своей душе добродетели смиренномудрия и кротости, то и год окажется в лучшем случае пустым, угрожающим всей жизни обернуться пустоцветом.

Так давайте же приложим все силы, чтобы наша жизнь в эти сорок святых дней хоть немного отражала их высокое призвание. 

Мнения в авторских колонках не редактируются и могут не совпадать с позицией Игоря Ашурбейли.

ТЕГИ
Комментарии
Вы можете оставить комментарий, войдя на сайт под своим логином и паролем или авторизироваться через социальные сети.
КОММЕНТИРОВАТЬ
ЦИТАТЫ