Вход / Регистрация
Жизненное кредо:
Человечность и компетентность

Информационные технологии корпоративного управления сложными организационными структурами высокотехнологичных предприятий оборонно-промышленного комплекса

К.т.н, с.н.с. Ашурбейли И. Р., к.т.н. Соловьёв В. И.
ОАО «НПО «Алмаз» им. академика А. А. Расплетина»

Опубликовано в сборнике трудов «Проблемы обеспечения эффективности и устойчивости функционирования сложных технических систем»

Процесс создания наукоёмкой продукции характеризуется большим количеством информационных связей между десятками высокотехнологичных предприятий-разработчиков и изготовителей, эффективная реализация которых невозможна без использования автоматизированных информационных систем (АИС), создаваемых на базе современных информационных технологий.

Следует отметить, что сам термин «высокотехнологическая отрасль» (High business technology), применяемый в международном научном сообществе, характеризует уровень наукоёмкости производства. Он применяется за рубежом как критерий группировки статистических данных в экономическом анализе. В США к этой категории относят компании, в которых не менее 25 человек на 1 тысячу занятых составляют научные работники, а в объёме продаж не менее 3% – затраты на НИОКР.

Исследования, проведённые Т. Питерсом и Р. Уотерменом показали, что любой разумный подход к функционированию сложных организационных структур высокотехнологичных предприятий (и их объединений) должен охватывать и рассматривать как взаимозависимые, по крайней мере семь переменных: структуру, стратегию, состав работников, стиль управления, системы и процедуры, совокупность приобретённых навыков, умений, совместно признаваемые ценности (то есть культуру), а также уже имеющиеся и развивающиеся сильные стороны корпорации.

Объект управления – сложную организационную структуру (корпорацию) – следует рассматривать как некую систему. Любая система характеризуется информацией о её составных частях. Для эффективного управления она должна обмениваться информацией не только между своими составными частями, но и с окружающими её внешними системами. Использование и обмен информацией подразумевают её обработку, под которой понимается прикладная программная внутренняя система, ориентированная на сбор, хранение, поиск и обработку различной информации (в том числе текстовой и/или фактографической).

Структура управления любой организации традиционно делится на три уровня: операционный, функциональный, стратегический.

В общем виде структуру управления интегрированной структурой можно представить в следующем виде (рис. 1):

Определяющими факторами реализации корпоративных информационных технологий являются: корректное формулирование принципов создания системы и этапность её реализации, которая связана и с необходимостью разнесения во времени значительных материальных вложений и трудозатрат.

Деятельность по управлению корпоративной структурой строится на процедурах, включающих: сбор и анализ информации, формулирование целей управления и путей достижения (с учётом различных вариантов решений), доведение решений до исполнителей, контроль выполнения решений. Основой реализации указанных процедур является информационное обеспечение соответствующих уровней управления, реализуемое в виде АИС, интегрированных в единую корпоративную автоматизированную систему управления (КАИС), представляющую собой совокупность специализированного программного обеспечения и вычислительной аппаратной платформы, на которой установлено и настроено программное обеспечение.

В составе КАИС можно выделить две относительно независимые составляющие:

  • компьютерную инфраструктуру, называемую корпоративной сетью;
  • взаимосвязанные функциональные АИС, обеспечивающие решение задач организации и достижение её целей.

Первая составляющая КАИС отражает системно-техническую структурную сторону информационной системы, являющуюся основой для интеграции функциональных подсистем. Архитектура распределённой вычислительной сети привязывает функциональные АИС к пользовательским структурам корпорации. Вычислительная сеть КАИС, при концептуальной целостности инфраструктуры, проникает до каждого рабочего места, образуя распределённую открытую для пополнения систему с возможностью доступа каждого пользователя до необходимых информационных ресурсов (в соответствии с правами доступа) в режиме On Line без территориальных ограничений.

Вторая составляющая КАИС полностью относится к прикладной области и зависит от специфики задач и целей предприятия (объединения предприятий). Данная составляющая определяет прикладную функциональность КАИС.

Корпоративная информационная технология строится на основе единой базы данных корпоративной структуры в сочетании с организацией оперативного документооборота.

Единая корпоративная база данных включает:

  • фактографическую информацию по предметным областям, в том числе:
  • бухгалтерскую, финансовую, экономическую, плановую, административную;
  • юридическую и нормативно-справочную;
  • электронные архивы по научно-техническому, конструкторско-технологическому заделам и технологиям, интеллектуальной собственности и нематериальным активам, наличию оборудования, конечным изделиям, средствам жизнеобеспечения и другое.

Эффективная организация управления интегрированной структурой невозможна без решения проблемы автоматизации документооборота, включающего подсистему контроля исполнительной дисциплины по различным направлениям деятельности корпоративной структуры. Взаимодействие с входящими в интегрированную структуру предприятиями основывается на согласованном в пределах корпорации унифицированном перечне документов. Формы таких документов должны отвечать требованиям государственных систем отчётности, учитывать специфику интегрированной структуры и каждого из входящих в её состав предприятия и обеспечивать органы управления исчерпывающей информацией о состоянии каждого из предприятий в отдельности и интегрированной структуры в целом. Количество и сложность документов должны быть предельно минимальными, а сами документы максимально информативными.

Управление деятельностью интегрированной структуры осуществляется посредством внедрения вертикали управления предприятиями-участниками, что позволяет исключить дублирование разработок, осуществлять жёсткую политику унификации, сократить документооборот и управленческий аппарат.

Важнейшим принципом построения корпоративных баз данных является принцип достоверности и актуальности хранящейся в них информации, который может быть реализован методами администрирования баз данных, защиты информации от несанкционированного доступа, её изменения или разрушения.

Информация, содержащаяся в базе данных и не востребованная в течение установленного периода времени, должна храниться в электронных архивах, позволяющих при необходимости осуществлять оперативный поиск и выдачу данных по запросам.

Одним из условий эффективного использования информационных технологий является внедрение корпоративных стандартов, которые представляют собой соглашения о единых правилах организации и управления. За основу корпоративных стандартов могут приниматься отраслевые, государственные (национальные), а также международные стандарты, включая лингвистические, и на протоколы взаимодействия.

К основным типовым компонентам КАИС высокотехнологичного предприятия можно отнести следующие  АИС:

  • финансовой и хозяйственной деятельности предприятия;
  • управления жизненным циклом разрабатываемого и изготавливаемого изделия (включающая подсистемы управления разработкой, производством, эксплуатацией, ремонтом и утилизацией);
  • менеджмента;
  • правового обеспечения;
  • документооборота.

АИС финансово-хозяйственной деятельности является средством формирования и реализации финансово-экономической и научно-технической политики предприятия, направленной на эффективное функционирование корпоративной структуры. В данную АИС входят подсистемы: бухгалтерского учёта и отчётности; планирования финансовой и хозяйственной деятельности; обеспечения жизнедеятельности; управления финансовыми ресурсами.

АИС управления жизненным циклом разрабатываемого и изготавливаемого изделия включает следующие подсистемы: управления разработкой; управления производством; управления качеством и испытания опытных образцов; эксплуатации, ремонта и утилизации.

Основными средствами АИС управления разработками являются информационные технологии системного моделирования.

АИС управления производством реализует следующие функции: планирования производства с различной степенью детализации; мониторинга производственных процессов; планирования и управления поставками; технологической подготовки производства. База данных содержит актуальные информационные модели производственной среды, состояние заказов и обеспечивающих материальных потоков. Справочники базовых компонентов содержат описания производственных нормативов, необходимых для планирования операций и производственных ресурсов, а также технологическую документацию, включая управляющие программы для технологического оборудования и транспортных устройств.

АИС управления качеством работ представляется спектром задач, связанных как с обеспечением качества продукции, так и с обеспечением качества технологий проектно-производственных циклов.

АИС менеджмента осуществляет функции: изучение и анализ рынка с целью определения спроса и предложения; проведение рекламно-выставочной деятельности, направленной на продвижение продукции на рынке; проведение работ по формированию портфеля заказов и заключению контрактов; формирование требований по комплектности изделия, виду и составу технической документации.

АИС правового обеспечения предназначена для получения необходимой нормативной, юридической и правовой информации, являющейся основой для принятия юридически грамотных решений.

Эффективное взаимодействие всех уровней управления, своевременность, достоверность и актуальность информации должны обеспечиваться средствами администрирования и программно-технической поддержки АИС, выполняющими следующие основные функции: обеспечение бесперебойной работы средств вычислительной и организационной техники; программной поддержки АИС; администрирование баз данных и электронных архивов; установка прав доступа пользователей к информационным ресурсам; поддержка баз данных в актуальном состоянии; создание страховых и резервных копий баз данных в соответствии с выбранной политикой безопасности системы; обеспечение дисциплины обслуживания и прав пользователей; восстановление информации при сбоях в системе; проведение мероприятий по защите информации.

Основными задачами администрирования документооборота являются: организация учёта входящей и исходящей информации, контроль исполнения приказов и распоряжений, соблюдение установленных сроков исполнения документов. Характерной особенностью документооборота является то, что он охватывает все уровни управления интегрированной структурой. Одной из главных задач внедрения информационных технологий в эту сферу деятельности является переход к безбумажной форме документооборота, чему во многом могут способствовать создание информационных каналов связи и локальных вычислительных сетей, внедрение цифровой подписи электронных документов.

Чётко обоснованная, рационально организованная и всесторонне обеспеченная система корпоративного управления сложной организационной структурой позволит существенно увеличить эффективность деятельности и упрочить экономическое положение предприятий.

Литература:

1. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективною управления: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1986.

2. Петров В. Н. Информационные системы. – Санкт-Петербург: Питер, 2002.

3. Макарова Н. В. и др. Информатика. – М.: Финансы и статистика, 2001

4. Полковников А. В. Корпоративная система управления проектами // Электронный офис. – М.: 1977, октябрь.

5.  Глушков В. М. и др. Основы безбумажной информатики. – М.: Наука, 1983.

6. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи». 2002.

Опубликовано в сборнике трудов «Проблемы обеспечения эффективности и устойчивости функционирования сложных технических систем», глава 2, «Информатизация образования и информационные технологии», Серпухов, 2004 год. XXIII Межведомственная научно-техническая конференция.

ТЕГИ
Комментарии
Вы можете оставить комментарий, войдя на сайт под своим логином и паролем или авторизироваться через социальные сети.
КОММЕНТИРОВАТЬ
ЦИТАТЫ