Игорь Рауфович Ашурбейли

Круглый стол в Асгардии. Профессор Рам Джаху – о сильных и слабых сторонах современного космического права

Профессор Рам Джаху, директор Института воздушного и космического права Университета МакГилл на пресс-конференции в Гонконге

В первом вебинаре по актуальным вопросам космического права, который прошёл на прошлой неделе под эгидой Министерства юстиции Асгардии, участвовало несколько известных специалистов. В числе участников был профессор Рам Джаху, исполняющий обязанности директора Института воздушного и космического права Университета Макгилла (Монреаль, Канада), член Совета по космической безопасности Всемирного экономического форума, одним из первых поддержавший идею создания Асгардии и активно участвовавший в разработке её Конституции.

Профессор Рам Джаху начал с перечисления базовых принципов космического права, а также основных договоров и конвенций:

– Основная цель любого закона – обеспечить бесперебойное функционирование общества, его устойчивое развитие и, в конечном итоге, выживание. Таким образом, верховенство закона прямо противоположно «закону джунглей».

В рамках космического права можно выделить национальное и международное направления. Я буду преимущественно говорить о международном космическом праве.

Все мы знаем, что космическое пространство – территория, находящаяся за пределами национальной юрисдикции. Таким образом, космос подпадает под действие международного космического права. Ещё в самом начале эпохи освоения космоса, в 1957 году, было решено, что Устав Организации Объединённых Наций должен применяться и к космической сфере.

Также важно понимать, что международное космическое право встроено в международное право и имеет точно такую же структуру.

С момента принятия Генеральной Ассамблеей ООН в 1950-х годах такой порядок никогда не менялся. Ассамблея действует через свой Комитет по использованию космического пространства в мирных целях и два его подкомитета, Юридический и Научно-технический.

С тех пор было принято пять рамочных соглашений по космосу и несколько деклараций, резолюций и рекомендаций, заложивших основу космического права. Договор о космосе 1967 года был первым и самым важным. Основным предметом этого договора является исследование космоса. Вот что в нём говорится:

 
«Исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всех стран и являются достоянием всего человечества».

Иными словами, любая космическая деятельность касается всех и каждого!

Другое важное положение звучит примерно так:

 
«Государства обязуются не выводить на орбиту любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом. Луна и другие небесные тела должны использоваться исключительно в мирных целях».

Согласно Договору о космосе, государства могут свободно исследовать и использовать космическое пространство и небесные тела, включая космические природные ресурсы. Однако эта свобода не абсолютна. Государства должны пользоваться такой свободой без какой-либо дискриминации, они должны руководствоваться принципом сотрудничества и должным образом учитывать соответствующие интересы других государств.

Государствам, частным компаниям, международным организациям запрещено каким-либо образом присваивать небесные тела, в том числе их ресурсы. Соответственно, частные компании могут заниматься космической деятельностью, включая разведку месторождений полезных ископаемых, только после получения разрешения, лицензии и под надзором соответствующей страны. Государства несут международную ответственность перед другими странами за своих граждан, их космические объекты и деятельность в космосе.

В соответствии с договором государствам не разрешается проводить какие-либо испытания ядерного оружия в атмосфере или космическом пространстве.

В ходе дискуссии Марк Бир, министр юстиции Асгардии, заметил, что данные положения явно не соблюдаются, поскольку идёт милитаризация космического пространства. Возможно ли обеспечить их соблюдение?

– Международное право не предусматривает использования принудительных мер, и это касается и космического права. Но есть очень сильный механизм для его реализации или побуждения к такой реализации, – отвечает профессор Рам Джаху. – Это воздействие через международные организации, такие как Организация Объединённых Наций, а также общественное мнение. Эти инструменты важны и помогают вызвать к законам определённое уважение. Большинство международных законов и договорённостей в большинстве случаев соблюдаются большинством стран. Конечно, есть исключения. Разумеется, вопрос милитаризации космоса и того, как с ней бороться, стоит на повестке дня.

В любом случае сила этого договора мне очевидна. С момента его принятия у нас не было серьёзных проблем в космосе. И есть две особо сильные стороны. Во-первых, космическое пространство остаётся пока свободным от оружия массового уничтожения. Во-вторых, государства по-прежнему несут ответственность за свою деятельность как национальной единицы, в том числе за деятельность своих граждан.

Есть также слабые стороны нынешнего космического режима – я бы даже сказал, недостатки. Во-первых, это увеличение объёма космического мусора. Во-вторых, как вы сказали, экспоненциально растущая милитаризация и размещение оружия в космосе. К этому вопросу стоит подойти более серьёзно. В-третьих, это нынешние, я бы сказал, геополитические тенденции к коммерческой эксплуатации природных ресурсов в космосе в интересах отдельных государств. Остаётся надеяться, что мы не увидим повторения мировой истории в космосе... И, в-четвёртых, это создание мегагруппировок искусственных объектов, которые уже находятся в космосе, либо планы запуска которых имеются, – речь идёт о примерно 300 000 спутниках.

Но прежде всего, у нас нет постоянно действующей международной космической организации, которая поддерживала бы космическое право в действии, в «живом» и рабочем состоянии.

В завершение своего выступления хочу подчеркнуть: для того чтобы хорошо вести коммерческую деятельность в космосе, нужен хороший закон. Нынешнее космическое право не то чтобы устарело, но в некоторых отношениях оно становится недостаточным.