Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №5(17). 1992 год

Земледелие как любовь

Земля – женщина; пахота, обработка земли – акт любви; земледелие – любовь.
Земля – женщина; пахота, обработка земли – акт любви; земледелие – любовь.

Имя Георгия Гачева хорошо известно постоянным читателям «Социума». В 1991-м году журнал дважды обращался к его творчеству: в № 1 опубликована статья «Творец, уста явленьям отмыкающий», а в № 10-11 – «Космософия России». В этом году в «Социуме» (№ 3) напечатан авторский дайджест Г. Гачева «Пофилософствуем о любви, добре и зле...»

Предлагаем вашему вниманию фрагмент из философского эссе «Русский Эрос», в котором автор, наряду с прямым анализом предмета, обозначенного в названии эссе, обращается к теме земли как истока любви.

Глубинный русский Эрос, по мысли автора, неразрывно связан со своеобразием русской исконной жизни – жизни на ЗЕМЛЕ. Георгий Гачев со свойственной ему оригинальностью сопоставлений проводит интересные параллели:

...Как пахать (обрабатывать) русскую мать сыру землю, как быть с ней, как жить с ней – это тот же абсолютно вопрос, что и: как мужчине русскому любить русскую женщину, как быть с ней, как жить с ней?

Что есть жалость как вид любвислияния? В жалости прижимают, гладят, гладят, утирают слёзы, то есть поверхностно – всё на поверхности тела женщины; ухаживают (обрабатывают землю), утешают, утешают – без проникновения, внедрения телесного. Жалея, сохраняют в целости и неприкосновенности – как раз не трогают. А в страсти – вон как в видении св. Теодоры: распарывают, все кости зубилами пересчитывают и душу вытряхают...

Видно, велика русская земля, да, как белотелая русская красавица, тонкокожа – голубенькие венки просвечивают недаром такие неглубокие здесь колодцы: ткни – и вода пошла. Так что любит она обращенье нежное, обходительное – при всей своей большой комплекции и рыхлой массовидности: погладить, приголубить – тогда тает и легко отдаётся – из благодарности, нежности, опять же жалости, а не обязательно из влечения: раз тебе хочется – на, мне не жалко, но сама вертикально-коренного сотрясения (оргиастического землетрясения) не испытывает или редко... А что ж: зачинать – зачинает, плод даёт.

«Чего вам боле?..» Что неказист, не сочен, не развесист, не богат? А на что он? Может, он здесь по климату не подойдёт – пышный-то и богатый! Завянет и сникнет в итоге, а сморчок – он долго протянет. Вон как верблюд в пустыне: воды ему мало надо, и хорошо живёт и тянет. А начни его поить и распаивать, да он станет жаждать уже где-нибудь на полпути до оазиса – что ж, тогда ему каналы с применением техники и энтузиазма туда проводить? Был хороший верблюд – а станет плохая лошадь. Так что ли? Этого хотите?

Вот, пожалуй, таковы внутренние аргументы и космические основания, по которым мужики Левина (в «Анне Карениной»), как ни старался он приохочивать их к делу: и заинтересовывал, и участие в прибыли предлагал, – всё норовили как-нибудь стороной работу обойти. А всё – потихоньку да полегоньку, – так вроде само и идёт, и сама собой работка сделается: в лес не убежит.

Левин и упёрся в главный для России и космический и политэкономический пункт: нежелание народа более энергично и рачительно эксплуатировать землю. «Левин начал этою зимою ещё сочинение о хозяйстве, план которого состоял в том, чтобы характер рабочего в хозяйстве был принимаем за абсолютное данное, как климат и почва, и чтобы, следовательно, все положения науки и хозяйства выводились не из одних данных почвы и климата, но из данных почвы, климата и известного неизменного характера рабочего» («Анна Каренина», ч. II, гл. XII).

Голова Девы (Из сирин "Легенды забайкальских гор"). Художник А. Кулинич

Голова Девы (Из серии «Легенды забайкальских гор»). Художник А. Кулинич

Значит, русский ум Толстого, во-первых, восстаёт против западноевропейской вещно-предметной науки, которая исследует и высчитывает объективные факты: климат, почва, что могут и должны дать «при правильной агротехнике», – и тупа перед «психологическим фактором»: хотенье или нехотенье земледельца; или полагает, что можно эту волю земледельца организовать и науськать его на землю (как подпустить жеребца на кобылу), если создать ему хорошие условия: трудовые отношения. Но «отношение» = «ношение», вещь поверхностно-горизонтальная.

А земледелие = любовь – вещь глубинно-вертикальная: без охотки вожделения не будет. Нельзя возделывать землю не из любви к ней, не из самозабвенно-вертикального в неё влечения, а ради чего-то другого: лишь бы отнести плод, как средство заработать, и продать на рынке – и купить телевизор. Отнести плод земли от земли вскормившей – это как ребёнка отлучить от матери и передать в руки приходящей женщины или вообще – в ясли, на механические руки.

Оттого и получается американское продовольствие: химизированный безвкусный хлеб, искусственно ускоренно наращивающееся мясо – и рекламно-механические улыбки и стандартные реакции людей среди взаимозаменимых лично-любовных отношений. Без трагедии – умирающего и прорастающего зёрна.

...Будто приступ земледельца к работе, его настроенность на работу – не оттого, что весной, например, пары и дымы, волнующие зовы поднимаются с груди земли, как ароматы женского тела бьют нам в ноздри и наливают нас вожделением, или густые пряные травы в пору сенокоса зовут взять себя... (Шолохов-казак умел это сказать).

Художник А. Кулинич

Художник А. Кулинич

Собственно, Толстой-художник и душу, и Эрос земли живописует (ср. Левин на сенокосе), но рассудок его более холостой и скопический: хочет соединить целостную душу (которая вся состоит из любви и влечений) – с механическими лоскутами, понарезанными наукой из земли и обозначенными ярлыками: «климат», «почва». Левин не понимает, что русский Эрос – между русским человеком и его землёй – не выдумки, и не мистика, и не «грех» тем более, а живёт и определяет и время, и сроки, и характер вспашки даже: на сколько сантиметров (обычно неглубоко, как и колодец, – потому мог Терентий Мальцев предлагать вместо плугов какие-то лущильные диски-колёса).

Как, глядя на дорогую, родную, поблёкшую, постаревшую, похудевшую, измученную жену или сестру, тебе хочется её погладить, слёзы утереть, утешить, успокоить, то есть именно пожалеть – приголубить, а пронзать, рвать и терзать, вспарывать, вспахивать нет никакой охоты: вожделеть к ней не можешь, желать её, алкать (значит – съесть, проглотить – погубить), но именно такого: супружеского как братски-сестринского, с лёгким акварельным оттенком, желания – лишь бы, лишь бы плуг пахал и семя имело б канал для просочения...

...Плодородящий слой земли в России неглубок даже в средне-европейской полосе, не говорю о Сибири, где вечная мерзлота с глубины 1-1,5 м вообще препятствует проникновению к глубинной жизни. Везде, значит, в России остаётся лишь выход к жизни широкой и возвышенной.

Глубокая вспашка вредна и в серозёме среднерусской полосы: рыхлит, выветривает, убивает сырозёмность, теплоту и влагалищность самого плодородного и жизненно чувствительного поверхностного слоя тела русской земли. Но и русская женщина, хоть телом пространна, дебела и вроде бы и глубока, чувствительный огневодный = эротический слой имеет именно на поверхности, а далее вглубь – вечная мерзлота.

Недаром и «полезные ископаемые» в России залегают близко к поверхности и разрабатываются открытым способом (Курская магнитная аномалия, гора Магнитная – целый нарост плодородия не вглубь, а под кожей прямо). Вообще весь Урал – как внематочная беременность: недра выворочены, подняты вверх; то же нефть волжская, в отличие от глубокой бакинской, и так далее. И слои залегают не глубоко, но на большой территории. Я понимаю в Грузии ископаемые – недра обнажаются при глубоких сбросах и складчатых горообразованиях. А здесь мирные сглаженные холмы (не горы даже) – выветренные и обнажённые.

Но это значит, что у России, женщины, вечная жажда, чтобы её «покрыло» населением, чтоб человечками насел на неё народец повсюду. При неглубоком плодородном слое земли и при её бесконечной распростёртости ясно, что России не столь хочется, чтоб народ укоренялся и углублялся в нескольких точках, что становятся ей больно раздражительны, как язвы на теле и местная сыпь, но чтоб непрерывно расселялся, двигался по ней, метался и мотался по её дорогам как странник – божий человек и перекати-поле, нигде надолго не задерживаясь.

Летуны, «шатуны» – недаром есть и секта такая в русском христианстве. И обилие бесприютных, блатных, разбойных птиц большой дороги, её обслуживающих и клюющих, – был постоянный фактор русской жизни: всегда кто-то «в бегах», в «нетях», на отхожем промысле, на вербовке по договору, на поселении и в ссылках, в командировке – временно обязанные, на военной службе, по путёвке райкома – брошен на целину или укрепление.

Россия с неизбывной её жаждой к никак не могущей свершиться колонизации (от Ермака до освоения целины) – что ещё отметил В. О. Ключевский – вселяет этот зуд – «охоту к перемене мест» и чувство необязательности именно этого места – в население. Оттого слаба здесь «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам», что чутко отметил Пушкин, то есть недостаточно преемственности и традиции, в глубь веков, по вертикали на одном месте уходящей (Чаадаев тоже об этом горевал), а всяк и всякое общество начинает словно на пустом месте.

Точнее: есть в России преемственность не столько по вертикали, но постоянно действующее силовое поле размётывания, выкорчёвывающее людей с несколько насиженных и обжитых мест и выбрасывающее их в другие. И они потому – эти новые места – не чужие, но скоро такие же свои, родные, правда, без особой привязанности и с готовностью быть опять унесёнными ветром.

Итак, в России традиция – прерывание и сметание традиций, то есть отсыл вертикалей в горизонтали. Традиции в России не вглубь уходят радиусами, но дорогами по окружности и её касательным в мировое пространство расходятся. (Вот почему здесь в Космос естественно первыми было слетать.) Эти тяготения – море зовёт, Сибирь зовёт, Космос зовёт – стремление откликнуться на призыв. «Эхо» русского поэта и так далее – вот все эти съёмные и снимающие сигналы интимны и родны для слуха русского человека, а не бурчание и чревовещание земли и отеческих могил: «Не в наследственной берлоге, Не средь отческих могил. На большой мне, знать, дороге Умереть Господь судил...» (Пушкин).

Из сборника: Опыты. Литературно-философский ежегодник. М., Сов.писатель, 1990

...Как пахать, обрабатывать русскую мать сыру
землю, как быть с ней, как жить с ней – это
тот же абсолютно вопрос, что и: как мужчине
русскому любить русскую женщину, как быть с
ней, как жить с ней.

Ещё в главе «Деревня - город - отечество»:

Земледелие как любовь

Свидетели славы Отеческой

К России о России