Вход / Регистрация
Жизненное кредо:
Человечность и компетентность

Журнал «Социум» №12. 1991 год

«Забота о хлебе для ближнего – забота духовная»

Церковь без колокола – лишь строение. Колокол без языка – металл немой
Церковь без колокола – лишь строение. Колокол без языка – металл немой

Сегодняшнее гибельное состояние деревни – это та проблема, от которой нельзя отмахнуться: мол, это нас не касается. Это то горе, которое касается каждого. Так же, как касается каждого непростая работа деревенского преображения.

Центром преображения и возрождения крестьянского естественного, как сама жизнь, бытия может стать Церковь, ведь именно она до октябрьского переворота была в нашей стране основным очагом деревенской культуры.

Именно об этом слово, воспроизводящее выступление архиепископа Смоленского и Калининградского Кирилла (в миру Владимир Михайлович Гундяев) на одном из съездов народных депутатов России.

В наше политизированное время часто раздаются голоса, призывающие, чтобы Церковь поддержала ту или иную политическую платформу, более того, чтобы она играла в стране роль политического лидера и некоей ведущей политической альтернативы.

Но нельзя забывать, что ни целям, которых стремится достичь Церковь, ни природе её не свойственно играть какую-либо политическую роль, отождествлять себя с политическими группами и партиями, или поддерживать ту или иную политику.

У Церкви есть своя цель. Эта цель выходит за границы исторического отрезка жизни народа и государства. Это вечная цель – провозглашение нравственных ценностей, неизменных и обязательных для того, чтобы жизнь человека в любых исторических условиях и в любом политическом контексте оставалась подлинно человеческой жизнью и не превращалась в жизнь животного.

И вот в связи с этим хочется сказать о саднящей душу теме, которую Церковь не может оставить без внимания, – о возрождении села.

* * *

В течение столетий сельский приход был основной ячейкой в церковной жизни. Он играл большую духовную, воспитательную, нравственную роль. Но, пожалуй, самое главное – социальная роль прихода. Она была очень велика. Приход объединял людей. На основании единства религиозных убеждений он формировал нечто большее, чем просто коллектив людей. Он формировал общину.

Сколько их таких вот – тишайших, незаметных, не перестававших молиться за ближнего. Дай Бог им здоровья

Это была община земледельцев, в которой каждый свободный труженик получал и поддержку, и защиту, если хотите, некую систему коллективной безопасности и взаимной поддержки и солидарности. При приходе была школа, очень часто – приют, больница. И приход был как бы в центре культурной жизни села, в центре всей сельской инфраструктуры. В нём гармонично сочетались индивидуальное начало и начало коллективное. Община гармонизировала эти два полюса и из этих двух начал созидала одно целое.

Особую роль в истории нашего отечественного земледелия сыграли монастыри. Они были большими коллективными собственниками и коллективно использовали землю. Обладая большими земельными наделами, монастыри имели значительные резервы рабочей силы, а нередко и значительный капитал, и при умелом руководстве всем этим они становились подлинными центрами, очагами сельскохозяйственной культуры, культуры земледелия.

Достаточно вспомнить, что первые электростанции были построены в нашей стране при монастырях, первые паровые мельницы – в монастырях, и даже первая подвесная канатная дорога и та была построена в Новоафонском монастыре, на берегу Чёрного моря. Монастыри играли роль неких школ, рассадников передовых сельскохозяйственных знаний.

Наверное, не случайно, что разорение нашей деревни началось с разорения приходов и монастырей. Община была разрушена; крестьяне были приведены в столкновение между собой; разделены по множеству искусственных признаков.

На главенствующую роль в этой борьбе был поставлен нерадивый работник, а главной эмоциональной силой, вдохновлявшей людей на разделение крестьянской общины, на взаимное истребление, стала чёрная зависть к соседу, которая умело разжигалась и вдохновлялась: «Возьми у соседа то, чего у тебя нет, и тебе будет жить гораздо легче».

Мы знаем, к чему это привело – к распаду, к тому, что в разрушенном до основания мире не удалось создать нового и счастливого мира.

Помня эту драматическую историю, необходимо сделать, по крайней мере, два важных вывода.

1. Наше будущее мы должны строить не через разделение, не через распад, не через уничтожение, а через творческое созидание. Нам не нужна аграрная революция. Нам нужна аграрная реформа! Нам нужно органическое и творческое развитие всего того, что есть. Безумием будет уничтожать те немногие живые структуры, которые сегодня эффективно работают.

2. Человек должен иметь право выбирать такую форму труда на селе, которая соответствует его склонностям, его стремлениям и идеалам. Преступление против человека и его свободного духа – искусственное ограничение его свободы. Он должен иметь полное право трудиться так, как он хочет, и распоряжаться результатами своего труда. И никакая система не может ограничить это право без риска войти в глубинное противоречие с такими понятиями, как право и достоинство человеческой личности.

Негородской приход был порушен не меньше городского. Сегодня аграрному «соцкультбыту» не миновать диалога с восстанавливаемым на селе храмом

Если говорить о возрождении села, то нельзя забывать, что наряду с так называемым соцкультбытом нужно подумать и о восстановлении крестьянской общины, о восстановлении прихода.

У Церкви нет претензий на то, чтобы играть какую-то особую роль на селе, но нельзя лишать её возможности выполнять свою историческую миссию, помогая своему народу встать, воспрянуть к новой жизни.

Глубоко убеждён, что не может быть воскрешения нашего села без воскрешения очагов и центров духовной жизни, которыми были приходы. И потому нужно вернуть Церкви всё то, что у неё было незаконно отнято, попрано и поругано, вернуть для того, чтобы Церковь могла принять участие в возрождении сельской жизни.

Совместное общенародное соборное деяние по восстановлению исторического и духовного облика нашей страны – одна из главнейших наших общенациональных задач. Это деяние должно стать актом всенародного покаяния, отречения от всего того страшного, что было в прошлом, знаком нашей готовности сообща идти к будущему.

Мы думаем и рассуждаем сегодня о возрождении села. Некоторые полагают, что это просто вопрос пищи и хлеба насущного. Но великий русский философ Николай Александрович Бердяев сказал такие слова: «Забота о хлебе для себя – это материальная забота, а забота о хлебе для ближнего – это духовная забота».

Хочу сказать сегодня всем вам, мои дорогие братья и сёстры, что забота о возрождении села – это задача колоссального духовного масштаба и колоссального духовного напряжения. И Церковь в свершении этого великого исторического дела вместе с вами!

Ещё в главе «Деревня - город -отечество»:

«Забота о хлебе для ближнего – забота духовная»
Деревня – моя «МАЛАЯ» родина
Мы не Чили? Опыт, от которого открещивался Янаев
ЦИТАТЫ