Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №50. 1995 год

Вурдалаки нынче в моде

На крупные города России надвинулась беда. Десятками тысяч в год исчисляются случаи нападения крупных собак на людей, и цифры эти имеют ярко выраженную тенденцию к росту.

Причём речь может идти только о зарегистрированных пострадавших; с учётом же тех, кто не обращался к врачу или в милицию, число их, возможно, уже шестизначное. К тому же отсутствует статистика покусов и убийств крупными собаками собак маленьких, а также кошек.

Сравнивать этих в прямом и переносном смысле слова меньших братьев наших с людьми в смысле опасности для жизни как-то не принято, но ведь для кого-то они члены семьи и потерять их – трагедия. И вот что характерно: отнюдь не бездомные животные представляют опасность (случаи агрессивности с их стороны единичны), а домашние, ухоженные, хорошо тренированные и сытно кормленные псы, с которыми хозяева не могут или не хотят справляться в острых ситуациях.

Сложившееся положение комментирует Заряна Некрасова.

Сколько раз мне доводилось видеть, как неуверенный в себе человек – озлобленный, слабый, неудачник – заводит огромную собаку. Его главная мечта – это как он будет идти с такой собакой и как все будут его бояться. В десяти случаях из десяти он выращивает собаку неуравновешенную, агрессивную, уверенную, что всегда права.

Готовую кусать не только тех, кому что-то хотел доказать её недоделанный хозяин, но и всех, кто ей не понравился. Может покалечить и членов семьи, и даже самого хозяина, если он ей чем-то не угодил. Такой пёс считает себя вожаком стаи, которому должны подчиняться. И самое смешное, что, исходя из его собачьей логики, он прав.

Если ваша собака цапнула вас за руку – это всего лишь ваша проблема. Если она укусила кого-то на улице – это уже ваша вина. Но случается и совсем страшное: помните историю в Англии, когда питбуль разорвал девочку? В такой ситуации вы – преступник. Конечно, в критический момент можно вызвать дрессировщика. Помогите, дескать, мой пёс бесится. Своими, прямо скажем, жестокими методами профессионал приведёт в порядок почти любую служебную собаку.

Пр-р-ривет, стар-р-рик!

Немецкая овчарка и ризеншнауцер, доберман-пинчер и эрдельтерьер, и даже самый своенравный чёрный терьер будет знать своё место. Эти породы десятилетия (а то и столетия) назад были выведены, чтобы служить человеку, защищать его. Даже неправильно воспитанному зверю генная память подсказывает: почитай хозяина. Даже у крошечных щенят уже намечены рефлексы на основные команды – почти врождённые, особенно если собака чистокровная и от хорошо дрессированных производителей.

Но в последние 5-7 лет пошла страшная мода на экзотические породы. В квартирах держат кавказских, южнорусских, среднеазиатских овчарок, выведенных вовсе не для охраны людей. Они – для вольной жизни в горах, на пастбищах, для драк с волками. Их гены помнят о воле, о неуправляемых людьми «разборках».

Будьте уверены: рано или поздно они учинят такую разборку и с хозяином. Они вообще всячески стараются выйти из-под контроля, и им это почти всегда удаётся. Тут, конечно, тоже можно вызвать дрессировщика. Может быть, он справится с вашей «деточкой». А может быть, и нет. Из 10 вызовов к неуправляемой собаке 9 – как раз к таким пастушьим породам, которые зачем-то пасутся в наших квартирах и дворах.

Но, по словам специалистов, и это ещё не самое страшное. Хуже всего бешеная мода на боевых собак. Теперь каждый, кто хочет казаться «крутым», заводит бультерьера, стаффордширского терьера или питбуля. И если что у нас не модно, так это разбираться в особенностях этих пород. И как следует дрессировать – тоже. Если вы намерены вырастить собаку для ринга, Бог вам судья, а мы вам не советчики. Другое дело, когда вы сажаете её на веревочку и думаете, что теперь наконец-то представляете собой что-то значительное. Представляете – угрозу для общества.

При выведении боевых пород учитывались свойства, прямо противоположные послушанию, выдержке и добродушию. Собачьи бои с дикими животными существовали почти во всех странах, но особенно любовью к ним отличались англичане. Они теряли свою легендарную сдержанность при виде собак, дерущихся с медведем, быком, крысами или друг с другом.

Для боя с быком они даже вывели особую породу – английского бульдога. Болевой порог у такой собаки намного выше, чем у других пород. Что другим удар, то бульдогу – поглаживание.

Сильно задранный нос тоже был не украшением, а необходимостью: не разжимая хватки, пёс мог свободно дышать. А вот терьеров англичане запускали в ящик, полный крыс, и считали, сколько их он успеет убить за минуту. Абсолютных рекордов не сохранилось, но цифры 25-28 были средними.

Кто сказал – вур-р-рдалак?!

В 1835 году английский парламент запретил собачьи бои с быками. (К слову: с тех пор английские бульдоги постепенно превратились в почти декоративную породу и боевые инстинкты у них в значительной степени выродились.) Вот тогда-то некоего Джеймса Хинкса и осенила идея соединить ловкость и мобильность терьеров с бульдожьей мёртвой хваткой и невосприимчивостью к боли.

Получились, как вы сами догадываетесь, бультерьеры – идеальная собака для боёв. Позже были выведены пит-бультерьер и стаффордширский бультерьер. Потом питбулей усовершенствовали американцы, а стаффы в основном остались английской породой.

Опуская тонкости, скажем кратко: вышли универсальные собаки, приспособленные к невероятным нагрузкам, привыкшие сражаться на рингах с другими собаками часами и совершенно неспособные отступать. Эти псы не кусаются – они сразу рвут на части. Они нападают сразу, не предупреждая о нападении лаем. И если буля или стаффа ещё можно как-то приучить к жизни в семье (они любят детей), то питбуль – непревзойдённая порода на ринге – практически несовместима с жизнью дома.

Хорошо воспитать боевую собаку невероятно сложно – нужны очень большой опыт, ангельское терпение и железная воля. Генетически это полудикие животные, дуреющие от запаха крови и подверженные приступам ярости, внешне, казалось бы, ничем не спровоцированным. Знаю одного хозяина, который очень внимательно следит за своим булем.

Стоит тявкнуть собаке или пробежать кошке – и глаза у белоснежного создания наливаются кровью, он начинает сопеть, как танк, и уже ничего вокруг не видит и не слышит. Хозяин тут же хватает его за задние лапы и бьёт головой о стену – несильно, но ощутимо. Только так с глаз «милого пёсика» можно сбить кровавую пелену.

Пр-р-ройдёмте, гр-р-ражданин!

Не буду пересказывать ужасные истории о том, как були и питбули загрызали своих хозяев. К сожалению, многое из этого – правда. Все, кто хоть чуть-чуть знаком с собаками, знают, что они никогда не нападают на хозяина как бы он с ними ни обращался. Но фокус состоит в том, что боевые собаки могут напасть и на хозяина – у них какая-то своя психология.

Так что, подумывая о покупке боевой собаки для выращивания дома, взвесьте свои силы и ответьте самому себе на несколько простых вопросов. Есть ли лично у вас шансы победить генную память собаки, все предки которой только тем и занимались, что рвали противника на части? Зачем вам заводить именно эту породу? Чтобы вас все боялись? Чтобы знали, что у вас много денег? Просто нравится? И стоит ли всё это безопасности ваших детей?

Из журнала «Опасность и безопасность»
Использованы рисунки Вилли Глазауэра

ДОБАВИМ: стоит ли всё это безопасности не только ваших детей? Тех, кто заводит вурдалаков в собачьем обличье, безопасность окружающих, конечно, мягко говоря, не интересует. Но, может быть, тут следует, что называется, и власть употребить? Сегодня, наверное, нет ни одного московского двора, где не нашлось бы покусанных людей и загрызенных насмерть животных.

Количество булей, а в последние 1,5-2 года и стаффов и питбулей (кстати, для неспециалиста они практически неразличимы, да и не все специалисты считают их разными породами) растёт на улицах Москвы в геометрической прогрессии. И связано это с тем, что цивилизованные страны всё более склоняются к законодательному запрету на содержание в домах таких собак. Вот и свозят сюда излишек щенков, благо спрос есть.

Сейчас московские власти разрабатывают новые правила содержания опасных пород собак, однако перечень их не уточнён. Остаётся неясным и вопрос о собачьих боях. Позволим себе высказать мнение по этому вопросу. Бои следует узаконить – бессмысленно запрещать людям развлечения, соответствующие уровню их дикости. Но СОВЕРШЕННО НЕОБХОДИМО КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕТИТЬ содержание собак боевых пород в частных квартирах. Собственник такой собаки обязан оплачивать её содержание в питомнике под присмотром специалистов, способных нести реальную ответственность за неё.

Прецеденты есть – скаковых лошадей не содержат в личных гаражах посреди Москвы, а ведь они более или менее безобидны. Может быть, в случае принятия такого положения, имеет смысл изъять и уже имеющихся в наличии собак. Жестоко, конечно. Но всё же это не причина разводить розовые слюни по поводу хозяйской привязанности и психологической травмы для детишек. Бесспорно, это травма, но травма переживаемая, в отличие от разорванного горла. Даже если это горло соседа. Или соседской собачки.

Ещё в главе «Идеи - дела - судьбы»:

Г-н А ± Г-н В = популярная конфликтология

Любимый город может спать спокойно?

Собачья площадка. Москва, которую мы потеряли

Вурдалаки нынче в моде