Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №4(16). 1992 год

Встречный абсурд (Драма в трёх актах с прологом, эпилогом и альтернативой)

Автор рисунка: В. Ковригина
Автор рисунка: В. Ковригина

Пролог

Мы проиграли, нас победили. Кто победитель? Абсурд. Одна шестая часть суши рванулась далеко вперёд к идеалам справедливости. Эксперимент завершился победой абсурда: мы вырвались далеко назад. Мы проиграли, но не сдаёмся...

Кричали: «Да здравствует советский народ – строитель коммунизма!» То есть: «Да здравствуем мы, самые лучшие – у нас!» Теперь кричим: «Да сгинут Коммунизм, Госплан и партаппарат! Да здравствуем мы – самые худшие!» Абсурд.

По плану – «Страна мечтателей, страна героев». По встречному плану – «Страна читателей, страна изгоев».

...В давнем прологе нашего трагического фарса «С-С-С-Р» сыграна мечта «от хорошего к ещё лучшему»: от февраля – к октябрю 1917 года.

Действие первое

В первом действии очень долго по законам древнегреческого театра погибали все герои и мечты.

Действие второе

В 1985 году появилась надежда. Её неумело подхватили слева, переругиваясь, «кто левее, кто более достоин её нести». Её умело перестроили справа, побренчав мимоходом в городах кое-каким оружием партийного пользования. Однако силой чудес мы держимся. Табака не стало, водки не стало – держимся. Хлеба не стало, одеться не во что – держимся. Ходить некуда, купить не на что, дышать нечем... Вот закалка в стране абсурда: нас не стало, а мы держимся!

Действие третье

О третьем действии пусть сообщают пророки или советологи.

Альтернатива

А мы – давайте обратимся к альтернативе! Этого добра – полон шарик земной. У «них» там вагон проблем, куча страстей и проклятых вопросов, но в чём альтернативность «ихняя»?

Все «их» проблемы посвящены... Жизни. Но советское человечество так ли, эдак ли все годы шло одним путём: из тёмного леса к ясным полянам. Ошибаясь, ушибаясь.

В нашем месте идёт борьба за какую-то особенную жизнь: за счастливую, за самую справедливую, за диктатуро-пролетарскую, за марксистско-ленинскую... То есть – борьба за Прилагательные. А в «ихних» – за Существительное. Вот такая альтернатива.

Наглядный пример

Смотришь на «ихнюю» Просто Жизнь и изумляешься: наших вывозят ненаши. Щуришься на немцев: битый небитого везёт... Встречный абсурд?

На западе «Западной Германии» пригласили меня в город Мюнстер заняться родным делом – стихи почитать. 21 апреля, в воскресенье утром. Старый замок, от которого после бомбёжки остался полукруг колонн, был обшит новыми стенами, и теперь там, по-нашему сказать, «кафе-клуб». На что же тратят свой любимый уик-энд эгоисты-буржуа? Куда спешат отцы города и матери тоже? Что за причина так тесно заполнять круглый зал, где всюду, даже на балконе, столики, а в центре рояль, и в разных точках зала микрофоны?

Два часа подряд я читаю по-русски композицию по стихам Сергея Есенина. Господин Торвальд (актёр и главреж здешнего театра) – по-немецки. Этюды Скрябина при этом блестяще исполняет немец Андреас, ученик ленинградки Аллы Блатовой, а московская флейта Наташи Пшеничниковой играет «вненациональную» сверхавангардную музыку русско-немецкой Ани Икрамовой.

Я читаю Есенина и не скрываю растущего изумления: где я? отчего так внимательны слушатели? Отвечает виновник концерта, шеф западно-германского радио (филиал радиостанции в Мюнстере, а Мюнстер – побратим города Рязани): шеф побывал в Рязани и услышал про господина Есенина...

После концерта дамы и господа отведали блюда новой французской кухни (почему французской? Может быть, виновата Айседора Дункан, из-за которой Париж пару лет был побратимом села Константиново?). Но настоящий ответ я получил от своего друга-слависта профессора Карла Аймермахера: это, мол, есть нормальная жизнь. И охота узнавать новое, и сочувствие к «побратимам», и наивная щедрость, и железный расчёт, и страсть к музыке (стихи по-русски – это тоже музыка)... Словом, утренник Есенина для радио в сопровождении флейты, рояля и французской кулинарии, конечно, прихоть и, если угодно, «встречный абсурд», но это ещё и новый успех ненаших во славу наших.

Второй наглядный пример

Германия, город Аахен, а рядышком – игрушечный городок Ваальс, но это уже Голландия. Здесь живут ленинградские музыканты-эмигранты: Алла – пианистка и профессор консерватории в Дуйсбурге. Миша Блатов – скрипач и владелец картинной галереи «Санкт-Петербург».

Семья Блатовых из двух детей и четырёх взрослых уехала из России одиннадцать лет назад, чтобы не погибнуть в «стране мечтателей, стране героев», прописаны на Западе, но душой продолжают жить в родном Ленинграде, ныне Sankt-Peterburg. У них свой мир, свой круг, своя личная музыка, а за окном – нормальная жизнь.

16 марта прошлого года на первом этаже дома 8 по Бергстраат, что в Ваальсе, открылась галерея. Первые посетители, гости вернисажа: громадного роста с белой бородой Лев Копелев, подвижный и донкихотски худой Борис Биргер, респектабельный Рене Бёлль. Даниил Гранин... И то, что скрипач «выложился» в любимом деле, и то, что «вложился» – нормально.

И то, что немцы, русские, евреи, украинцы, голландцы, французы, латыши, поляки, бельгийцы соединились в миниатюрном эрмитаже, полюбовались на первую коллекцию, подняли тост за нового «галериста», поговорили на разных языках и культурно разошлись по своим делам – очень симпатично, потому что нормально. А городской музей по просьбе Блатова в качестве филиала галереи открыл на 40 дней свои двери выставке скульптур и литографий Вадима Сидура.

Как объявила русская журналистка и поэтесса Ирина Заборова из парижской «Русской мысли», произошла XX юбилейная выставка великого советского скульптора на несоветской земле.

Наших спасают не наши...

Эпилог

Я уезжаю из нормальной жизни в «прилагательную» – домой, на Таганку, в театр, где почти так же грустно, как в последней строфе Сергея Есенина: «До свиданья, друг мой, без руки и слова, // Не грусти и не печаль бровей, – // В этой жизни...»

В этой жизни, накануне третьего акта трагического фарса «С-С-С-Р» надо обязательно поехать в Перово, навестить собрание скульптур и картин Вадима Сидура. Однажды, в самом начале пути, выставку В. Сидура резко захлопнули, но потом заботами друзей и силой чудес она ожила. Кстати, её захлопнули как раз в момент свержения Бориса Ельцина с трона города Москвы. Наши гробят наших...

И никакой иностранец не поймёт, что между запретами Ельцина и Сидура была прямая причинно-следственная связь для страны победившего Абсурда. Мир – народам, власть – Запретам...

Вениамин Смехов. Из журнала «Горизонт»

Ещё в главе «Гражданин - государство - мир»:

«Зоон политикон» и свобода союзов

Роман Николаевич Редлих

Десоветизация по-советски: интерпретация

Встречный абсурд (Драма в трёх актах с прологом, эпилогом и альтернативой)

Космическое оружие +. Планетарное мышление