Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №10(22). 1992 год

Время собирать камни

Воспевали тот город поэты,
И с Багдадом соперничал он.
Где же храмы, дворцы,
минареты!? –
Погрузились в истории сон...

Юлия Друнина

Выражение, вынесенное в заголовок, не иносказание. Речь действительно пойдёт о камнях: развалинах дворцов и храмов, следах древних цивилизаций, – раскиданных по всему Крыму. Ход времени безжалостен, но по своей разрушительной силе где ему тягаться с равнодушием, варварством и просто беспамятством рода людского. Не столько даже мечом и динамитом прерывается связь времён, сколько холодным безразличием нашей «однодневной» жизни.

Восточная Таврия, городок Старый Крым. Тот самый, что стал в своё время первой резиденцией крымских ханов, центром торговли и культуры. Отсюда, собственно, и началась современная крымская цивилизация, здесь родилось и само слово «Крым». Здесь сходились купцы и странники из Средиземноморья и Китая, Руси и Индии. Здесь строились бок о бок мечети и церкви, крепости, монастыри и караван-сараи.

Главные соперники Старого Крыма – Кафа (Феодосия) и Согдайя (Судак) – хотя и потеряли за столетия былое могущество, но ещё пользуются как «курортные мекки» вниманием и покровительством местных и высших властей. Иное дело Старый Крым – он стоит у той черты, за которой не то что сохранить памятники истории – вспомнить о них будет некому.

Сегодня из нескольких сотен архитектурных комплексов, жемчужин средневекового Крыма, в городе и его окрестностях осталось лишь тринадцать. Караван-сарай, Свинцовая мечеть и мечети хана Узбека и Бей-Барса, медресе, церковь святого Георгия, мавзолей XV века, фонтаны, крепостные стены XIII–XIV веков – такой изысканный по красоте и мастерству создателей венец пришёлся бы к лицу любому и более крупному городу. А ведь ещё не сказано об усадьбе И. Айвазовского, домике и могиле А. Грина и других местах, связанных с памятью наших славных соотечественников.

И, наконец, самое величественное и наиболее сохранившееся украшение старокрымских земель – армянский монастырь Сурб-Хач, защищённый от человеческого варварства окрестными лесами. «Сурб-Хач! Ты защита и убежище нашего народа. Ты единственный, нет тебе подобных... И вид и положение твое дивны...» – так воспевали тахасы, армянские поэты Средневековья, эту национальную святыню, воздвигнутую в XIV–XVI веках.

Монастырь хранит по сей день следы неоднократных разрушений и восстановлений, ремонтов и перестроек. Сурб-Хач – творение нескольких поколений архитекторов, живописцев, каменных дел мастеров и других умельцев.

Церковь Святого Креста, трёхэтажная трапезная, братский корпус с кельями, гостиница сохранились в большей мере, чем прочие части комплекса. В 70-х годах обнаружены фундаменты ещё нескольких зданий. Уникальный ландшафт, окружающие фонтанами и одичавшие сады позволяют нам сегодня представить то рукотворно-природное чудо, которым был Сурб-Хач три-четыре столетия назад в прошлом (невозвратном?).

О спасении Сурб-Хача и других памятников Старого Крыма написаны десятки статей, реставрации много раз начинались и... на начале заканчивались. Не миновало местные достопримечательности и внимание областной власти: то выделят, как говорится, «посильную» (то есть мизерную) сумму и, отчитавшись, тут же забудут о памятниках, то передадут монастырь на баланс какому-нибудь (именно так!) предприятию. Конечно, предприятие, времени не тратя даром, устроит для себя тут же дом отдыха ну и заодно возьмётся за охрану «прилегающей территории» – не больше того.

Старый Крым. Часовня Св. Анны Из коллекции В. Козлова

Старый Крым. Часовня во имя святой Анны. Из коллекции В. Козлова

В прошлом году хозяином всех этих исторических руин стал старокрымский горисполком. Взял памятники под свою юрисдикцию, объявил о создании историко-культурного заповедника «Старый Крым». Есть положение о заповеднике, выделены из городского бюджета средства, составлен план восстановительных работ, набран штат сотрудников. Но организация заповедника – лишь первый шаг. Чтоб этот шаг не стал, как уже бывало, последним, требуются деньги. Как бы ни был щедр горисполком, но бюджет маленького городка явно недостаточен для осуществления хотя бы минимальной программы восстановления.

Развалины старокрымского медресе. Фото А. Лапина

Развалины старокрымского медресе. Автор фото: А. Лапин

Речь идёт не просто о реконструкции памятников (что само по себе благородное дело). Воссоздание на востоке Крыма культурного центра и развитие на этой основе мощной инфраструктуры причерноморского туризма гарантируют возмещение потраченных средств сторицей.

Уже сегодня туристов привлекает не только домик автора «Алых парусов», «Бегущей по волнам», но и жемчужина Восточного Крыма – Сурб-Хач. Недавно отреставрированная мечеть хана Узбека и раскопанное десяток лет назад медресе могли бы образовать бесценный музей-памятник средневековой мусульманской культуры.

Старый Крым.Армянский мужской монастырь Сурб-Хач (XIV век) Фото А. Лапина

Старый Крым. Армянский мужской монастырь Сурб-Хач (XIV век). Автор фото: А. Лапин

Перспективы есть, но, чтобы «процесс пошёл», чтобы цепочка «заповедник – туризм – сервис» начала работать на прибыль, нужен первый мощный финансовый импульс. Тогда года через 3-4 деньги начнут возвращаться (о рекламе, которой станут для инвесторов возрождённые памятники древнего Солхата, излишне и говорить особо). Словом, нужна крепкая и надёжная рука партнёра и друга. Памятники Старого Крыма ждут вашей поддержки, вашего участия.

Юрий Копысов,
сотрудник заповедника «Старый Крым»

Ещё в главе «Человек - общество - природа»:

Кто я такой?

Водорождённые, или из материнского лона – в морское

Время собирать камни