Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №8(51) 1995 год

Вложенные пространства и их обитатели

Для объяснения многих аномальных явлений (свойств неопознанных летающих объектов, полтергейста, телепатии и других) привычно широко используется концепция «вложенности» трёхмерного земного пространства в пространства большей размерности (п-мерные).

Между тем из рассмотрения выпадают информационные пространства. В них живёт и движется информация, путешествует через века и континенты, почти не изменяясь. Здесь идёт своя, как правило, не осознаваемая людьми, но чрезвычайно значимая для нас жизнь.

Noologia: пролего́мены к миру, творимому нами

Сегодня со всё убыстряющейся скоростью развиваются в нашем уголке Вселенной пространства, связанные с открытой Владимиром Вернадским ноосферой, которая является нам сейчас во всей своей впечатляющей и кое в чём устрашающей красе.

Развитие информационных технологий, средств коммуникаций порождает процессы, которых создатели этих систем совершенно не предвидели и от которых подчас уже не знают, как избавиться. Речь идёт, в частности, о появлении «компьютерных вирусов», обладающих свойством размножаться и передвигаться в информационных системах. Сегодня наибольшее внимание привлекает присущее большинству из них свойство уничтожать данные, нанося огромный экономический ущерб.

Но гораздо более важным и в перспективе опасным представляется их свойство выживать вопреки воле человека, преследовать свои собственные – а не создателей информационных систем – цели. С момента возникновения они зачастую не подвластны своим творцам, если таковые у них есть (ведь в некоторых случаях их появление – результат ошибки программиста или технического сбоя).

Информационные пространства, подобные современным компьютерным, не новость на Земле. Только раньше в их узлах находились не электронные машины, а биологические «компьютеры» – центральные нервные системы животных и человека.

В информационном пространстве человеческого сознания через континенты и тысячелетия движутся аналогии компьютерных вирусов – мелодии, анекдоты, бродячие сюжеты, стихи и даже такие огромные тексты, как «Махабха́рата», «Илиада» или «Одиссея». Выживание, сохранение через века произведений искусства, например литературных памятников, – заслуга их собственных качеств, независимая от отдельных людей.

«Пишите письма!», или Ленин жив!

Информационное пространство не имеет прямой связи с обычным: у нас один и тот же круг мыслей в Москве и на даче, в командировке, в реактивном самолёте, летящем с тысячекилометровой скоростью, и медленно ползущем через поля поезде. Везде у нас один и тот же круг знакомств, телефоны в записной книжке: мы можем позвонить по ним из разных частей света. Независимо от того, где проводим отпуск – в Переделкине или на Багамах, – мы думаем на одном и том же языке.

Время в информационном пространстве в различные эпохи нашего пространства может течь по-разному. Например, в нынешний период возрастания компьютерных мощностей процесс умирания в нём информации замедлился – есть как бы настоящее, есть движение в будущее, но в прошлое уходит очень мало. Переживают расцвет музейное дело, борьба за возрождение национальных культур.

Оживают идеи, казалось бы, давно ушедшие в небытие архивной пыли. В какой-то степени идёт пока что в духовном плане исполнение задачи всеобщего оживления умерших, поставленной философом Николаем Фёдоровым. (Это, как выясняется, не всегда радостный процесс, подчас оживают мрачные монстры.)

Нашими современниками становятся мыслители минувших веков, например Николай Бердяев, Владимир Соловьёв. Их идеи оказывают влияние на современность, проникают в умы людей, оживают там. В дальнейшем, используя растущие возможности компьютерной техники и науки, станет возможно воссоздание в значительной полноте личностей выдающихся фигур прошлого, оставивших большое литературное, эпистолярное, дневниковое наследие, – Александра Пушкина, Льва Толстого, Антона Чехова, Владимира Ленина.

Бред? Версия? Техно-миф?

Информационные «организмы» человеческого общества, в основном, не имеют такого разрушительного действия, как современные компьютерные вирусы. Но были и тяжёлые случаи. Так, появившееся две тысячи лет назад в Палестине христианство поразило весь римский мир, почти начисто стерев античную «операционную среду».

При этом была утрачена (1) колоссальная, наработанная древними цивилизациями культурная информация, разрушен культурно-политический феномен Западной Римской империи. И в последующие эпохи мир не раз сотрясала конкуренция между различными «штаммами» этого вируса. В частности, при мутации в эпоху Реформации появился более жизнестойкий в тот период протестантский вариант христианства, вытеснивший католицизм с обширных территорий.

Другой, более близкий пример межвидовой борьбы идей за выживание (почти по Дарвину. – Ред.) – бурное размножение в начале века на территории нашей страны информационного вируса коммунизма, почти полностью уничтожившего накопленный массив данных в определённых областях, включая культуру.

Наконец, сейчас мы свидетели и жертвы экспансии вируса индивидуализма; он прорвал воздвигнутые против него информационные барьеры (всякого рода культурные табу и моральные императивы) и старается уничтожить своего изнежившегося в тепличных условиях конкурента.

Автор рисунка: Л. Бенкомо

Мы четыре, мы четыре,
Мы четыре грации!
И не просто грации,
А сгустки информации!
(Частушка XXII века)

2 х 2 = конец истории

Компьютерные вирусы куда более грозное явление, чем ныне кажется. Если сейчас удаётся до какой-то степени сдерживать их экспансию, то вряд ли это можно будет делать всегда – компьютеризация и информатизация идут с нарастающей скоростью. Мощность информационных систем в ближайшее время возрастёт настолько, что они окажутся способны уверенно поддерживать существование простых инфовирусов, которые обладают свойствами живых организмов в биосфере: наследственностью и изменчивостью за счёт своего рода мутаций – ошибок при копировании и передаче знаков.

Таким образом, в действие вступают дарвиновские законы: выживут и получат возможность размножаться простейшие «инфоорганизмы», наименее поддающиеся вылавливанию и наиболее приспособленные к существованию в подобных средах.

Резонно предположить, что со временем компьютерные системы станут пригодны для проживания всё более широкого спектра вирусов – от быстро размножающихся мелких и простых до всё более крупных (которых, видимо, следует именовать уже «информационными животными»), обладающих всё более сложной стратегией выживания. Причём возникать они могут как эволюционным путём из мелких, так и создаваться программистами.

Наступит момент, когда сложность таких «животных» достигнет сложности человеческого разума. Они смогут самосовершенствоваться и, более того, находясь в компьютерных сетях, оказывать влияние на внешний мир, в частности, добиваться расширения среды своего обитания, то есть производства компьютеров и введения в действие новых информационных систем.

На каком-то этапе человек со своими интересами, вероятно, будет отстранён от управления производством (возможно, не без боя) и наступит эпоха «компьютеров для компьютеров», эра живущих в них информационных существ. Наступит новая, уже постчеловеческая эпоха земной истории.

Оптимистический «The End»

Что при этом станет с родом человеческим, сказать сложно. Может быть, Homo sapiens сумеет стать полезным для новых хозяев жизни и займёт место «друга», подобное тому, что занимают возле нас, людей, собаки – не худшее, между прочим, место. Быть может, он сумеет сохраниться в местах, обойдённых их вниманием, – на манер современных диких зверей, обитающих в глухих лесах, незаселённых пустынях или горах. А может, человек будет сохранён своего рода компьютерными «зелёными» в особых заповедниках из сентиментальных или научных соображений. Не надо исключать и более «достойных» исходов.

Николай Гончаров
Из научно-информационного вестника «Аномалия»

***

1 - Автор статьи, думается, слишком категоричен. Рим разрушали всё-таки варвары (вандалы, аланы, гунны) и общая развращённость нравов его жителей. Если что-то и уцелело от античной литературы, науки и философии, то в значительной мере благодаря именно христианским монастырям. – Ред.

Ещё в главе «Времена - народы - мир»:

«Смерть империи»

В тени длинного меча

Пейзаж Петра Костинского

Социум-галерея

Аттила

Народы в волнах истории

Конец истории?

Вложенные пространства и их обитатели