Владимир Опара: остановка в Москве
Произведения Владимира Опары начали играть видную роль в московской художественной жизни с 1990 года. Именно тогда состоялись его первые выставки в Москве. Но это событие никак нельзя было назвать дебютом. На столичном горизонте появился зрелый, самостоятельный, сформировавшийся мастер.
Его живопись несла в себе комплекс традиций, развившихся в искусстве XX века. Манере были присущи свобода, энергия, экспрессия жеста. Активность цветового поиска ощущалась в каждой работе. Пульсация мысли сочеталась с открытым сильным чувством и истинной духовностью.
Распятие. 1992 г.
Полёт над Ильинкой. 1990 г.
Несущий крест. 1992 г.
Натюрморт. 1991 г.
В небольших по размеру пейзажах, портретах, условных композициях с фигурами и пейзажными элементами был сосредоточен колоссальный интеллектуальный и пластический потенциал. Однако в перспективе, казалось бы, небольшого промежутка времени сегодня становится очевидным, сколь огромен путь, стремительно пройденный художником за эти четыре года.
В его творчестве сменилось несколько значительных этапов. Наряду с живописью, как традиционно плоскостной, так и с использованием различных форм коллажа, он обращался и обращается к нестанковым видам искусства постмодернистского характера, ведёт поиск в направлении видеоарта.
Автопортрет. 1992 г. Государственная Третьяковская галерея.
Цветы. 1991 г. В коллекции Марии Валяевой
Ещё один день. 1992 г.
Встреча. 1991 г.
Распятие. 1992 г. Государственная Третьяковская галерея
Застолье. 1991 г.
Поцелуй Иуды. 1992 г.
Владимир Опара принадлежит к тому редчайшему типу творческой личности, в котором необыкновенно сильное индивидуальное начало слито со способностью анализировать, разумно оценивать и ставить в контекст художественные явления широчайшего диапазона. Такой дар эмоционального и в то же время объективного восприятия встретишь далеко не у всякого арт-критика. Эти свойства личности, вместе с талантом генерировать идеи концептуального плана, позволили художнику разработать и воплотить в жизнь целый ряд неординарных проектов, включающих собственные картины, объекты, инсталляции, перформансы и фотосерии, а также произведения других крупных мастеров.
И всё же момент высшего напряжения творческого процесса достигается в работе над живописными произведениями, будь то исполненные маслом большие холсты, апокрифически и драматически толкующие библейские темы, или циклы работ на бумаге с использованием смешанной техники и визуальных эффектов излюбленной фактуры ржавого покорóбленного железа.
Мария Валяева,
кандидат искусствоведения,
сотрудник Государственной Третьяковской галереи
Ещё в главе «Просвещение - личность - общество»:
«Когда погребают эпоху...» – это строчка из стихов Анны Ахматовой на падение Парижа в 1940 году
Зомби при свете дня и под покровом ночи (из кошмаров о буздушности)
Владимир Опара: остановка в Москве