Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №5 (48) 1995 год

Вестники дьявола и другие «оборотни»

Тайные общества проходят через всю африканскую историю, сопровождают африканца во все периоды его жизни – от рождения до смерти. Как и в старые времена, одни из них проводят инициацию мальчиков, другие учат опознавать ведьм и снимать чары, третьи регулируют порядок сельскохозяйственных работ.

В городах их деятельность внешне выглядит как фольклорный праздник, напоминание о традициях. И конспирация здесь весьма условная. Но это внешне. Реальные события показывают, что тайные общества живут и действуют.

Родиться, чтобы умереть, чтобы родиться

Без их посредничества невозможно даже стать взрослым. Африканский ребёнок с первых дней своего существования и примерно до двух лет проводит время на спине матери или старшей сестрёнки, а позже в кругу сверстников. В глазах взрослых он ещё долгое время остаётся как бы бесполым и не относится к членам племени.

В период полового созревания он должен умереть в сознании людей и своём как дитя, чтобы возродиться мужчиной или женщиной, со всеми соответствующими правами и обязанностями. Этот переход совершается во время обряда посвящения в члены рода – инициации.

Подготовка к ритуалам требует многих месяцев. Начинается действо с того, что по деревням бегут раскрашенные белой краской «вестники дьявола» – гонцы из свиты колдуна, извещая, что пришло время уводить детей. Уводить навсегда, поскольку они уже никогда не вернутся – их «пожрёт дьявол».

Ночью при колеблющемся свете керосиновых ламп и факелов странные и страшные процессии тянутся по тропинкам к священному лесу. Горе случайному путнику, увидевшему «дьявола»: всякий, кто его встретит, должен исчезнуть! Ребёнок-то может родиться новым человеком, с новым именем и знанием жизни. А как быть взрослому?..

Люди исчезали и для поддержания веры во всемогущество жрецов, и для усиления «волшебных свойств» талисманов, которые требуется регулярно смазывать человеческой кровью – чем больше, тем лучше.

– Маска, мы тебя знаем! Автор фото: П. Тиммерман

Итак, инициация начинается. На рассвете согнанным для жертвоприношения животным одновременно перерезают горло. Куски мяса варят и подают колдунам. Те льют на блюдо яды собственного изготовления и затем съедают по куску многократно отравленной «адской пищи», тем демонстрируя свою неуязвимость. Бывают, правда, и несчастные случаи со смертельным исходом, поскольку не все противоядия известны участникам церемонии. Однако отступать жрецам некуда, ведь на карту поставлен их непререкаемый авторитет.

После этого опасного ритуала детей отнимают у родителей и нарочито грубо, ударами дубинок гонят внутрь священного леса. Теперь им предстоит обряд татуировки. Татуированными должны быть все взрослые члены племени. В противном случае они не только не будут допущены на общественные мероприятия, но и, вполне вероятно, рискуют своей жизнью.

Впрочем, рискуют и те, кто подвергается операции – один и тот же нож и никакой дезинфекции, порезы заживают подолгу. Если ребёнок умирает от заражения крови, это воспринимается как должное: так угодно Великому Духу.

Выздоровев, мальчики строят себе небольшую деревушку – позже они сумеют выстроить хижину для своей семьи. Они корчуют и возделывают участки земли, сеют и выращивают злаки, учатся выслеживать дичь и находить съедобные плоды, травы и коренья в лесу. Хранители культа открывают им традиции племени, имена «дьяволов» и героев, способы изготовления лекарств и ядов, искусство гадания.

Внутри лагеря жрецы-воспитатели пресекают любое нарушение порядка ещё строже, чем в деревне, – по окончании инициации подросток обязан следовать традициям предков не задумываясь, автоматически. Иногда посвящаемый подвергается дополнительным испытаниям: оставленный один в лесу, он должен не умереть от голода. Не все дети способны вынести такую суровую жизнь, зато выдержавшие готовы к любым невзгодам.

...Срок «возрождения» кончился. К воротам поселения женщины, которым сообщили, что их детей «сожрал дьявол» и теперь «переваренных в желудке изрыгнул обратно», несут дары. Из лесу вереницей выходят новые мужчины...

Тайные общества, со своими церемониями, традиционной музыкой, сопровождающей процессии, остаются важными стабилизирующими факторами, не позволяющими национальной культуре потеряться, обесцветиться в бурном потоке современной жизни. Таким образом сохраняются этнические ценности, идущие из глубины столетий. И всё же...

– Я верблюд! А ты что за зверь?

– Я не зверь. Я – Дух.

Человек? Зверь? Оборотень?

В способность избранных личностей, наделённых магической силой, управлять природными стихиями и поведением диких животных, даже самых опасных, африканцы верили и продолжают верить. А европейцы, далёкие от их культуры? Английский армейский капитан Ф. У. Батт-Томпсон, долгое время живший в Западной Африке, свидетельствует, что однажды на его глазах женщина-колдунья в одном из районов Сьерра-Леоне плавала среди крокодилов и заставляла их следовать за собой. Она ныряла на дно реки совершенно обнажённая и появлялась на поверхности, увешанная нитками бус.

Согласно традиционным представлениям африканцев, мужчина после смерти перевоплощается в хищника, а женщина в антилопу или другое грациозное и безобидное существо. Впрочем, некоторым дано превращаться в животных и при жизни. Интересная деталь: учёные не раз отмечали, что не только местные жители, но и значительная часть европейцев, долго живущих в стране, вполне серьёзно верят в наличие магической «кровной связи» между членами «звериных обществ» и их тотемами. Когда умирает, например, «человек-бабуин», вскоре находят и мёртвого бабуина. И наоборот, гибель животного приводит к несчастью с его кровником-человеком.

Много лет во Фритауне, в полицейском управлении, хранились ритуальные предметы так называемого Общества леопарда: одежды из шкур, ножи с тремя лезвиями, напоминающими когти зверя... Колониальным властям стало известно о нём довольно поздно. В тех местах, где люди нередко гибнут от хищников, конечно, трудно бывает отличить лесные трагедии от ритуальных убийств. Из официальных документов известно, что в 1854 году один колдун был сожжён живьём «за то, что превратился в леопарда».

В 1892 году специальным указом «оборотни» были объявлены вне закона. Но в начале XX века загадочные несчастные случаи стали столь часты, что власти в 1912 году вынуждены были начать расследование. В результате более 400 человек попали за решётку. Некоторые свидетели, преодолев страх, рассказывали о своём посвящении в члены Общества: особой иглой им выжигали отличительные знаки, напоминавшие случайные царапины, обычные для жителей буша. Кроме того, посвящённые узнавали друг друга, необычным образом вращая глазами.

– Хорош, что и говорить... но не орёл!

Среди обвиняемых оказался Дэниел Уилберфорс, принадлежавший к туземной королевской династии, который получил образование в миссионерской школе, а затем в США. Он хорошо учился и должен был стать священником. Но, вернувшись домой, принял титул вождя.

В то время, с 1899 по 1905 годы, власти обнаружили, что в местах, где правил Уилберфорс, снова ожила деятельность «леопардов». По окончании суда его выслали из колонии на том основании, что он иностранец, американский гражданин.

В Соединённых Штатах оборотень принял сан священника и в новом качестве вернулся в Сьерра-Леоне, где в 1912–1913 годах опять попал на скамью подсудимых в связи с исчезновением девушки во время уборки риса (подозревали, что Уилберфорс получил часть её тела), и в очередной раз был выслан из страны.

Но не все обвиняемые так заботливо оберегались правосудием: пятерых членов Общества публично повесили, что неопровержимо свидетельствовало – «люди-леопарды» не сверхъестественные существа, а обыкновенные преступники.

В другом районе в конце прошлого века полиция раскрыла практиковавшее ритуальные убийства и каннибализм Общество крокодила и захватила даже примитивную «подводную лодку», построенную его членами. Формой она напоминала крокодила, а в движение приводилась лопастями, похожими на лапы. Кожа и пчелиный воск делали всю конструкцию водонепроницаемой. Экипаж состоял из шести человек. Один из них – хватающий – занимал место у пасти, чтобы иметь возможность дотянуться до намеченной жертвы у берега и втащить её под воду.

Это Бяка-Закаляка кусачая. Я сама из головы ее выдумала! Рисунок О. Тарасенко

Это Бяка-Закаляка кусачая. Я сама из головы её выдумала! Автор рисунка: О. Тарасенко

Экзерсисы экзорцистов

«Звериные» общества вызвали к жизни ещё один «орден колдунов» – Игроков Тонго. Призванный выявлять каннибалов и «оборотней», он практиковал «обряд провидения Тонго». Игроки носили охотничью униформу из коричневой или чёрной ткани местного изготовления с накидкой из шкуры леопарда, украшенной полосками ярких цветов. Лица их были расписаны белыми пятнами.

Метод распознавания «теоретически» основывался на «сверхъестественном чутье», практически же способности следователей оказывались шарлатанством. Возвысившись, эти «провидцы» указывали как на каннибалов на любых неугодных им людей, действуя в корыстных интересах местной элиты или своих собственных, терроризировали и держали в страхе всех окружающих.

Чтобы распознать врага, устраивались танцы вокруг огромных костров с обязательной явкой всех жителей деревни. К концу плясок «провидец» подзывал к себе одного за другим танцоров и слегка ударял их зажатым в руке рогом. Спасшиеся от смерти люди возвращались в толпу. Но вот Игрок направляет острие в грудь намеченной жертве, тут же телохранители жреца хватают несчастного и бросают в пламя – никто и ничто не могло спасти обречённого.

– И нечего меня на комод ставить и счастья ждать! Вы сами по себе, а я сам по себе!

В 1890 году богатый влиятельный вождь пригласил «следователей» в своё селение, чтобы выявить «людей-леопардов». Но во время церемонии Игрок указал на него самого, и властелин был в тот же миг сожжён на глазах потрясённых подданных. У Игроков Тонго был и любимый трюк: спрятать кусочки костей и мяса животных, смешанных с человеческими волосами, или горшок, полный крови, около дома намеченной жертвы.

Следующий шаг – «распознать» и уничтожить недруга, а чтобы никто не сомневался, найти следы «людоедства». Один из «провидцев» в прошлом столетии отправил таким способом на костёр более 90 человек. В конце концов деятельность ретивых «борцов со злом», которые сами были воплощением зла, попала под запрет, наиболее активных Игроков выслали в другие колонии.

Наблюдая события, которые развернулись вокруг общества «оборотней», судья У. И. Гриффит, возглавлявший процесс 1912 года, писал: «Некий таинственный дух этих мест вошёл в людей и определил их образ жизни. Люди здесь обладают изумительной способностью скрывать то, о чём не должны знать другие. Это результат деятельности нескольких поколений тайных обществ».

Владимир Резниченко

Ещё в главе «Земля - человек - небо»:

«Мудрец, который знал людей...»

Люди-наоборот, Или... грядущему зверю

Вестники дьявола и другие «оборотни»

Они крадут только голову