Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №9(21) 1992 год

Вера, Надежда, Любовь...

Богоматерь с младенцем. Эскиз росписи алтаря Киевского Владимирского собора. Художник В. Васнецов
Богоматерь с младенцем. Эскиз росписи алтаря Киевского Владимирского собора. Художник В. Васнецов

Великие церковные праздники отмечают не один день. Обыкновенно торжества начинаются за несколько дней так называемым «предпразднеством» и заканчиваются через неделю после главного дня «попразднеством».

Рождество Божьей Матери

Церковный год начинается 14 сентября по новому стилю. Через несколько дней после этого, 21 сентября, мы празднуем Рождество Божьей Матери – первое церковное событие, связанное с Новым Заветом. В этот день, по словам молитвы, «Бог престол свят на земле себе предуготовил», так как Дева Мария, став Матерью Божьей, явилась как бы престолом Божьим на земле.

«Появление Девы Марии исподволь готовилось Божественным Промыслом, – читаем мы в книге «Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы». – Последовательно в длинной цепи поколений возвышалось благородство, утончались чувства, всё духовно совершенней становилась природа, пока, наконец, благословенная чета, Иоаким и Анна, стали той благодатной почвой, на которой мог появиться такой чудный восход, как Пресвятая Дева Мария».

Родители Пресвятой Богородицы жили в Назарете и были известны своей великой праведностью. У них не было детей, а у израильтян это считалось позорным, потому что бездетные люди лишались надежды иметь Мессию своим потомком. В один из великих праздников Иоаким пришёл со своими соплеменниками в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Богу. И вдруг он почувствовал себя недостойным священного обряда. В глубокой скорби вышел он из храма, повторяя: «Для всех сейчас великий праздник, а для меня день слёз». Он утешал себя мыслью, что его пример не единственный, и пошёл изучать родословные таблицы своих предков в надежде найти благочестивого бесчадного мужа.

Но, увы, таблицы сказали ему, что все благочестивые люди имели потомство и даже у столетнего Авраама был сын. Иоаким был так сильно опечален, что не вернулся домой, а отправился в пустыню. Страдая, вопрошал себя и Бога, чем он хуже людей, за что ему такая судьба и такое поношение? Иоаким молился о чуде, прося Бога, чтобы Он послал ему ребёнка.

Сорок дней он провёл в пустыне, и однажды к нему явился ангел, который сказал: «Бог услышал твою молитву, у жены твоей Анны родится дочь и станет вашей общей радостью. В знак верности моих слов иди в Иерусалим. Там у Золотых ворот ты найдёшь твою жену, которой я уже возвестил эту радость». Иоаким послушался ангела, пошёл в Иерусалим и встретил там Анну, которая рассказала ему о явлении к ней ангела Божьего. Однажды она, работая в саду, увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенцами, и вид этого счастливого семейства поверг её в ещё большую скорбь.

Она взмолилась: «Одна я мертва и безжизненна. Вся природа прославляет Тебя своими плодами. Все радуются о детях своих, я одна бесчадна, как степь безводная. Господи, Господи! Ты даровал Сарре сына в старости, услыши же и меня, и я принесу рождённое от меня в дар Тебе и да благословится в нём Твоё милосердие!» Всю душу вложила Анна в свою молитву. Едва она кончила говорить, как предстал перед ней ангел Божий и сказал, что её молитва услышана и она родит дочь благословенную, которая будет выше всех дочерей земли.

Иоаким и Анна возблагодарили Бога и принесли в храм жертву. Когда у них родилась дочь, они дали Ей имя Мария. Когда же Ей исполнилось три года, праведные родители, помня своё обещание Богу, отвели дочь в Иерусалимский храм и оставили Её в нём. (Это событие в жизни Пресвятой Богородицы мы вспоминаем 4 декабря по новому стилю.)

Митрополит Антоний Сурожский в своей проповеди в день Рождества Божьей Матери говорит: «Сегодня родилась Божия Матерь; сегодня начинается преодоление того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения: родилась Та, Которая станет мостом между Небом и землёй, Та, Которая станет дверью Воплощения, дверью раскрывающейся на Небо.

Будем радоваться сегодня, ибо начало спасения пришло; станем думать о Ней с лаской, дивиться на Неё, и просить Её научить нас – может быть, не уподобиться Ей, потому что большинство из нас не может на это надеяться, – но любить Её с благоговением, поклоняться Ей так, чтобы стать достойными быть одного с Ней рода: рода человеческого, от которого родился Бог, потому что Она явила такую совершенную верность»...

Воздвижение Креста Господня

27 сентября мы празднуем Воздвижение Креста Господня. Это единственный двунадесятый (двенадцать великих праздников, посвящённых Христу и Божьей Матери называются двунадесятыми) праздник, посвящённый событию не из жизни Христа Спасителя или Матери Божьей, а двум более поздним событиям – нахождению Креста Господня при императоре Константине и императрице Елене (в IV веке) и возвращению Креста Господня из персидского плена при императоре Ираклии в VII веке.

День Воздвижения Креста Господня по церковному уставу считается строго постным. Накануне за всенощной (вечерней службой) выносится крест из алтаря на середину храма. Он украшается венком из цветов. Если служит архиерей, то совершается чин «воздвижения креста», во время которого архиерей благословляет молящихся высоко поднимаемым крестом на все четыре стороны храма. Верующие подходят и прикладываются ко кресту под пение хора: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Предание говорит о том, что мать императора Константина Елена в 326 году отправилась в паломничество на Святую Землю, желая посетить места, освящённые главными событиями жизни Спасителя. Она обратилась с просьбой к жителям указать ей место, где скрыт Крест Господень. Ей помог некто Иуда, который привёл царицу к большому холму из земли, мусора и камней. На этом месте некогда римский император Адриан построил капище в честь богини Венеры.

Когда разрушили идольский храм, разбросали мусор и раскопали землю, были обретены место Гроба Господня и Воскресения, а также Лобное место – место распятия Спасителя. Вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трёх языках, которая была прибита над головой распятого Спасителя. Она лежала отдельно от крестов, и потому было невозможно определить, на котором из трёх был распят Христос.

Тогда патриарх Макарий предложил провести испытание: на место обретения крестов принесли находящуюся при смерти женщину. Все присутствующие стали горячо молиться о том, чтобы Крест Христов был казан через её исцеление. После этого сначала два креста поочередно были приложены к болящей, но только при прикосновении третьего она получила исцеление. Около этого места собралось множество народа. Не все могли поклониться честному древу Креста Господня, и даже не все могли видеть его, поэтому патриарх Макарий, став на высоком месте, поднимал-воздвигал святой Крест, показывая его народу.

Отсюда получил своё начало и название праздник – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Обретение Креста Господня и чудеса, сопровождавшие его, произвели великое впечатление не только на христиан, но и на иудеев. Иуда, указавший нахождение святых мест, вместе со многими иудеями уверовал во Христа и крестился, получив во святом крещении имя Кириака. Впоследствии он был патриархом иерусалимским и претерпел мученическую кончину при императоре Юлиане Отступнике.

Древо Креста Господня представляло для христиан столь великую святыню, что многие хотели получить от него хоть частичку. Святой Иоанн Златоуст, живший в IV веке, свидетельствует о том, что «многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее златом, вешают себе на шею». Епископ Мефодий в своей проповеди на праздник Воздвижения говорит: «Крест Христов – это не только древо крестное. Это и Крест духовный; он состоит и из грехов человеческих, и из множества различных крестов, которые несут люди. Эти кресты – тяжкие болезни, семейные трудности, разные беды и испытания.

Крест Христов – не только древо крестное, но и всё множество крестов человеческих и всё множество наших грехов.Что же это значит? Это значит, что, согрешая и упорствуя в своём грехе, мы увеличиваем тяготу Креста Христова. Это значит, что, отказываясь от своего креста, сбрасывая его, мы отходим от Креста Христова и от Господа и стоим над бездной. Это значит, что, склоняясь под своим крестом болезней, тягот семейной жизни и других испытаний, с терпением и смирением неся его, мы идём со Христом и надеемся на радость воскресения».

Вера, Надежда, Любовь и мать их София

30 сентября Церковь совершает память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

В книге «Жития Святых» говорится о том, что в царствование императора Адриана жила в Риме женщина по имени София, что в переводе означает премудрость. Будучи христианкой, она дала своим трём дочерям имена, соответствующие трём христианским добродетелям: первую дочь назвала Верою, вторую – Надеждою, а третью – Любовью. Оставшись вдовой после рождения третьей дочери, София продолжала вести благочестивую жизнь и, воспитывая своих дочерей, старалась их приучить проявлять и в жизни те христианские добродетели, имена которых они носили.

По мере того, как девочки росли, возрастали в них и добродетели. Они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, были усердны в молитве и в домашних трудах. Слух об их мудрости и красоте распространился по всему Риму. Слуги императора Адриана по его повелению отправились в дом к Софии, чтобы привести Веру, Надежду и Любовь.

Поняв, с какой целью император зовёт их к себе, благочестивые девушки вместе с матерью обратились к Богу с молитвой: «Всесильный Боже, сотвори с нами по Твоей святой воле, не оставь нас, но пошли нам Твою святую помощь, чтобы сердце наше не устрашилось гордого мучителя, чтобы не убоялись мы страшных мучений и не пришли в ужас от смерти; пусть ничто не отторгнет нас от Тебя, Бога нашего».

Сотворив молитву, все четверо пошли к императору, известному своей ненавистью к христианам. Когда они подошли к его дворцу, то осенили себя крестным знамением, говоря: «Помоги нам, Боже, Спаситель наш, прославления ради Твоего святого Имени». Увидев императора, они воздали подобающую ему честь, но стояли перед ним без всякой боязни, с мужеством в сердце и смотрели на всех весёлым взором, как будто бы они призваны были на пир. С такой радостью явились они к царю на истязание за Господа своего.

Видя их благородные, светлые и бесстрашные лица, Адриан стал спрашивать, какого они рода, как их зовут и какая их вера. София открыто исповедовала свою веру в Иисуса Христа, Сына Божия и, назвавши себя Его рабою, прославляла Его Имя. «Я – христианка, – говорила она, – вот то драгоценное имя, коим я могу похвалиться». Она сказала, что и дочерей своих обучила Христу, дабы свою нетленную чистоту они сохранили для нетленного Жениха – Сына Божия.

Император, увидав перед собой столь мудрую женщину, не желая вступать с ней в долгую беседу и судить её, решил отложить это дело до другого времени. Он послал Софию вместе с дочерьми к одной знатной женщине по имени Палладия, поручив ей наблюдать за ними, а через три дня они должны были явиться к нему на суд. Живя в доме Палладии, София утверждала дочерей в вере день и ночь, поучая вдохновенными от Бога словами. Отроковицы приготовляли себя к подвигу мученичества, как будто собирались в светлый чертог, ограждая себя верой, укрепляя надеждой и возжигая в своём сердце любовь к Господу.

Когда настал третий день, их привели к беззаконному властителю на суд. Думая, что они могут легко послушаться его соблазнительных слов, он начал предлагать им поклониться языческим богам и обещал, если они будут ему покорны, то он назовёт их перед всеми людьми своими дочерьми и они будут пользоваться несказанным почётом и благами. Иначе ждут их страшные мучения и гибель. Император лицемерно говорил: «Итак, для вашего же собственного блага послушайте меня, ибо я люблю вас и не только не хочу погубить красоты вашей и лишить вас сей жизни, но желал бы стать для вас отцом».

Но девы единодушно отвечали: «Отец наш – Бог, на небесах живущий. Он думает о нас и о нашей жизни и милует наши души; мы хотим быть Им любимыми и желаем называться Его истинными детьми. Поклоняясь Ему и храня Его повеления и заповеди, на твоих богов плюём, а твоей угрозы не боимся, ибо мы того только и желаем, чтобы страдать и переносить горькие мучения ради сладчайшего Иисуса Христа, Бога нашего».

Император был весьма удивлён, что при таком юном возрасте (Вере было 12, Надежде – 10, а Любови – всего 9 лет) они, обладая мужеством и разумом, могли так отвечать ему. Он ещё раз пытался заставить их поклоняться языческим богам, но сёстры отказались наотрез. Тогда жестокий властитель подверг святых мучениц ужасным истязаниям на глазах у их матери. Святая София внутренне сострадала каждой из дочерей, по-матерински терзаясь от переносимых ими тяжёлых мучений.

Тяжесть её страдания ещё более усиливалась оттого, что внешне она сохраняла спокойствие, подбадривая своих дочерей. Для неё было бы легче вслед за ними принять мученический венец, но жестокий мучитель, желая ещё больше усилить её внутренние страдания терзанием об утрате детей, отпустил её на свободу и позволил похоронить истерзанные тела дочерей.

Святая София три дня просидела у их гроба – и здесь же скончалась. Верующие погребли её вместе с дочерьми. Так она приобщилась к Царствию Небесному, приняв мученический венец, если не телом, то сердцем своим страдая за Христа.

Не в таком ли возрасте сестры Вера, Надежда и Любовь бросили вызов ’’беззаконному властителю” — римскому императору Адриану?

Не в таком ли возрасте сёстры Вера, Надежда и Любовь бросили вызов «беззаконному властителю» – римскому императору Адриану?

* * *

Христианское мученичество имело весьма важное значение в распространении и утверждении христианства. Твёрдость и непоколебимость страдальцев, которые мужественно шли на смерть за свою веру, так сильно действовали на сердца язычников, что нередко сами мучители, видя безропотность своих жертв, обращались к христианству. Кровь христианских мучеников была, по выражению Тертулиана, христианского писателя II века, семенем новых христиан.

Древние христиане при чтении Житий Святых постигали их нравственно-назидательную силу. Такое же назначение имели эти книги и для русского дореволюционного читателя. В наше время вполне возможно, что неверующий современный человек отложит в сторону эти ни с чем не сравнимые повествования, сказав: «Зачем было ради веры жертвовать своей жизнью, подвергать и близких своих таким ужасным мучениям, когда можно было поклониться властителю и его идолам и жить благополучной жизнью?»

Такой человек не в состоянии понять, что истинно глубоко верующий не может отказаться от своей веры – отречение от неё равносильно духовной смерти, и она гораздо страшнее смерти телесной. Даже в роскошных палатах при сытой, внешне благополучной жизни человек, предавший свои идеалы, может быть глубоко несчастным – духовным мертвецом. Это очень важно понять (да простится здесь прямая дидактичность) и тем родителям, которые зачастую стараются обеспечить своим детям в первую очередь материальное благополучие, забывая о том, что оно ещё никому не приносило истинного счастья.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский так пишет об этом: «Помысли, в чём состоит истинное богатство человека? В образе и подобии Божием, а не в имении, не в землях, не в деньгах, не в разного рода земных познаниях и искусствах, не во множестве одежд, вообще благ земных; ибо всё тленно и временно, а душа – образ Божий – вечна, и богатства её – добродетель, святыня, смирение, незлобие, воздержание во всём, вера, надежда, любовь».

Зоя Светова. Авторский дайджест на основе журнальной публикации

Ещё в главе «Мышление - вера - нравственность»:

Вера, Надежда, Любовь...

Как поведут себя отечественные Пения и Порос?

Одиссея картин Рерихов

Мысли о вечном

Где наши традиции, там и наш авангард

Алексей Резаев. Мастер плаката