Открыть PDF
Великое послесловие. Плач о политической беспомощности, или Сарказмы неунывающего духа
Хотели как лучше, а получилось как всегда.
Из официальных источников
...Под шум всевозможных совещаний, концертов, тостов и других политических сюрпризов прекращается русловое течение жизни и вся она уходит внутрь, но не для работы самоусовершенствования, а для того, чтобы переполниться внутренними болями. И умственный, и материальный уровень страны, несомненно, понижается; исчезает предусмотрительность; разрывается связь между людьми, и вместо всего на арене появляется существование в одиночку и страх перед завтрашним днём. Всё это, конечно, равносильно доброй войне.
Войну клянут; собирают митинги, пишут трактаты об устранении поводов к ней или о замене её другим судом, менее бесчеловечным. Но забывают, что прелиминарии войны гораздо мучительнее, нежели самая война. Война открывает доступ самым дурным страстям (одни подрядчики и казнокрады чего стоят!); она изнуряет страну материально; прелиминарии к войне производят в стране умственное и нравственное разложение, погружают её в мрак ничтожества. Всё дурное, неправое и безнравственное назревает под влиянием смуты, заставляющей общество метаться из стороны в сторону без руководящей цели, без всякого сознания сущности этих беспорядочных метаний.
Общество, не знающее иного содержания, кроме сплетен и насильственно созданных пут, может быть способно лишь к прозябанию. Спрашивается, однако ж: возможно ли бессрочное прозябание и не должно ли оно постепенно перейти в гниение?
Признаюсь откровенно, как ни мучителен для меня утвердительный ответ, но я вынужден сказать: да, прозябание не бессрочно...
© Официальные источники
© М. Е. Салтыков-Щедрин «Мелочи жизни», 1888
© Историческая банальность.
Редакция «Социума», 1995
Ещё в главе «Земля - человек - небо»:
Великое послесловие. Плач о политической беспомощности, или Сарказмы неунывающего духа