Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №10-12 (41-43) 1994 год

Урусвати – свет утренней звезды

Именем «Урусвати» был назван Гималайский институт научных исследований, основанный в 1928 году в предгорьях Гималаев выдающимся русским мыслителем, художником, путешественником Николаем Константиновичем Рерихом. Об этом институте, его прошлом и настоящем и пойдёт речь.

Для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Ни на миг мы не отклонились от русских путей. Именно русские могут идти по нашим азийским путям.

Николай Рерих

Серебряная Долина у подножья вечности

В 1928 году успешно завершилась Центрально-Азиатская экспедиция, предпринятая Н. К. Рерихом ещё в 1925 году. Среди её участников были и жена Николая Константиновича – Елена Ивановна, и их старший сын – Юрий. По масштабам научных исследований эта экспедиция не имела прецедента в истории изучения Центральной Азии. Н. К. Рериху удалось осуществить своё, на первый взгляд казавшееся несбыточным намерение – проложить прямой маршрут из Сибири через Тибетское нагорье по совершенно неизведанным областям Трансгималаев в Индию.

Был собран богатейший научный материал, нуждавшийся в систематизации, обработке и дальнейшем использовании. И тогда Н. К. Рерих принимает решение о создании Гималайского института научных исследований. Местом его создания стала долина Кулу – там вскоре после прибытия в Индию Рерихи приобрели дом и небольшой участок земли.

Это место у подножья Гималайских гор было выбрано Н. К. Рерихом не случайно. «Урусвати, место исследований, место науки, должно быть построено в Гималаях... Целебные травы, медицинские исследования, чудесные магнитные и электрические токи, неповторимые условия высот, неповторимое свечение планетарных тел с астрохимическими лучами, радиоактивность и все несказанные сокровища, которые сохранены только в Гималаях...

Урусвати – значит Утренняя Звезда. Разве не утро, славное для нового труда и достижений, – вечное исцеление, вечный поиск, вечное достижение? В этих местах, где была выкристаллизована великая мудрость Ригведы, где прошли сами Махатмы, здесь, в пещерах и на вершинах, аккумулировалась сила человеческой мысли!.. Условия научных исследований, не тронутые стремительным натиском современных городов, существуют только здесь, где даже планетарные лучи кажутся чище и более проникающими», – писал Н. К. Рерих.

Священная долина Кулу была связана с именами Учителей человечества, таких как Ману и Будда, героями «Махабхараты», древними легендами и преданиями. Её называли ещё и Серебряной Долиной. «Зимой ли, когда снег искрится, или весной, когда все фруктовые сады покрыты снежно-белыми цветами, долина одинаково хорошо заслуживает своё название».

Была ещё одна причина, побудившая Рерихов поселиться именно здесь, в этой долине: её необычайная схожесть с Алтаем, в особенности с Уймонской долиной, что лежит за Усть-Каном, на пути к вершине Белухи, легендарной таинственной земле Беловодья. А над долиной Кулу господствует величественный пик горы М., как назвали его Рерихи.

Возможно, в честь Махатмы, одного из Учителей Шамбалы, Наставника Елены Ивановны Рерих, кстати, давшего ей духовное имя Урусвати. Именно Он передал через Елену Ивановну в дар людям XX столетия новое учение – «Агни-йогу», или «Живую этику». Одна из книг этого учения так и называется: «Листы сада М.» Каждое утро Елена Ивановна вставала в четыре часа, молилась и подолгу смотрела на заснеженный пик. Быть может, в эти часы она вела незримую беседу со своим Учителем. Кто знает...

Рерихи всё время мечтали вернуться в Россию, и одним из возможных мест их будущего постоянного жительства на родине называли Алтай. Здесь, среди Алтайских гор, они хотели создать научный и культурный центр. Об этих планах свидетельствуют письма Николая Константиновича. Он считал, что именно с Сибирской земли начнётся духовное возрождение России. Алтай и Гималаи – два полюса одного магнита...

Николай Рерих с сыновьями Юрием и Святославом в Кулу. 1933 г.

Николай Рерих с сыновьями Юрием и Святославом в Кулу. 1933 г.

Николаю Константиновичу и Елене Ивановне не суждено было вернуться на родину, и потому, должно быть, долина Кулу, где всё было так схоже с дорогими сердцу Рерихов Алтайскими горами, стала их «малой родиной». В Кулу Рерихи сохранили русские обычаи: полы в доме были покрыты домоткаными дорожками, как издавна повелось на Руси.

Даже калитка у входа в имение – типично русская. Ну и, разумеется, русская кухня, самовар, за которым по вечерам собиралась вся семья. Пили чай, беседовали, слушали русскую музыку на патефоне. А кроме того, каждый обязательно рассказывал о том, что сделано им за день, – как бы своеобразный отчёт о проделанной работе, которой у всех было предостаточно...

«Там, где общая польза, мы не отступим»

Индийский мудрец Калидаса говорил: «Посредственности не осмеливаются начинать благородную работу с того момента, как только они предвидят препятствия. Но для смелых не существует никаких препятствий. Все препятствия превращаются для них в блестящие возможности».

Институт «Урусвати» был задуман Н. К. Рерихом как своеобразный центр Истинного знания, который впоследствии, возможно, смог бы вырасти в Город Знания – средоточие международного сотрудничества учёных и исследователей. Такова была эта сверхзадача, под стать блистательной мечте о Городе Солнца Томмазо Кампанеллы. Но если этот город так и остался утопией, то с «Урусвати» дело обстояло иначе. Мечта вскоре стала сбываться.

Прошло всего три года. Благодаря самоотверженной работе Рерихов о деятельности Гималайского института стало известно в Старом и Новом Свете. «Урусвати» превратился в научно-исследовательское учреждение по комплексному изучению обширных территорий Азии, заселённых народностями, древняя культура которых оказала значительное влияние на развитие мировой культуры.

Институт состоял из отделов: археологического, естественных наук и медицины. В свою очередь отделы делились на секции. При археологическом отделе были секции общей истории, истории культуры народов Азии, истории древнего искусства, лингвистики и филологии. В отделе естественных наук действовали секции ботаники и зоологии, проводились метеорологические и астрономические наблюдения, велось изучение космических лучей в высокогорных условиях. Институт располагал библиотекой, имевшей собрание уникальных древних манускриптов, и музеем экспедиционных находок – ценных ботанических, минералогических, орнитологических и зоологических коллекций. В институте хранился и рукописный архив Рерихов.

Всё это размещалось в двухэтажном деревянном доме на сваях, а рядом, в одноэтажном здании, была создана биохимическая лаборатория, в которой исследовались методы борьбы против рака. «Именно здесь, в Гималаях, – писал Рерих, – неизвестен бич человечества, рак, а кроме того, тибетская медицина с давних времён имеет в своём распоряжении средства против рака и туберкулёза, удачно применявшиеся. Конечно, подобные средства должны быть исследованы самым точным и беспристрастным образом».

За первые три года институтом были организованы пять комплексных научных экспедиций, находки которых не только обогатили музей «Урусвати», но и были посланы в дар научно-исследовательским учреждениям США, Англии, Франции, где их высоко оценили. Коллекцию редких злаков получила в дар и Академия наук СССР.

Гималаи

Гималаи

Не забудем, что за всей основной работой института, колоссальной по объёму и значению, стояла только семья Рерихов – четыре человека и приглашённый ими в 1928 году из Риги на пост секретаря института Владимир Анатольевич Шибаев. Руководство институтом было возложено на Юрия Николаевича Рериха, который и стал его бессменным директором. Им был подготовлен ряд научных работ, посвящённых местным языкам и истории, проведены археологические изыскания. Довольно скоро ему удалось установить деловые связи с научными учреждениями Америки и Европы: наладить обмен научной информацией и совместные исследования.

Сам Николай Константинович, проводивший ежедневно немало часов за мольбертом и обременённый множеством других дел, не переставал уделять внимание «Урусвати». Елена Ивановна была президентом-основателем института. Младший сын Рерихов, Святослав Николаевич, художник Божьей милостью, знаток древнего искусства и фармаколог, работал, кроме того, в области ботаники и орнитологии, где тоже имел немалый опыт.

Восточная поговорка гласит: «Когда четверо людей в союзе, они достанут и звезду с неба». Впечатление такое, что она сложена о Рерихах.

«Наша обитель расширяется»

Следует сказать, что подвижническая работа Рерихов протекала отнюдь не в идеальных условиях. Надо иметь в виду, что осуществлялась она в колониальной Индии и британские власти, чуть не погубившие экспедицию Рерихов на Тибетском нагорье, с подозрением следили за деятельностью «этих русских» в долине Кулу, подвергая их корреспонденцию тщательному досмотру. Не секрет, что Рерихи рассматривались британскими властями как вероятные «агенты Москвы». По горькой иронии судьбы в Москве, на Лубянке, велось досье на «английского шпиона» Н. К. Рериха.

Подводя итог трёхлетней деятельности института «Урусвати», Николай Константинович писал: «По обычаю нашему, следуя лишь положительными вехами жизни, не будем останавливаться на отрицательных явлениях. Будем признательны всем помогавшим культурному начинанию и предадим забвению тех, кто по невежеству пытался мешать научной работе.

...Мы имеем ряд выдающихся положительных результатов... Мы знаем, что нужны будут новые средства, но мы и не сомневаемся, что они придут... Существует такое прекрасное понятие, как пространственная справедливость. При жизненности начала всегда является та суждённая помощь, которая позволяет не сокращать размеры и не умертвлять культурные построения, так необходимые человечеству... Работа наша неотложно нужна, поле деятельности выбрано правильно... Там же, где общая польза, мы не отступим и сохраним энтузиазм, обращающий все препятствия в светлые возможности».

Деятельность института «Урусвати» опиралась на международный обмен научной информацией, а также её накопление и приумножение путём исследования малоизученных областей Гималаев.

Стал издаваться «Ежегодник» института, куда писали статьи известные американские, европейские и индийские учёные. В списке почётных советников по науке, членов-корреспондентов и постоянных сотрудников «Урусвати» были такие имена, как Альберт Эйнштейн, Николай Вавилов и Рабиндранат Тагор. Около 285 научных учреждений всех континентов сотрудничало с институтом «Урусвати» – университеты, музеи, библиотеки, научные институты и общества.

Деятельность «Урусвати» постоянно расширялась. Приходится только удивляться неутомимости Рерихов. Выдающийся востоковед и лингвист, владевший более чем двадцатью языками мира, Юрий Николаевич Рерих занимался переводами на европейские языки древних манускриптов. В сотрудничестве с известным знатоком тибетской литературы ламою Мингиюром он изучал тибетские манускрипты, в том числе и медицинские трактаты.

При помощи лам-лекарей им впервые был составлен атлас тибетских лекарственных растений. Им же был подготовлен тибетско-санскритско-русско-английскии словарь – явление уникальное в мировом востоковедении. Труды Ю. Н. Рериха по лингвистике и филологии тибетской литературы, по изучению местных диалектов, а также выпускаемая под его руководством серия Tibetica, посвящённая тибетским древностям, завоевали мировое признание.

Большим успехом пользовались изданные в Нью-Йорке, Лондоне и Париже книги Рерихов об их путешествиях и исследованиях в Центральной Азии.

Святослав Николаевич, не оставлявший живописи, помимо работы в биохимической лаборатории с лекарственными растениями, сбора и обработки гербариев, находил время для химических опытов со стеклом. Он стремился получить стёкла необычного состава, пригодные в научных экспериментах, в основу которых положены древние знания человечества, в том числе и алхимия.

Портрет Елены Рерих кисти Святослава Рериха

Портрет Елены Рерих кисти Святослава Рериха

Скоро уже не сам институт, а другие научные учреждения Европы и Америки стали искать контакты, предлагали сотрудничество в организации экспедиций, в исследовании раковых заболеваний и разработке методов борьбы с ними, в изучении истории и культуры малоисследованных областей Индии.

Бескорыстное служение высшим идеалам дало возможность Рерихам узнать и постичь многое из того, что было дотоле сокрыто. Велика ответственность того, кто владеет знаниями. Их нельзя опрометчиво открывать миру, пока существует опасность использования их в эгоистических целях. Вот, наверное, почему в дневниках Рерихов встречаются записи: «Говорить об этом ещё рано» или «Ещё не настало время, чтобы об этом узнали». Что таится за этими строчками, ведомо было только им самим.

Тучи над «Урусвати»

В середине 30-х для Гималайского института наступили тяжёлые времена. Жесточайший экономический кризис охватил западный мир. Николай Константинович писал: «Вдруг загрохотали американские финансовые кризисы. Зашумело европейское смущение. Пресеклись средства. Одними картинами не удастся содержать целое научное учреждение. Давали всё, что могли, а дальше и взять негде... Всё есть, а денег нет...»

Прекратилось издание «Ежегодника», был сокращён объём научных исследований. В 1935 году новый удар – американский бизнесмен Луи Хорш путём обманных махинаций с акциями присвоил здание музея Николая Рериха в Нью-Йорке со всем имуществом. Это ухудшило и без того трудное положение института. Рерихи надеялись на помощь советских научных организаций. Тщетно. Известно, каким кошмаром были для нашей родины 30-е годы.

А потом навалилась новая страшная беда – Вторая мировая... «Война всё перевернула, – писал Н. К. Рерих. – Вся жизнь изменилась. Переписка прекратилась. Множество людей показались несуществующими. Надо думать, что и это мираж, и друзья где-то и как-то всё же существуют, но физически они неосязаемы. Сколько писем осталось без ответа! И как догадаться, в какой пучине они опочили?!»

Деятельность института «Урусвати» была приостановлена, законсервированы и упакованы коллекции, двери библиотеки и лабораторий закрыты на замки. Словно на острове, отрезанном от большой земли, ощущали себя Рерихи в долине Кулу. Тревожные вести отовсюду, невозможность переписки... Горько читать строки Николая Константиновича: «...Грустно видеть, как события обрубают все ветви работы. И не вырасти новым побегам на старых рубцах. Будет что-то новое, но когда? И сколько энергии потребуется, чтобы опять начать новую пряжу?»

Не оставляла и тревога за судьбу России. Чем и как помочь родине в годину смертельной опасности? Н. К. Рерих создаёт серию картин, посвящённых героическому прошлому Руси: «Александр Невский», «Ярослав Мудрый», «Сергий Радонежский», другие полотна, воспевающие подвиги русских людей. И Юрий и Святослав рвались в Россию, просили взять их добровольцами в Красную Армию, но их порыв не был услышан...

В 1942 году Н. К. Рерих писал: «Нынче исполнилось четверть века наших странствий. Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта... И Юрий и Святослав умеют сказать о ценностях народных. Умеют доброжелательно направить молодое мышление к светлым путям будущего. Юрий – в науке, Святослав – в искусстве прочно укрепились. Разве для чужих? Велики нахождения Елены Ивановны. Её записи найдут живой отклик в сердцах искателей-мыслителей. Разве для чужих? ...Для народа русского мы трудились. Ему несём знания и достижения».

Окончилась война, и вновь появилась надежда на возвращение в Россию. В 1947 году Николай Константинович обстоятельно готовится к отъезду, упаковывает картины – их он подарит родине. Но этим надеждам не суждено было исполниться. 13 декабря 1947 года оборвалася счёт земным дням Николая Константиновича Рериха, он так и не узнал, что уже пришло уведомление об отказе на его просьбу о возвращении...

Свет Утренней Звезды да не померкнет!

В конце мая 1994 года в Санкт-Петербурге состоялась научная конференция, посвящённая «Урусвати», на которую были приглашены российские учёные-индологи, исследователи духовного наследия Рерихов, гости из Индии – все, кому небезразлична судьба этого уникального института. Конференция была созвана по инициативе и при активном участии Российской Академии наук и Музея-усадьбы Н. К. Рериха в Изваре (1).

Нельзя не отметить прекрасную организацию конференции, её особую духовную атмосферу и истинно российское радушие, с которым встречали гостей. Впрочем, иного и быть не могло – в любое дело, за которое берутся изварцы, они вкладывают частичку своего сердца. Одним из устроителей конференции был Владимир Андреевич Росов, прежний директор музея, много сил положивший на его сохранение. Ныне же музей в заботливых руках энергичной и обаятельной Ольги Анатольевны Черкасовой.

Ядро команды осталось прежним: Саша Семёнов, Валерий Смирнов – те же славные, самоотверженные ребята, на одном энтузиазме, в буквальном смысле слова (поскольку о денежных средствах всерьёз говорить, увы, не приходится) сохранившие и возродившие усадьбу. И это лишний раз говорит о том, что если за дело берутся люди, окрылённые выполнением благородной задачи, то даже в условиях нынешней российской порухи можно поистине творить чудеса.

С судьбой же института «Урусвати» дело обстоит, к несчастью, гораздо хуже, и об этом с тревогой говорили участники конференции. С уходом из жизни Рерихов (Святослав Николаевич, последним из членов семьи покинувший наш мир, по настоятельному требованию врачей был вынужден жить в Бангалоре, вдали от Кулу), институт оказался брошенным на произвол судьбы. Гибнут бесценные коллекции, древние манускрипты, всё, что с таким трудом и тщанием собиралось Рерихами, ветшают здания института.

Нельзя сказать, что наших соотечественников не волновала судьба духовного наследия Рерихов. Запомнилось страстное выступление Бориса Сергеевича Старостина, долгое время возглавлявшего в Дели Центр российской науки и культуры. Его стараниями, а также усилиями нынешнего посла России в Непале Александра Михайловича Кадакина неоднократно предпринимались попытки по спасению «Урусвати».

Десанты добровольцев, в том числе и члены русской общины из города Ауровиля, собравшиеся по инициативе Игоря Зенкина (2), приезжали в Кулу, безвозмездно трудились, делали всё, что в их силах, по восстановлению имения Рерихов, ремонту зданий «Урусвати», реставрации и сохранению рукописей и коллекций. Что-то удалось спасти. Но не надо забывать, что Кулу далеко от Дели, и любое действие необходимо согласовывать с местными властями. Всё в конечном итоге упирается в средства.

Низкий поклон всем энтузиастам за их бескорыстный труд, но это пока лишь малая часть того, что нужно сделать по спасению «Урусвати». Не осталась безучастной и индийская сторона – с помощью местных спонсоров был отремонтирован и сейчас на ходу автомобиль Рерихов «додж», 1928 года выпуска. Кстати, с этим автомобилем связана удивительная история, рассказанная Святославом Николаевичем одному известному российскому учёному-индологу. Думаю, о ней небезынтересно будет узнать и нашим читателям.

Как-то раз Юрий и Святослав Рерихи возвращались в этом автомобиле из Дели в Кулу. Их гостями были известная индийская певица со своей дочерью, которых Рерихи пригласили погостить в своём имении. Уже заканчивалась долгая утомительная дорога, и под вечер путники достигли долины и въехали в деодаровую рощу. Собиралась гроза, и, как это часто бывает в такие минуты, в природе царила необыкновенная тишина, а воздух был напоён густым ароматом горных трав, цветов и деревьев.

Особое, мистическое чувство благоговения охватило путников. И тут женщина запела. Это была песнь, посвящённая великой тибетской богине Таре – матери всего живого. Прекрасный голос певицы звенел в тишине предгрозового неба, на котором сквозь тучи вдруг ослепительно блеснул луч заходящего солнца.

Уже подъехали к воротам усадьбы, когда упали первые капли дождя. Мужчины торопились разгрузить багаж. И когда Святослав Николаевич поднял последний чемодан с заднего сиденья автомобиля, все неожиданно увидели рассыпанные миниатюрные фигурки, изображающие различные ипостаси Тары. Дар богини – именно так расценили это путешественники...

Учёный-индолог Владимир Росов много сил и энергии отдаёт развитию российско-индийских научных и духовных связей. Об «Урусвати» он знает не понаслышке – три года тому назад ему удалось побывать в Кулу и своими глазами увидеть удручающее состояние института.

«Реставрация «Урусвати» в его первоначальном смысле вряд ли возможна в настоящее время, да и нужно ли это? – так неожиданно начал свои размышления Владимир Андреевич и, как бы предугадывая недоумённые вопросы, пояснил: – Коль скоро мы говорим о будущем, то нам не следует оставаться в тени великих людей. Создание института «Урусвати» было обусловлено конкретными временем, местом и обстоятельствами.

Николай Рерих

Николай Рерих

Сплав талантов семьи Рерихов – явление уникальное, уникальным был и созданный ими институт. Нашу задачу я вижу в том, чтобы, сохранив наследие «Урусвати», попытаться взрастить «новое дерево», которое, Бог даст, пустит новые побеги. Должна быть сохранена суть, не форма. Об этом не раз говорил и сам Николай Константинович.

Я убеждён, – продолжал далее Владимир Росов, – что за идеей создания института стояли высшие светлые силы, и поэтому «Урусвати» был обителью живого знания, и именно её необходимо возродить – вот в чём главный смысл нашей задачи. Как потом назвать возрождённое, институтом ли, центром, не суть важно. Главное – плодотворное сотрудничество во имя высших духовных ценностей, совместная работа и российских и индийских учёных. Ведь у России и Индии общие корни, уходящие в далёкую древность. Будущее сотрудничество России и Индии даст миру пример духовного взаимодействия.

И, возможно, с этим будет связано возрождение Гималайского института», – сказал в заключение Владимир Росов.

Вот что писал Николай Константинович об узах, соединяющих наши страны и народы: «Дело не в политике, а в живых душевных человеческих отношениях. Не прочны швы политические, то и дело лопаются и являют отвратительные прорехи. Другое дело – прочные сердечные узы. Чем древнее они, тем они краше. Красота заложена в индо-русском магните. Сердце сердцу весть подаёт».

Материал подготовлен Владимиром Фёдоровым
При написании статьи использована брошюра
«Н. К. Рерих «Урусвати»» (составители
сборника Н. Ф. Беликов и Л. В. Шапошникова), Международный Центр
Рерихов, Москва, 1993 год.

***

1 – О Рерихе и Изваре см. «Социум» № 8 за 1991 г. («Путь предначертанный»).

2 – См. «Социум» № 3 за 1994 год («Русские в Ауровиле»).

Ещё в главе «Сердце - разум - дух»:

Урусвати – свет утренней звезды

Подвижность