Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Книга «Расплетин». Серия «Жизнь замечательных людей»

Телевизионный стандарт 625 строк

В переходе на стандарт 625 строк важную роль сыграла группа отечественных специалистов, которой впервые довелось на практике реализовать стандарт и создавать новые технические средства, подтверждающие его преимущества. Эта группа была создана Расплетиным в своей лаборатории сразу после окончания научной сессии ВНТО радиотехники и электроники им. А. С. Попова.

Руководителем группы он назначил своего коллегу по НИИТ Клопова, который был правой рукой Расплетина по отработке телевизора 17ТН-3 на заводе «Радист». В послевоенные годы он, оказавшись в лаборатории Расплетина, занимался только телевизионной тематикой и часто замещал Расплетина, когда последний уходил в отпуск или находился в командировке.

Летом 1946 года в составе макета телевизора Т-1 (разработка телевизора на новый стандарт чёткости велась по теме «НТ») генератор был собран и запущен импульсами от синхрогенератора, созданного в соседней лаборатории под руководством В. Н. Горшунова. По теме «Синхрогенератор» разрабатывались и передающие трубки (тема «ПТ»), Так впервые засветился растр с развёрткой на 625 строк.

Вслед за этим были сформированы сигналы, создающие горизонтальные и вертикальные полосы для возможности измерений характеристик растра, а также ряд сигналов для получения различных изображений. Это было впечатляющее зрелище, поскольку в сравнении с изображением из 343 строк, которое тогда передавалось восстановленным после войны МТЦ, 625 строк позволяли значительно повысить качество ТВ-изображения.

Расплетин был искренне рад этому событию, приглашал посмотреть на достигнутый результат сотрудников института, в том числе и И. С. Джигита, Ю. И. Казначеева, В. Н. Горшунова, А. А. Железова, а также С. И. Катаева, директора МТЦ Ф. И. Большакова, главного инженера С. В. Новаковского.

Резонанс от демонстрации лабораторного макета телевизионного приёмника в стандарте 625 был очень большим. Это была крупная инженерная победа.

Разработанный в 1946 году телевизор Т-2, получивший название «Ленинград Т-2», был показан в Кремле В. М. Молотову. Демонстрация этого телевизора, как рассказывал А. Я. Клопов, заняла более двух часов вместо положенных 20 минут. Таков был интерес к новинкам телевизионной техники. А вечером 7 мая Расплетин приступил к налаживанию стоявшего в его квартире самодельного телевизора – в Москве должна была состояться первая после перерыва телевизионная передача.

Весь следующий день прошёл для Расплетина в ожидании большого радостного события. После работы он с товарищами пошёл побродить по Москве. Ярко светились окна домов, усиливая праздничное настроение. Домой он вернулся уже за полночь. За разговорами и чаем на кухне с соседом время летело незаметно.

В два часа ночи по радио объявили: «Внимание! Внимание! Через несколько минут будет передано важное сообщение». Трижды произносились эти слова. Давались позывные.

В 2 часа 10 минут было сообщено, что в Карлхорсте, пригороде Берлина, немецкий фельдмаршал Кейтель в присутствии представителей Верховного главнокомандования СССР, США, Англии и Франции подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии. Хоть и ждали этого момента, но он пришёл как-то неожиданно. Коммуналка с её семнадцатью жильцами забурлила. Вышли на улицу. Оживлённые толпы людей двигались к центру, к Красной площади.

24 июня. Парад Победы. После него предполагалась грандиозная демонстрация. К ней готовились. В колонне сотрудников 108-го института шла даже громкоговорящая установка, смонтированная ради этого случая на автомашине.

Динамики разносили над колоннами демонстрантов фронтовые песни. Вдруг музыка стихла. Кто-то подбежал к Расплетину: «Без вас, Александр Андреевич, не сладим. Ремонт требуется». Расплетин извиняющимся жестом поклонился женщинам, с которыми перед этим танцевал, пошёл к автофургону.

Колонна не продвинулась и на квартал, как из динамиков опять полились звуки вальса «В лесу прифронтовом». Из кабины выглянул сияющий Расплетин. В правой руке он держал паяльник, левой кому-то показывал сгоревшее сопротивление. Пройти по Красной площади не пришлось – демонстрацию отменили из-за дождя. Но долго никто не расходился.

Задуманные А. И. Бергом и руководством института мероприятия по проведению 50-летнего юбилея изобретения радио А. С. Поповым, подведение итогов работы института по становлению радиолокационных и телевизионных направлений в стране на 1945 год подтверждались выполнением тематического плана института. Как отмечалось в пояснительной записке к годовому отчёту института за 1945 год (Архив НИИ-108. Д. № 94. Оп. 1с), «общая картина выполнения тематического плана института была достаточно благоприятной».

Лаборатория № 13 А. А. Расплетина в 1945 году выполнила работы по шести темам: «Даль», «ПСБН», «ТОН-3», «Осв-ТОН-2», «ПР» и «НТ» и одна тема по разработке телевизионного приёмника Т-1.

Расшифровка тем такова:

  • «Даль» – разработка самолётного радиолокатора;
  • «ТОН-2» – самолётная РЛС для бомбардировщиков, предупреждающая о нападении с задней полусферы;
  • «ТОН-3» – то же, что и ТОН-2, но установленная на истребителе;
  • «ПР-1» – разработка лётного макета самолётного разведывательного радиоприёмника;
  • «ПСБН» – разработка самолётного прибора для слепого бомбометания и навигации;
  • «Осв-ТОН-2» – оказание технической помощи заводу в освоении серийного производства изделия «ТОН-2»;
  • «НТ» – разработка образца телевизионного приёмника на новый стандарт чёткости (тема «Т-1»).

15 сентября 1945 года в НКЭП был представлен уточнённый план института на год с включением ряда новых работ, в том числе:

  • разработка технической документации и оказание технической помощи в освоении прибора «ТОН-2» (шифр «Освоение ТОН-2»);
  • разработка и изготовление синхрогенератора для МТЦ (шифр «Синхрогенератор»);
  • проведение войсковых испытаний аппаратуры «РД» (шифр «Освоение РД»);
  • разработка образца телевизионного приёмника на новый стандарт чёткости (тема «НТ»).

Годовой объём работ института был утверждён в количестве 36 тем общей стоимостью 9 миллионов 560 тысяч рублей.

Всего в лабораториях института на начало 1948 года было 204 инженера, в том числе 191 дипломированный, 34 человека имели учёные степени и звания.

Ещё в главе «Московский период. 1942—1950»:

От ОКБ ВЭИ до ВНИИ-108

Макет аппаратуры РД-1

Роль А. И. Берга в создании Совета по радиолокации

Становление ВНИИ-108

Опытная аппаратура РД

Самолётные радиолокационные разработки

Новая семья

Первые итоги работы института

Перспективы развития отечественного телевидения

Телевизионный стандарт 625 строк

Изучение немецкой техники

Работа комиссии по радиолокации

Предложения комиссии по телевидению

Постановление по радиолокации

Станция наземной артиллерийской разведки СНАР-1. Идея Расплетина

Коллектив лаборатории № 13

Испытания

Серийное изготовление

Учёный совет ВНИИ-108. Защита диссертации

Преподавательская работа