Судьба бестселлера на исходе века
Ещё свежо в памяти время, когда у интеллигенции едва ли не любимейшей книгой, смело причисляемой к «романам века», был «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Популярность его казалась неизбывной.
Однако же в последние годы вокруг романа стали стягиваться тучки: книга, мол, сатанинская, а автор едва ли не душу дьяволу продал. Дело в том, что на протяжении примерно 20 лет после публикации, когда роман сохранял привкус запретного плода на фоне ещё не изжитой соцреалистической догматики, критики дружным хором интерпретировали его в духе: «ах, душка Воланд!» И не удивительно: когда из-под ног выбита духовная основа, оставшийся без руля и без ветрил разум легко «покупается» на отрицательное обаяние.
В нашем случае – булгаковского сатаны. Заметим, что подобная идеализация литературного персонажа имеет отношение только к читателям, но никак не к самому Михаилу Афанасьевичу.
Тем не менее сегодня каждый, кто впервые берёт в руки «Мастера и Маргариту» (а это всё чаще происходит в возрасте 12-14 лет), загодя знает, что это роман о дьяволе. Система опровергающих это представление деталей, очевидных для воспитанного на православной культуре читателя первой половины века, полностью ускользает не только от сегодняшних подростков, но и от их родителей.
Утрачено многое из того, что раньше впитывалось с молоком матери и фиксировалось на подсознательном уровне даже у религиозно индифферентных людей и что не может быть восстановлено с помощью наскоро приобретённой православности. Наглядный тому пример – ополчившаяся на роман околоцерковная братия, поддерживаемая некоторыми представителями духовенства.
Если это ширпотребная критика в журналах типа «Молодой гвардии», можно снисходительно пожать плечами. Но когда профессиональный философ в солидных «Вопросах литературы» обвиняет Булгакова в сговоре с сатаной (сам же между тем этого последнего поминает с большой буквы; Булгаков, кстати, ничего подобного себе не позволял) и когда о. Михаил Ардов вполне серьёзно инкриминирует писателю то, что в его романе дьявол не делает ничего хорошего (sic!), то хочется вступиться и за книгу, и за её автора.
Мы начинаем серию публикаций, направленных на реабилитацию «Мастера и Маргариты». И первое слово – о героине.
Ещё в главе «Жизнь - творец - искусство»:
Судьба бестселлера на исходе века
Ад не вмещает любви. Реплика в защиту Маргариты