Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №3(46) 1995 год

Страсти святого апостола Варфоломея

«И оттого-то, что портить перестаём, кажется, будто лечим. И почитают нас так, словно мы боги, хотя мы, конечно, суть демоны», – говорит персонаж древнего текста.

И кажется, право, что не было полутора тысяч лет, прошедших с тех пор, как это было написано. Всё так же тянутся люди к демонам за разрешением своих проблем – медицинских, социальных, материальных – всяких. Вот и идут на поклон...

Нет чтобы к Истине Живой обратиться.

1. Есть, как утверждают историографы, три Индии. Первая Индия та, что ведёт в Эфиопию, вторая – в Мидию, третья же край света собою являет, ибо с одной стороны у неё царство мрака, с другой – Море-Океан. В эту-то Индию и пришёл апостол Варфоломей и, вступив в храм идола Астарота, притворился там чужеземным странником.

А в идоле этом обитал некий демон, утверждавший, будто исцеляет он немощных, но лишь тех исцелял, на кого он сам же порчу и навёл. А так как не знали они Бога истинного, не избежать им было обмана от ложного бога. (...)

И вот с тех пор, как святой апостол Варфоломей появился там, не давал Астарот никаких оракулов и не мог помочь никому из тех, на кого порчу навёл. И хотя уж полон был храм недужных, ежедневно совершавших жертвоприношения, ни единого оракула не дал Астарот, а привлечённые из дальних стран немощные всё прибывали.

И когда ни жертвами, ни привычными у них самоистязаниями ничего они не добились и по-прежнему не мог демон ни единого оракула дать, потянулись они в другой город, где почитался иной демон, имя коего было Бейрет. И, совершив там жертвоприношения, стали они допытываться, отчего их бог Астарот не даёт им оракулов. Бейрет же в ответ сказал:

– Пленён бог ваш и столь крепко связан путами огненными, что с того часа, как пришёл туда апостол Варфоломей, ни вздохнуть не смеет, ни слова вымолвить.

Говорят они ему:

– Да кто ж он, этот Варфоломей?

Отвечал им демон:

– Друг он Бога Всемогущего и для того пришёл сюда, в страну эту, чтобы все кумиры низвергнуть, коим индийцы поклоняются.

Говорят ему идолопоклонники:

– Назови нам приметы его, чтоб могли мы его найти, ведь иначе средь многих тысяч людей опознать его мы не в силах.

2. И сказал демон в ответ:

– Волосы на голове чёрные и курчавые, тело светлое, глаза большие, нос ровный и прямой, уши локонами прикрыты, борода густая, с лёгкой проседью; фигурой строен, ростом не выделяется ни высоким, ни малым; одет в белый, подбитый пурпуром колобий, облачён в белый паллий, в каждом углу которого гемма пурпурная имеется. Уже двадцать шесть лет не грязнятся и отнюдь не ветшают одежды его. Так же и сандалии, хоть и носит он их двадцать шесть лет, отнюдь не ветшают.

Сто раз на дню и сто раз ночью молится он Богу. Голос его словно труба силён. Ходят с ним ангелы Божьи и, чтобы голодал он или томился, не допускают. Облик и дух его всегда неизменны, во всякое время весел и радостен он пребывает, всё провидит, всё знает, на любом языке любого народа говорит и мыслит. Вот и о том, что спросили вы и какой ответ на это я даю, уже знает он, ибо служат ему ангелы Божьи и обо всём его извещают.

И когда станете вы искать его, коли пожелает – явит себя вам, а коли не захочет – узреть его не сможете. И заклинаю я вас: как найдёте его, умолите, чтоб не приходил он сюда и чтоб ангелы, с ним обретающиеся, не делали со мною того, что сделали они с коллегой моим Астаротом.

3. И, сказав так, демон умолк.

И вот, вернувшись, принялись осматривать они лица и одежду всех чужеземцев, но и за два дня не нашли его. А на третий день завопил вдруг какой-то бесноватый:

– Апостол Божий Варфоломей, опаляют меня речи твои!

Говорит тогда ему апостол Божий:

– Умолкни и вон из него изыди!

И тотчас успокоился человек, который долгие годы был терзаем демоном.

А так как у царя страны той Полимия дочь падучей болезни была подвержена, известили его о том бесноватом. И послал за апостолом царь и просил его: «Тяжко мучается дочь моя. Умоляю помочь ей, как помог ты страдавшему долгие годы Псевстию».

И, поднявшись, шёл за посланцем апостол, покуда не увидел царскую дочь. Была она путами стянута, ибо рвалась искусать всех. Тех же, кого ей схватить удавалось, загрызала насмерть, и никто не смел приблизиться к ней. Немедля приказал апостол развязать её.

Говорят ему слуги:

– Да кто ж осмелится к ней рукой прикоснуться?!

А апостол им:

– Чего же бояться вам? Уж скован мною враг, который в ней обретался. Ступайте и развяжите её, и искупайте, и дайте отдохнуть ей, а завтра утром приведите её ко мне.
Пошли они и сделали всё, как велел апостол, и не мог уж больше глумиться над нею демон.

Нагрузил тогда царь золотом, серебром, коврами и самоцветами верблюдов и отправился искать апостола, но нигде не нашёл его. И вернулось всё это в царский дворец.

Художник Эль Греко. «Св. Варфоломей»

«Св. Варфоломей». Художник Эль Греко

4. Когда же миновала ночь и уже занялась заря дня грядущего, явился вдруг апостол один на один царю в опочивальне его, хоть и заперта дверь была, и сказал ему:

– Чего ради весь день искал ты меня с золотом и серебром, коврами да самоцветами? Надобны дары эти тем, кто земных богатств ищет, я же ничего земного и бренного не жажду. Но хочу только, чтобы знал ты: пожелал родиться подобно человеку из лона девы Сын Божий, чтобы человек, в утробе девы зачинаемый, уже в сокровенных глубинах её приобщался Богу, который создал и небо, и землю, и море, и всё, чем полны они.

Родившись же подобно человеку из чрева девы, через рождение человеческое воспринял начало Тот, Кто никогда начала не имел, но всегда Сам началом был и всему начало дал – творению видимому и невидимому. Дева же та, от замужества клятвенно отрекаясь, первая Всемогущему Богу обет девственного служения принесла. И потому сказал я «первая», что от начала веков, с тех пор, как создан человек, такого обета ни одна Богу не давала; эта же первой средь жён так душу свою возвысила, что сказала Богу: «Господи, Тебе приношу невинность свою» – и решила, что из любви к Богу непременно останется она девой, хоть и не учили её тому ни человек, ни писание, и примеров для подражания она не имела.

И внезапно, сияя как солнце, явился прямо в затворённой келье её архангел Гавриил. И так как была она испугана видением сим и охвачена трепетом, молвил ей ангел: «Не бойся, Мария, ибо сподобилась ты милости Божией и понесешь (во чреве своем)». Она же, одолев робость, спокойно молвила: «Как же случится сие, ведь не знала мужа я?» Отвечал ей ангел: «Сего ради сойдет на тебя Дух Святой и осенит тебя благодать Всевышнего, и потому рожденное тобой будет свято и Сыном Божиим наречется».

И вот, родившись, позволил Он искусить себя тому дьяволу, который первого человека победил, склонив вкусить с древа, Богом заповеданного. И допустил Он, чтоб приблизился нечистый к Нему и (...) сказал: «Вели камням этим, чтоб хлебом стали, и ешь, дабы не истощиться».

Сам же ответил ему: «Не только хлебом жив человек, но всяким словом Божиим». И дьявол, который некогда победил человека вкушающего, утратил плоды победы своей благодаря постящемуся и воздержанному. И тому быть следовало, чтоб победивший некогда сына девы сыном же девы и побеждён был.

5. Перебил тут апостола царь Полимий:

– Но почему назвал ты девой ту, первую, которая вместе с Богом человека породила?

Ответил апостол:

– Благодарю Бога, что со вниманием слушаешь ты. Так вот, первый человек, Адамом названный, создан был из земли. Земля же, из которой он создан был, девой оставалась, ибо не была она ни кровью человеческой осквернена, ни разъята для погребения тела. Потому-то и следовало, как уже сказал я, чтобы тот, кто некогда сына девы победил, сыном же девы и побеждён был. И (...) сделал так этот Сын девы, чтобы силе дьявольской позволено было к Нему подступиться. Была же она такова, что схватил нечистый Сына девы, словно коршун птицу, и бросил Его в пустыню к диким зверям и сорок дней не говорил Ему «ешь», ибо не видел, что Тот алчет.

И решил про себя дьявол, что, ежели по прошествии сорока дней не взалчет Он, значит наверняка это истинный Бог. А Бог был истинный, вернее – есть. Но, будучи также и человеком истинным, не открывался Он никому, кроме тех, кто сердцем чист и в добрых делах настойчив.

Когда же увидел Сатана, что по прошествии сорока дней взалкал Господь, почти уверившись, что не Бог Он, сказал Ему: «Почто алчешь? Вели, чтоб камни эти хлебами стали, и ешь». Отвечал ему Господь: «Слушай, дьяволе, ведь потому ты над людьми властвуешь, что отец людей Адам, презрев заветы, ему Богом данные, поддался уговорам твоим. Я же, завет Бога храня, вкушать не стану, дабы Мне, человеку, одолеть тебя и лишить той власти, кою обрел ты через падение первого человека».

Увидел дьявол, что отвергнут он, и, призвав себе в сообщники другого ангела-отступника именем Маммона, явил безмерное множество золота, серебра и всю славу этого мира и сказал Господу: «Отдам Тебе все это, если поклонишься мне». Говорит ему Господь: «Ступай прочь, Сатана, ибо писано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

А ещё было искушение гордостью, которое претерпел Он на вершине храмовой башни, дабы тот, кто человека, сына девы-земли, единожды победил, трижды побеждён был человеком – Сыном Святой Девы. (...) И, победив, послал сей человек Иисус Христос нас во все страны, дабы изгоняли мы слуг дьявола, в статуях храмовых обитающих, а людей, кои им поклоняются, из-под ига деспота побеждённого выводили.

И потому серебро и золото не приемлем, но подобно Ему, презиравшему их, презираем. Ибо там богатым быть желаем, где только Его власть царит, где нет места ни болезни, ни усталости, где смерть и печали неведомы, вечное счастье там и непрестанное блаженство, беспредельна радость и нескончаемо ликованье.

И вот с тех пор, как вступил я в храм сей, демона, который, в идоле сидя, давал оракулы вам, держу я связанным, и помогают мне в том ангелы Пославшего меня. Коли крестишься ты и прозрения удостоишься, дам узреть тебе его и узнать, от какой беды ты избавился. (...) Ведь дьявол оный искусством своим людей болеть заставляет и понуждает в идолов верить. А чтоб над душами их власть захватить, снимает с них тотчас порчу, лишь только скажут камню или металлу или иному чему – «ты бог мой».

Вот и ходят они толпой каждодневно и кричат металлу: «Ты бог наш!», но не может сидевший в этой статуе демон своим почитателям оракулы дать, ибо скован мною. И коли убедиться захочешь, что и впрямь оно так, прикажу, и вернётся он в статую эту, и заставлю признаться его, что скован и оракулы дать не в силах».

Говорит ему царь:

– Завтра в час дня собрались жрецы принести ему жертвы. Появлюсь там и я, чтоб на дело это дивное поглядеть.

Микеланджело. «Страшный Суд» (Деталь)

«Страшный Суд» (деталь). Микельанджело

Св. Варфоломей с собственной кожей

6. И вот на другой день, в первом часу, завопил вдруг демон жертвователям своим:

– Прекратите, о ничтожные, приносить мне жертвы! Не больше меня вы страдаете, в огненные узы закованного ангелами Иисуса Христа. Распяли Его иудеи, думая, что подвластен Он смерти. Он же саму царицу нашу Смерть полонил, а жениха её, владыку нашего, путами огненными связал, а победив Смерть и дьявола, на третий день воскрес и, вручив символ креста Своего апостолам Своим, по всему свету их разослал. Один из них тот, кто меня в оковах держит. Умоляю вас, попросите его за меня, чтоб позволил он мне в другую страну уйти.

Молвил тут апостол Варфоломей:

– Признавайся-ка, нечестивый демон, кем это порча наведена на всех, что недугами тут разными маются?

Отвечал демон:

– Владыка наш дьявол – чтоб его самого так сковали! – подсылает нас к людям, дабы сперва губили мы только плоть их, ибо над душами, пока жертв они не приносят, не властны. Но едва принесут ради исцеления тел своих они нам жертвы, снимаем с них порчу, ибо теперь и над душами власть обрели. И оттого-то, что портить перестаём, кажется, будто лечим. И почитают нас, словно богов, хотя мы, конечно, суть демоны, слуги того, кто был посрамлён на кресте распятым Сыном Девы Иисусом.

С того дня, как пришёл сюда ученик Его апостол Варфоломей, чахну я, раскалёнными цепями крепко скованный, и теперь лишь потому говорю, что приказал он мне. Иначе не посмел бы я говорить при нём, как не посмел бы и сам владыка наш.

Говорит ему апостол:

– Почему ж не исцеляешь всех, кто собрался здесь?

Отвечал ему демон:

– Мы ведь тела губим, и коли душу сгубить не успели, тело недуг одолеет.

Говорит ему апостол:

– А как же души вы губите?

Отвечал демон:

– Едва поверят они, что мы боги, и жертвы нам принесут, отвернётся Бог от приносящих жертвы, мы же, ран телесных не исцеляя, пробираемся в душу.

Говорит тогда апостол народу:

– Вот кого вы богом считали, вот кого считали вы целителем вашим. Внемлите ж отныне истинному Богу, Творцу вашему, на небесах сущему, а камням бесполезным не верьте. И коли хотите, чтоб помолился я за вас и чтобы всяк, кто присутствует здесь, вновь здоровье обрёл, низвергните идола этого и разбейте. А когда свершите сие, освящу я храм этот во имя Христово и вас в этом храме крещеньем благословлю.

Принесли тут все по приказу царя канаты и вороты, но не смогли изваяние опрокинуть. И сказал им апостол:

– Снимите путы с него.

И когда развязали их, говорит он сидевшему там демону:

– Коли не хочешь, чтоб повелел я тебе в бездну броситься, изыди из кумира этого и сокруши его. И ступай в пустыню, где ни птица не летает, ни земледелец не пашет и голос человеческий не звучит никогда.

И вот, выйдя тотчас наружу, стал крушить он всех подряд идолов и не только главного идола уничтожил, но и все изваяния, храм украшавшие, и даже живопись истребил.

7. И закричали тут все в один голос: «Один Бог Всемогущий, коего проповедует апостол Его Варфоломей». А Варфоломей, воздев длани свои Богу, сказал:

– Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова, Который ради нашего искупления послал Сына Своего единородного, Бога нашего и Господа, дабы всех нас, кои рабами греха были, искупил Он кровью Своей и детьми Твоими сделал; истинный Бог Он, через Которого Ты познаешься, ибо всегда тот же Ты и неизменным пребываешь: един с Сыном Отец, как и един с Духом Святым, и воистину один Бог Отец нерожденный и один Сын Его единородный, Господь наш Иисус Христос, и один Дух Святой, от Отца исходящий, податель света и наставник душ наших, и есть Он в Отце и в Сыне Твоем, Господе нашем Иисусе Христе, Который дал нам от Себя эту власть, дабы исцеляли мы немощных, слепых наделяли зрением, очищали прокаженных, паралитиков излечивали, демонов обращали в бегство и мертвых воскрешали, и сказал нам: «Истинно говорю вам, чего б ни попросили вы у Отца Моего во имя Моё, даст Он вам.

И потому прошу я именем Его, чтобы исцелилась вся толпа сия, дабы узнали все, что один Ты Бог на небе и на земле и в море, даровавший спасение нам в Господе нашем Иисусе Христе, через Которого Тебе, Богу Отцу, честь и слава со Духом Святым на вечные веки веков.

И когда ответили все «аминь», появился сияющий, как солнце, крылатый ангел Господень и, облетев с четырёх сторон храм, начертал перстом своим знак креста на ровных плитах и сказал:

– Вот что говорит пославший меня Господь: «очищены все вы от болезней ваших и очищен храм сей от всякой нечисти». И велел Он обитателя храма этого, которому приказал апостол Божий идти в место пустынное, прежде вам показать. Увидев его, не пугайтесь, но тем же знаком, что начертал я на камнях сих, осените перстами лбы свои, и бежит от вас всякое зло.

И явил тут он им огромного, чернее сажи египтянина, знойного ликом, с бородою длинной, космами до пят, глазами пылающими, будто железо раскалённое; изо рта его искры сыпались, из ноздрей вылетало пламя серное, и были крылья его пернатые, словно ёж, колючи, и крепко связаны за спиною руки путами огненными.

И сказал ему ангел Господень:

– Коли внял ты слову апостола и очистил храм сей от всякого рода скверны, отпускаю тебя я, как и обещал апостол, дабы шёл ты туда, где нет речи людской и быть не может, и останешься там вплоть до судного дня.

И едва освободил от пут его ангел, тот, издав мерзким голосом вопль отвратительный, улетел и никогда больше не показывался. Ангел же Господень улетел, зримый всеми, на небо.

X. Рибера. «Мученичество Св. Варфоломея»

«Мученичество Св. Варфоломея». Х. Рибера

8. И крестился тогда царь вместе с женою своей и двумя дочерями, и со всем войском своим, и со всем людом исцелённым, и со всем народом города своего и соседних городов, царству его сопредельных, и, сняв диадему и одежды пурпурные, неотступно стал следовать за апостолом.

Собрались меж тем жрецы всех храмов и, придя толпой к брату его старшему, царю Астригу, сказали:

– Сделался брат твой учеником чародея, который храмы наши захватывает и наших богов сокрушает.

И едва кончили они плакаться, тотчас из других городов жрецы о том же плакаться стали.

Послал тогда разгневанный царь Астриг со жрецами тысячу мужей вооружённых, дабы, разыскав где угодно апостола, привели они его в оковах к нему. И когда исполнено это было, обратился к апостолу царь Астриг:

– Не ты ли тот, кто в безумье поверг и разорил брата моего?

Отвечал ему апостол:

– Не разорил я его и не в безумье поверг, но одарил и образумил.

Говорит ему царь:

– Не ты ль призывал сокрушать богов наших?

Отвечал апостол:

– Дал я власть обитавшим в них демонам, чтобы сами они нелепых идолов истребили, дабы народ весь, оставив заблуждение, уверовал в Бога всемогущего, на небесах пребывающего.

Говорит ему царь:

– Заставил ты брата моего бога собственного забыть и в твоего бога поверить, вот и я заставлю тебя твоего бога забыть и, в моего поверив, жертвы ему приносить.

Говорит ему апостол:

– Бога, коему твой брат поклонялся, связанным явил я и закованным и приказал, чтобы сам изваяние своё он разрушил. Если в силах ты и с моим Богом то же сделать, сможешь и меня к жертвоприношениям принудить. А поскольку не в силах ты ничего повелеть Богу моему, сокрушу я всех богов твоих, ты же уверуешь в моего.

9. И лишь проговорил он это, известили царя, что низвергся бог его Ваалдат и в прах рассыпался. Разодрал тогда царь одежды пурпурные, в кои облачён был, и велел бить палками святого апостола Варфоломея и приказал, избив, обезглавить.

И пришли в бессчётном числе жители двенадцати городов, уверовавшие вместе с царём Полимием благодаря апостолу, и унесли тело его со всеми почестями и пением гимнов, и построили базилику дивной величины, и положили в ней тело его.

А через тринадцать дней после погребения пришёл к храму этому охваченный беснованием царь Астриг и все жрецы вместе с ним. И мучались там они, одержимые демонами, убеждаясь в апостольстве святого Варфоломея. Да так и сгинули.

И были все неверные поражены страхом и трепетом, и все до одного уверовали они, и были в свой черед крещены пресвитерами, поставленными ещё апостолом Варфоломеем. А через откровение, явленное всему народу и всему клиру, дан им был во епископы царь Полимий. И стал он именем апостола чудеса творить. Продолжалось же епископство его двадцать лет. И наставив всех и умиротворив вполне и вполне укрепив, отошёл он ко Господу, Которому честь и слава во веки веков! Аминь.

© Перевод с латинского А. Скогорева
Выполнен по изданию
Acta Apostolorum Apocrypha. V.ll. Lipsiae. 1898
(Публикуется с незначительными сокращениями)

Ещё в главе «Времена - народы - мир»:

Страсти святого апостола Варфоломея

Художник Владимир Крылов

Валерия Нарбикова

«Социум-галерея»

Раннехристианская беллетристика