Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Книга «Расплетин». Серия «Жизнь замечательных людей»

Справка от 13 августа 1954 года

В связи со сложившейся ситуацией руководство Министерства среднего машиностроения обратилось к главному конструктору системы С-75 А. А. Расплетину с просьбой дать развёрнутую справку о проведении работ по созданию системы и представить свои соображения по улучшению сложившейся ситуации.

Расплетин очень серьёзно отнёсся к этой просьбе. Эта справка была не просто констатацией хода проектирования и изготовления системы, это был аналитический обзор тех трудностей, которые стояли перед разработчиками. В ней он наметил и пути выхода из сложившейся ситуации, и перспективы развития систем ЗУРО. К удивлению Расплетина, справка полностью вошла в обращение Минсредмаша в Президиум СМ СССР от 13 августа 1954 года.

Вчитываясь в этот документ, не перестаёшь удивляться чёткости основных постулатов создания передвижной системы ЗУРО, решаемых задач и путей повышения тактико-технических данных этого вида оружия. Впервые Расплетин ставит вопрос о перспективах применения основных средств системы-75 на кораблях ВМФ для защиты от воздушного нападения. Отмечаются преимущества системы-75 от стационарной С-25.

Далее предлагается сохранить поручения – в части главных конструкторов А. А. Расплетина, П. Д. Грушина и академика А. Н. Щукина, – изложенные в Постановлении от 20 ноября 1953 года № 2838-1201, и установить жёсткие сроки по разработке эскизного проекта (к ГУ кварталу 1954 года), изготовлению экспериментального образца комплекса С-75 в 10-сантиметровом диапазоне (в ГУ квартале 1954 года) и проведению испытаний (в течение I-II кварталов 1956 года:

...изготовление опытного образца комплекса системы-75 на 6 см диапазоне в 3 кварт. 1956 г. и проведение заводских испытаний в течение 1-2 кварталов 1957 г .; – предъявление комплекса средств системы-75 на государственные испытания – 1 июля 1957 г.

Далее идут потрясающие по важности пункты о серийном производстве:

Считая необходимым провести разработку системы-75 и её освоение серийным производством в максимально сжатые сроки, предлагаем поручить Министерству оборонной промышленности (т. Устинову) теперь же подготовить предложения о конкретных предприятиях, на которых будет организовано производство ракет, радиолокационных станций и наземного оборудования старта.

В целях ускорения отработки и освоения серийным производством системы-75 считаем целесообразным разрешить уже сейчас приступить к подготовке производства, изысканию и высвобождению мощностей, а само производство начать, не ожидая окончания всех лётных испытаний системы.

Удивительно, но последние два пункта справки об организации серийного производства средств системы говорят об уверенности А. А. Расплетина в технических решениях по системе С-75. Следующие пункты следует считать первыми публикациями А. А. Расплетина по созданию новых систем ПВО:

В связи с тем, что система-75 не решает задач и поражения низколетящих самолётов, предлагаем поручить комиссии в составе тт. Малышева, Василевского, Устинова, Калмыкова, Хруничева и Владимирского выработать и в 3-х месячный срок внести в Совет Министров СССР предложения о создании зенитных реактивных средств для поражения самолётов на высотах от 0,5 км и выше до 5 км, более эффективных, чем состоящая на вооружении 57-мм зенитная пушка С-60 .

Официальная разработка перевозимого одноканального зенитного ракетного комплекса для борьбы с маловысотными целями была задана Постановлением СМ СССР № 66-255 от 19 марта 1956 года. Ещё одно потрясающее предложение:

Система-75 (также как и системы 25 и 50 ) разрабатываются на принципе наведения ракет на цель наземными станциями. Учитывая, что использование принципа самонаведения может повысить тактико-технические данные управляемого зенитного реактивного оружия и в то же время, что опыт по разработке систем с применением самонаведения недостаточен, считаем необходимым развить работы в этом направлении.

Выработку мероприятий по этому вопросу предлагаем поручить тт. Калмыкову, Дементьеву, Хруничеву, Бергу и Владимирскому.

Постановление правительства по новой системе С-200 вышло 4 июня 1958 года. Вчитываясь в эти предложения А. А. Расплетина, не перестаёшь удивляться его прозорливости, гигантскому полёту его мысли. Ведь за два-три года до начала работ по системам С-125 и С-200 у него уже были идеи по их реализации. Какая удивительная интуиция!

В результате обсуждения этого обращения 1 октября 1954 года было принято Постановление Совета министров СССР № 2070-964, которым было санкционировано создание опытного образца С-75 с использованием магнетрона 10-сантиметрового диапазона. Этим же правительственным документом были уточнены требования к зоне поражения С-75. Теперь они должны были составлять: по дальности – до 29 километров, по высоте – от 3 до 22 километров.

Эскизный проект комплекса средств системы С-75, как это предусматривалось Постановлением СМ СССР № 2070-964 от 1 октября 1954 года, был выпущен в конце декабря 1954 года и успешно защищён на НТС КБ-1 совместно с представителями смежников и генерального заказчика МО.

Много трудностей было преодолено при разработке аппаратуры 6-сантиметрового диапазона. Были созданы новые электровакуумные приборы СВЧ-приёмника: лампа бегущей волны (ЛБВ), клистроны, разрядники. Выбрано компактное частотное распределение сигналов целей и ответчиков ракет в рабочем диапазоне частот станции со значительной отстройкой зеркальных каналов, разработана более совершенная схема согласованного многоканального входа приёма сигналов в широком диапазоне частот.

Были спроектированы быстро перестраиваемые элементы СВЧ-приёмника, обеспечившие работу станции при постановке противником активных помех, система быстрой автоподстройки частот клистронных гетеродинов канала цели, обеспечивающая требования введённого режима селекции движущихся целей, а также система автоподстройки магнетрона для быстрой подстройки несущей частоты станции (<0,2 секунды) после скачка на новый номинал.

Серьёзные изменения коснулись элементной базы и конструкции устройств, особенно для аппаратуры селекции движущихся целей.

Создание ракеты для С-75 стало первой работой для коллектива ОКБ-2, образованного в соответствии с уже упоминавшимся постановлением Совета министров СССР.

Выбор основных технических решений по ракете, получившей обозначение В-750 («1Д»), оказался в значительной степени предопределён принятым КБ-1 обликом радиоэлектронной части комплекса.

В частности, применение узконаправленной антенны передачи команд на ракету, жёстко связанной с блоком ориентируемых на цель основных антенн станции наведения, практически однозначно определило необходимость реализации наклонного старта ракеты с разворачиваемых в сторону цели пусковых установок. Для осуществления такого старта ракеты, без её опасного сближения с поверхностью земли, требовалась высокая начальная тяговооружённость ракеты – отношение её тяги к стартовой массе. Требуемый уровень тяги мог обеспечить только твердотопливный (по терминологии тех лет – пороховой) двигатель.

Напротив, при относительно длительном последующем полёте к цели требовалось в десятки раз меньшее значение тяги и высокая экономичность двигателя по расходу топлива. Этим условиям в те годы отвечал только жидкостный ракетный двигатель.

Таким образом, определилась двухступенчатая схема ракеты с твердотопливным стартовым ускорителем и ЖРД на маршевой ступени. Подобная схема, кроме того, обеспечивала высокую среднюю скорость ракеты и, соответственно, возможность своевременного поражения цели.

Разработка пусковой установки для В-750 была поручена КБ-3 ленинградского ЦКБ-34, возглавлявшемуся Б. С. Коробовым. Эта пусковая установка должна была обеспечивать наведение ракеты на цель и слежение за целью синхронно с радиолокационной станцией обнаружения и наведения, что обеспечивалось синхронно следящими приводами с дистанционным управлением.

В число смежников ОКБ-2, принявших участие в разработке В-750, также вошло КБ-1, где разрабатывалась большая часть элементов бортовой аппаратуры, включая автопилот АП-75, аппаратура радиоуправления и радиовизирования ФР-15Ю. Радиовзрыватель «Шмель» создавался в НИИ-504, боевая часть В-88 – в НИИ-6.

Первые образцы ракеты В-750, предназначенные для проведения бросковых испытаний, получили обозначение 1БД и 2БД и были изготовлены в опытном производстве ОКБ-2 к весне 1955 года, первый пуск ракеты 1БД на полигоне Капустин Яр состоялся 26 апреля.

В конце 1955 года на базу КБ-1 в ЛИИ МАП в Кратове вывезли первый экспериментальный образец станции системы С-75. Через несколько недель из Капустина Яра приехали военные, которые тут же подключились к работе и начали осваивать новую станцию. В мае 1956 года после выполнения успешных лётных испытаний с использованием самолёта Ил-28 было принято решение о перебазировании станции в Капустин Яр.

Образец С-75 был перевезён в Капустин Яр и размещён в июне 1956 года на площадке 32-й стартовой позиции опытного образца С-25. Техническая позиция находилась на 30-й площадке, а жилой городок, казармы, гостиницы и столовые – на площадке 31, находившейся в 18 километрах. На 30-й площадке также находились штаб и группа анализа результатов испытаний.

К моменту появления на полигоне опытного образца С-75 там уже была сформирована специальная команда из военных испытателей и расчётчиков. После развёртывания и включения станции начались облёты по этапу заводских испытаний.

19 марта 1956 года было выпущено очередное Постановление Совета министров № 336-255, в котором была определена вся кооперация по изготовлению ракеты В-750 для системы С-75 и установлен срок предоставления батареи зенитно-ракетного дивизиона С-75 на Государственные испытания – 1 июня 1957 года.

Вслед за постановлением началась подготовка к развёртыванию серийного производства компонентов нового ракетного оружия. Для обеспечения ускоренного оснащения войск промышленность должна была выпустить в течение 1957 года наземные средства для комплектования 40 комплексов и 1 200 ракет В-750. Всё это предстояло сделать ещё до официального принятия комплекса на вооружение.

Ещё в главе «Создание системы ЗУРО С-75»:

Особенности разработки системы

Справка от 13 августа 1954 года

Варианты форсирования работ

Испытания систем СА-75 и С-75

Коллизии испытаний

Уроки поражения U-2