Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №6(49) 1995 год

Современность и фанатизм. Огорчительные прозрения

МИРНОЕ СОЖИТЕЛЬСТВО ИДЕЙ

Отвлекаясь на время от частностей, попытаемся найти общий признак, которым отмечена ныне «жизнь идей» в её целом. Замечательно, что мы не сумеем назвать какой-нибудь существенной конкретной тенденции или идеи, иерархически подчиняющей себе всё многообразие духовной жизни нашей эпохи. Искомый признак окажется чисто формальным. «Мирное сожительство противоположных идей» – так, с многозначительной простотой, определил его Поль Валери.

Формула как будто совершенно безобидная. А ведь это значит: строение идейного космоса уже не определяется господством и подчинением, но сосуществованием, просто смежностью противоположных и независимых начал. Но в целом культуры, так же как и в сознании отдельного человека, мирное сожительство противоположных идей возможно только при одном условии: ни одна из этих идей не доросла до подлинной реальности, не стала движущей и повелевающей силой, но все они пребывают в состоянии какой-то абстрактной и волнующей возможности. Это лишь призраки, лишь хрупкие игрушки ленивого или бессильного духа.

Современное сознание замкнуто в этом мире бесчисленных и равноправных возможностей. Но для того, чтобы действовать, нужен окончательный, беспощадный выбор; нужна сила «отвергнуть тысячи возможностей во имя одного свершения»; нужна какая-то мудрая слепота ко всему – кроме одного. (Что именно такова структура подлинно целостного действия – это открывается каждому из нас в решительные моменты его жизни.)

«Знай, – говорит платоновский Сократ, – знай, что я подобен корибанту, заслышавшему зов священных флейт. Этот зов звучит во мне и не велит мне внимать ничему другому. Что ж, возражай – все твои речи будут напрасны!»

Но эта одержимость идеей – ведь это то, что мы презрительно называем фанатизмом. Фанатизм – это идея, ставшая силой, доросшая до действия и, постольку, до конца погасившая в своей полноте все другие идеи.

Автор рисунка: Л. Тишков

Вам я душу вытащу,
Растопчу, чтоб большая! –
И окровавленную дам, как знамя.
(В. Маяковский)

БЕССМЫСЛЕННО-МЕХАНИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЖИЗНИ

У современного сознания нет силы до конца избрать и до конца отвергнуть. Поэтому целостное и идейно обусловленное действие исключено из современности. Но там, где нет сознательного выбора, вступает в силу инерция. Тот, кто не пожелал до конца стать покорным орудием одной истины, становится точкой приложения безликих космических сил. Вот почему наша эпоха – самая деятельная из эпох. Только деятельность эта всецело определяется законами механики и числа.

Призрачному «духовному богатству», чудовищному кишению абстрактных идей неизбежно должен соответствовать поэтому бессмысленно-механический строй конкретной жизни. Когда тело покинуто единым духом и изобличает в себе законы праха, – именно тогда в нём рождаются бесчисленные маленькие жизни: кишение ублюдочных организмов в уже мёртвой, уже неорганизованной массе...

Так из внешнего призрака – «мирное сожительство противоположных идей» – могут быть диалектически выведены все основные черты европейской культуры.

ИДЕЯ, ЗАКАЛИВШАЯСЯ ДО ИСПОВЕДАНИЯ

Но теперь мы потеряли и своё последнее утешение: мы уже не способны, в сознании полной безопасности, со старчески-наивной гордостью любоваться мелькающим зрелищем нашей небывало пёстрой культуры. Как Фауст, мы готовы в отчаянии воскликнуть: «Welch Schauspiel! Аber ach, ein Schauspiel nur!..» – «Вот зрелище! Но горе мне: лишь зрелище!..» (перевод с немецкого Б. Пастернака).

Мы узнали, как хрупки наши призрачные богатства – мудрость книжников и совопросников – перед лицом самой косной, самой тупой, но конкретной силы. Только идея, подлинно ставшая реальностью, доросшая до осязательной конкретности, закалившаяся до целостного исповедания, – только такая идея способна противопоставить себя механическому омертвению, грозящему Европе изнутри, и силам хаоса, наступающим на неё извне, с Востока.

Тлеющая европейская мысль, если она не хочет быть угашенной до конца, должна вновь разгореться в пламя, в новый фанатизм.

Николай Бахтин
«Из жизни идей», М.: «Лабиринт», 1995 г.

Ещё в главе «Земля - человек - небо»:

Эра люмпенов

Есть ли будущее у России?

Символ нашего общества

Если в корзину бросить...

Здесь «не устаканится»! Россия, Сибирь – далее везде...

Последний шанс. Можно ли ликвидировать «экологическую помойку»?

Современность и фанатизм. Огорчительные прозрения