Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №10(22). 1992 год

Славен был город Херсонес, или нам есть чему поучиться у древних греков

Скульптор Е. Захарова. Поэт и музы, 1982 г.
Скульптор Е. Захарова. Поэт и музы, 1982 г.

В яме лежит черепок, и на нём процарапаны буквы.
Имя ли то гончара, хозяина или хозяйки?
О, неужель предо мной остракон с
приговором к изгнанью?
Люди истлели давно, вечны лишь их имена.

Ольга Постникова

Наш собеседник – потомственный житель города Севастополя, сын офицера Черноморского флота, археолог Михаил Золотарёв, сотрудник Херсонесского государственного историко-археологического заповедника, посвятивший свою жизнь исследованию древнего города Херсонеса.

Сегодня мне кажется: первое, что я увидел в своей жизни, – это руины Херсонеса, я родился на противоположном берегу бухты. Он вошёл в мою жизнь ещё в раннем детстве, и я мальчишкой уже мечтал о том, что буду заниматься раскопками в этом городе. Что ж, мечта моя сбылась...

Итак, Херсонес. Он был основан в 422 году до н.э. на месте небольшого греческого поселения, возникшего здесь ещё в последней четверти VI века до н.э. Место города было выбрано не случайно как перекрестье коммуникаций на середине пути из Южного в Северное Причерноморье.

Удобное географическое расположение, просторная гавань, где в любое ненастье могли укрыться корабли древних мореходов, очень скоро сделали Херсонес центром морской транзитной торговли. Суда из Афин и Милета, Гераклеи Понтийской и Синопы, Делоса и Крита доставляли сюда свои товары и после осмотра и проведённого ремонта следовали дальше своим путём.

Надо сказать, что, по всей вероятности, процесс основания новых городов очень хорошо продумывался древними греками и был отменно организован. Люди не просто, полагаясь на авось, селились на новых землях, но приходили туда уже с готовой программой освоения новых территорий.

Первый этап жизни Херсонеса – транзитная морская торговля. Она дала возможность херсонеситам обосноваться на новых берегах, укрепив прежде всего город, что было жизненно важно перед угрозой враждебного окружения исконного населения тавров. Процесс обретения новой родины был долог и сопровождался немалыми сложностями и опасностями. Но программа освоения новых земель и была как раз рассчитана основательно, на долгие годы.

Для освоения земель, вытеснения враждебных соседей нужны были время и средства, причём немалые. Конечная цель определялась созданием территориально крупного Херсонесского государства с колоссальным земельным фондом и филигранной эксплуатацией сельскохозяйственных угодий, входящих в состав этого государства. Херсонеситы были мастера претворять намеченное в жизнь.

Вообще, нам есть чему поучиться у древних. Я считаю, что во многом наши промахи, неудачи, провалы политические и экономические происходят от того, что мы плохо знаем древнюю историю. В мире, как это давно и верно замечено, нет ничего нового, во всяком случае, в организации общества. Никто в этой сфере ничего принципиально оригинального, чего бы не было ещё в незапамятные времена, не создал. Мы всё время крутимся вокруг одних и тех же идей, рождённых нашими далёкими предшественниками. Причём многое уже тогда было ими отвергнуто, как не устраивающее общество.

Но вернёмся к Херсонесу. Как известно, основой благосостояния любого древнегреческого рода или государства была земельная собственность. В свою очередь, обладая земельной собственностью, житель Херсонеса был членом общины. Главной задачей хсрсонеситов при первых порах было получение товарной продукции. У Херсонеса сложилась очень интересная система аграрных территорий, состоящая из двух экономических зон.

Одна из них, в Северо-Западном Крыму (район нынешней Евпатории и Тарханкутского полуострова), была зоной по производству товарного зерна. Херсонесты стали крупнейшими экспортёрами хлеба, полностью и себя при этом обеспечивая. Ставка на хлеб была сделана не случайно.

Рисунок В. Степанова

Автор рисунка: В. Степанов

Вся история с древнейших времён, да и в наше время, – это борьба человека с голодом. Если человек не голоден, он спокоен, добр, может думать не только о том, как насытить желудок. Его мысли обращаются к обустройству жизни, искусству, наукам. Ведь не зря мы говорим об античном обществе как о взлёте культуры и человеческого духа, о развитии гуманистических идей. Всё это наблюдалось и в Херсонесском государстве, жители которого отнюдь не голодали.

В древнегреческом обществе никогда не было стремления к накоплению средств ради самого накопления. Подобное занятие считалось, во-первых, бесполезным, а во-вторых, безнравственным. Зато огромным уважением пользовались тe, кто на свои средства закупал зерно на прокорм малоимущим соотечественникам. Такие благотворители удостаивались от сограждан всевозможных почестей. А некоторым из них, особенно щедрым, лучшие мастера-скульпторы воздвигали статуи в назидание потомкам.

И ещё. Капиталы не держали в кубышках, а пускали их на развитие искусства и ремёсел, строительство и украшение города. (Современные благотворительные фонды – это отнюдь не сегодняшнее изобретение.) Херсонес был красивым городом. Здесь высились завораживающие храмы, красовались мраморные и бронзовые статуи богов и героев, был и свой античный театр. Монументальные стены и башни, сложенные из прямоугольных, прекрасно обработанных блоков, называемых квадрами, создавали мощную систему обороны города.

Известно, что древние греки не отделяли себя от мира, в котором они жили, от природы, гораздо тоньше её чувствуя, чем современные люди. Поразительно, насколько рациональны они были в самом прямом смысле этого слова. Они никогда не делали ничего лишнего, ненужного, даже в мелочах, даже в возведении бытовых построек. «Метронаристон» – «мера во всём» – это ведь не лозунг, а суть, вторая натура тогдашнего люда. Таким же рачительным было и отношение к земле.

Так вот, вторая экономическая зона находилась в ближайшей округе Херсонеса, на землях Гераклейского полуострова, где выращивали, в основном, виноград, производили вино. Виноград великолепно произрастал на каменистых гераклейских землях. Вино производилось в колоссальном количестве, и спрос на него у варваров, особенно скифов, был огромен, видимо, цена была доступной. Херсонес стал известным производителем и поставщиком вина.

Удивительной была их аграрная система по выращиванию винограда. Её устройство было связано с постоянным и внимательным наблюдением за природой. Это стало нам известно благодаря археологическим раскопкам, аэрофотосъёмке. Вся система была сориентирована по сторонам света, с учётом направления ветров, летних и зимних. Лоза высаживалась между плантажных каменных стенок, своеобразных конденсаторов. Холодные зимние ветры, не удерживаясь, пролетали мимо, а тёплые приносили с собой влагу, которая задерживалась в этом хитроумном лабиринте стенок, оставляя в них живительную влагу, что создавало условия, сверхблагоприятные для выращивания винограда.

Развалины Херсона его современники – древнегреческие причерноморские города – были разрушены в первые века н.э. Он, основанный в 422 году до н.э., устоял. Был под властью Римской империи. Потом прожил ещё добрую тысячу лет, но уже как средневековый византийский город Херсон

Раздел земли всегда был важнейшим, во многом политическим вопросом, от которого зависело благосостояние общества. Херсонеситы поступили просто: разделили всю территорию на 400 равных по площади земельных наделов по количеству свободных семей. И каждый горожанин получил в своё владение земельный надел, ничем не уступающий соседскому.

Удивительно широко подходили херсонеситы к решению разных экономических проблем – комплексно, как сейчас принято говорить. Например, с экспортом вина было широко налажено и гончарное производство, чтобы обеспечить перевозку вина в амфорах. И опять-таки Херсонес стал крупнейшим производителем амфор, снабжённых клеймами астиномов специальных городских чиновников.

Судьба оказалась благосклонной к Херсонесу. Его современники – древнегреческие причерноморские города были разрушены в первые века нашей эры. Херсонес же устоял, был под властью Римской империи, прожил потом ещё добрую тысячу лет, но уже как средневековый византийский город Херсон – важнейший стратегический и торгово-экономический центр, через который Византия осуществляла своё влияние в Восточной Европе.

Херсон есть-пошел с транзитной морской торговли. Ею врастал в окрестные земли, она же давала силы в противостоянии враждебным таврам. Фото И. Колпакова

Херсон есть-пошёл с транзитной морской торговли. Ею врастал в окрестные земли, она же давала силы в противостоянии враждебным таврам. Автор фото: И. Колпаков

И в отечественной истории Херсон занимает важное место. В 988 году киевский князь Владимир с дружиной возвращался из Константинополя на родину. Свой поход он предпринял по просьбе византийского императора Василия II, оказал ему помощь в войне с мятежниками.

Обратный путь лежал через Крым, Корсунь (так в русских летописях назывался Херсон), где, по преданию, и принял князь Владимир христианство. Город просуществовал до конца XIV века, неоднократно отражая набеги Золотой Орды, пока не был окончательно сожжён татарским военачальником Едигеем.

Археологические раскопки ведутся здесь очень давно, с 1827 года. И как абсолютно всё в этих местах связано с Черноморским флотом, так были связаны с ним и первые раскопки. Офицер русского Черноморского флота фон Крузе получил задание командующего эскадрой адмирала А. С. Грейга провести изыскания в Херсонесе. В результате были выявлены три храма.

Флот Черноморский всегда был гордостью русского общества, а его офицеры – людьми блестяще образованными, с высоким чувством долга. Прославленный адмирал Михаил Петрович Лазарев, открывший Антарктиду, сделавший очень много для развития Черноморского флота и Севастополя – преемника Херсонеса, в своих рескриптах предписывал офицерам собирать и сберегать херсонесские древности. И они исполняли его приказы с энтузиазмом, ведь это, помимо прочего, увлекательнейшее занятие. Надо было доискаться до истоков древних цивилизаций, связать цепочку преемственности поколений.

Офицеров вдохновляло то, что Россия их археологическими трудами становилась наследницей цивилизации Древней Греции. В дальнейшем Херсонес раскапывали и представители Одесского общества истории и древностей, и Императорской Археологической комиссии.

За последние десять лет ни один визит иностранных кораблей в Севастополь (а каких судов там только не было!) не обходится без «захода» иностранных моряков в Херсонесский заповедник.

Помню, как при первом визите американских кораблей я вёл экскурсию для моряков и сотрудников посольства США по Херсонесу. Надо сказать, что Севастополь их привёл в восхищение. Они представляли: раз главная база флота, значит, много кораблей, vmoro военных. А увидели ещё и прекрасный город, колыбель уникальных традиций. Ведь предшественник Севастополя Херсонес – уникальная точка мировой культуры, – причём какой! – с двухтысячелетней историей. Американцы, умеющие ценить то, чего у них нет, были буквально поражены.

Херсонес был хорош агорой, гражданскими постройками, завораживающими храмами, великолепным – как и подобает античному – театром, мраморными и бронзовыми статуями богов и героев. Многое из жизни города воспроизведено археологическими раскопками, начатыми в 1827 году офицерами русского Черноморского флота. Образы античности до сих пор не дают покоя и современным художникам

Я об этом под занавес упоминаю к тому, что мы часто не ценим имеющегося у нас. Херсонес мог бы стать идеальным международным центром по подготовке археологов, людей, оттачивающих своё специфическое мастерство, помогающих раскрыть удивительное прошлое рода человеческого.

Такие возможности мало где в мире можно найти, нет их даже в Афинах. Вообще этих самых возможностей у Херсонеса бездна. Вся беда в нашей бедности, а ещё больше массовой недалёкости.

...Бедный богатый Херсонес! Нет, как хотите, а он должен и сегодня стать городом, равным среди равных, как того заслуживает.

Материал подготовил Владимир ФЁДОРОВ

Ещё в главе «Деревня - город - отечество»:

Славен был город Херсонес, или нам есть чему поучиться у древних греков

Минус на минус даёт плюс, или о попытке разрубить гордиевы узлы в одной отдельно взятой области России