Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №5 (48) 1995 год

Сеть грёз для охоты на солнечных зайчиков (P.P.S.)

Автор фото: В. Фук
Автор фото: В. Фук

Иногда кажется, что мир буквально дышит грёзами – они переполняют в нём всё и вся, и всех. Одна из самых дурманяще-сладких – мечта о всемирном господстве: чтобы не быть чьим-то рабом, стань его господином... Но как? История не без сарказма подсказывает ответы: с помощью силы (магии, оружия, идеологии, денег или технологий – действуй каждым средством по отдельности или комбинируя их).

К господству над миром стремились и стремятся вовсе не обязательно явные злодеи типа инженера Гарина. Этой идеей бывают одержимы и несчастно-счастливые люди, решившие переделать «погрязшее в скверне человечество» или хотя бы одну отдельно взятую его часть.

Но вот парадокс: спасая от рабства человека, нередко (а может, часто, всегда?) спасатели попадают в рабство своей невесть откуда явившейся моноидеи, веры в открытую – кем? кому? – систему. Не здесь ли собака зарыта, ведь системоверие суть суеверие. В основе подобного рода суперидей лежит неосознаваемое умозрительное допущение, что мир должен (а следовательно, может) быть изменён волею «человека разумного».

Суперидея разворачивается в генерально-гениальный план всеобщего осчастливливания, зачастую предусматривающий конкретные сроки, ответственных за исполнение, контроль, учёт и даже такие «мелочи», как материал для «WC» коллективного пользования.

Такие «ментальные заморочки» – ультрарационалистические построения хороши для научной фантастики, а в жизни – это ложь, страшная тем, что за неё расплачиваются кровью миллионы людей. Исполнители предначертаний – посвящённые в «истинный» смысл происходящих событий – мнят, что им ведомы Альфа и Омега мирозданья и пути в непременно «светлое завтра». Для скептиков всегда находился веский аргумент: костёр или яд, кинжал или гильотина, штык или наган, предложенные как факт бытия между жизнью и смертью.

Между тем история не устаёт напоминать: обычно жизнь суперидей короче жизни её родителей. Сколько раз благие начинания тонули в крови передравшихся за наследство бывших друзей, соратников и эпигонов. Редко когда «эксперимент» затягивался на десятилетия (см. подробнее в «Истории КПСС»), ещё реже – на столетия.

Но и тогда, «общей не уйдя судьбы», суперидея рассыпалась веером еретических толкований и приземлённых «интерпретаций» потомков, которые едва помнили, о чём сыр-бор шумел. И на руинах хорошо забытого прошлого вставали над планетой новые претенденты на мировое главенство.

А Земля всё вертелась, всё так же сияло Солнце, и продолжали небесный хоровод звёзды (даже те, что неизвестны и никогда не будут известны землянам). А суперидеи? Наверное, самое большее, что им дано, – умереть вместе с однажды уничтоженным ими миром.

Попробуйте поймать сетью солнечный зайчик. Это удастся только в пустой грёзе. Но рождаются лишь охотники, и нет сладу с их пожирающими химерами... Человеку не удержать мир на ладошке, как словами или идеями не заменить Промысел. Дал бы Бог самих себя удержать от гордыни, нелюбви, лжи... Не достойнее ли, чем перекраивать человечество на свой неверный аршин, заняться не менее трудным, но всё-таки посильным: станем лучше, глядишь, и вправду кому-то рядом легче будет жить. Ведь все мы взаимосвязаны.

Автор рисунка: Х. Хийбус

Ещё в главе «Сердце - разум - дух»:

Россия и «вольные каменщики»

Нет ничего ужаснее деятельного невежества (из афоризмов Гёте)

О недосказанном, или P.S. - интервью

Сеть грёз для охоты на солнечных зайчиков (P.P.S.)