Вход / Регистрация
Жизненное кредо:
Человечность и компетентность

О четвёртом паломничестве по местам скорбного посмертного пути Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Июль 2015 г.

Россия, Верхотурье – Меркушино

300 км пути, и к вечеру 16 июля мы подъезжаем к Верхотурью – это древнейшее поселение Урала, известное многим православным людям благодаря святому праведному Симеону.

В лучах закатного солнца на высоком скалистом берегу реки Туры белеют отреставрированные стены Кремля.

Уже в первые минуты, после выхода из микроавтобуса, нас поразила звенящая тишина, прерываемая только детским смехом и гудением моторов изредка проезжающих мимо отечественных автомобилей.

Сердце города – Свято-Николаевский мужской монастырь и его Крестовоздвиженский собор. Именно там и покоятся мощи святого. По Божией милости мы сподобились в тот же вечер приложиться к ним при открытой раке. Собор доминирует над городом и поражает воображение не только своими размерами – изящество и стройность русско-византийского стиля как будто переносят из сурового Урала в Константинополь. Неудивительно, что члены царской семьи имели намерение присутствовать на его освящении.

Кремль в Верхотурье

Кремль в Верхотурье

С XVI до конца XVII века этот город являлся главными воротами в Сибирь. В начале XVIII века Верхотурье из укрепленного военного городка превратился в административный и духовный центр. К началу ХХ века храмы Свято-Николаевского монастыря уже не могли вместить постоянно возраставший наплыв людей, совершавших паломничество к святым мощам праведного Симеона Верхотурского – чудотворца и главного небесного заступника Уральской земли, к XX веку ставшего очень почитаемым по всей России. По оценкам современников, численность паломников в период до Первой мировой войны составляла 90 – 120 тыс. человек в год.

В память 300-летия Дома Романовых в обители, с 1905 по 1913 годы, был воздвигнут самый большой за время последнего царствования и третий по величине в истории России (после Исаакиевского собора и храма Христа Спасителя) собор – Крестовоздвиженский. Он способен был одновременно вместить около 4000 человек. Величественность собора как будто подтверждала значение Верхотурья в православной жизни России. Воображение поражала красота его убранства. Купола собора были покрыты гладким листовым цинком с накладными рустами. Центральный иконостас был изготовлен из фаянса на московской фабрике М. С. Кузнецова.

Вид на Свято-Николаевский монастырь с высоты птичьего полета. 2010 год

Вид на Свято-Николаевский монастырь с высоты птичьего полёта. 2010 год

В июле 1914 года паломничество в Верхотурье совершила сестра императрицы Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Ровно через четыре года Верхотурский уезд оказался местом её мученической смерти.

16 июля, после торжественной встречи на вокзале, Елисавета Феодоровна направилась в Николаевскую обитель. Здесь состоялся крестный ход. Затем Великая княгиня направилась в Крестовоздвиженский собор и приложилась к святым мощам преподобного Симеона.

В половине седьмого вечера в Николаевском монастыре раздался колокольный звон, призывающий ко всенощному бдению. Елисавета Феодоровна зажгла серебряную лампаду, которую она пожаловала к святым мощам. Затем Великая княгиня отбыла в Покровский женский монастырь.

17 июля в Николаевском монастыре совершилась Божественная литургия, на которой она присутствовала.

Далее случилось непредвиденное. Была объявлена всеобщая мобилизация в связи с началом Первой мировой войны.

На следующий день паломничество Великой княгини было прервано. На обратном пути, возвращаясь экстренным поездом в Москву, она дала из Перми телеграмму, адресованную отцу Ксенофонту: «Очень прошу помолиться, особенно за всю мою семью и дорогую нашу Родину в ужасно скорбное, тяжёлое время».

Восстановленный фаянсовый иконостас Крестовоздвиженского собора

Восстановленный фаянсовый иконостас Крестовоздвиженского собора

Ее Императорское Высочество великая княгиня Елисавета Феодоровна с В.С. Гордеевой после посещения настоятельных покоев в Николаеском монастыре

Её Императорское Высочество Великая княгиня Елисавета Феодоровна с В.С. Гордеевой после посещения настоятельных покоев в Николаеском монастыре

Вид на Верхотурье. Начало XX века

Вид на Верхотурье. Начало XX века

Происходил Симеон из дворянской семьи. В молодом возрасте ушёл из центральной России на Урал, где много странствовал, молился и проповедовал как среди русских уральцев, так и среди местных жителей – язычников-вогулов.

Часто посещал церковь в селе Меркушино, неподалеку от Верхотурья. Трудился, ловил рыбу, шил одежду, работал в крестьянских домах, не беря вознаграждения, давал жителям советы в лечении от различных болезней, в воздержании от вредных привычек. Умер Симеон в 1642 году и был погребён рядом с храмом во имя Архистратига Божия Михаила.

Спустя 50 лет после его смерти гроб с нетленными останками праведника стал восходить из земли. От мощей шло благоухание, и вскоре были замечены первые случаи чудесного исцеления. Впоследствии из могилы его забил источник со святой водой. Слава нового угодника Божия росла, и в 1704 году его мощи торжественно были перенесены в город Верхотурье. С тех пор стали звать его Симеоном Верхотурским.

В советское время мощи были поруганы; источник в Меркушино засыпан; стройный архитектурный ансамбль села Меркушино, состоящий из двух храмов и соединявшей их галереи, был уничтожен.

С 1997 года в селе Меркушино действует Свято-Симеоновское подворье Ново-Тихвинского женского монастыря. 25 мая 2001 года была совершена повторная закладка Михаило-Архангельского собора. В августе 2004 года правящий архиерей совершил торжественное освящение Михаило-Архангельского храма. С помощью благодетелей полностью восстановлен из руин весь храмовый комплекс.

Перенесение мощей св. Симеона в город Верхотурье

Перенесение мощей св. Симеона в город Верхотурье

17 июля, утром, паломники отправляются за 50 километров от Верхотурья в село Меркушино – место обретения мощей Святого Симеона Верхотурского.

Мы посетили Свято-Симеоновское подворье Ново-Тихвинского женского монастыря, расположившегося в восстановленном в начале XXI века храмовом комплексе, полностью разрушенном в советское время.

Матушки с любовью угостили нас вкуснейшей родниковой водой из источника обители. Мощи были обретены, когда забил этот источник. Он-то и вынес на поверхность земли гроб с нетленными мощами святого. Это случилось в 1692 году.

Мощи оказались чудотворными, и слава об исцелениях широко разнеслась по Уралу. И здесь был возведён небольшой Свято-Симеоновский храм, соединённый светлой просторной галереей с собором в честь Архистратига Божия Михаила, в котором при жизни молился Симеон.

Многие бездетные, помолившись здесь, вскоре обретают потомство. До сих пор существует традиция, по которой в день памяти святого Симеона сюда приезжают дети, которых в честь этого чуда назвали Симеонами. И в настоящее время святой Симеон продолжает помогать страждущим: как болящим, так и нуждающимся в успехе задуманных дел. Внутри собор Михаила Архангела украшен колоннами из уральского змеевика.

Гробница святого Симеона, в которой находится цельбоносный источникГробница святого Симеона, в которой находится цельбоносный источник

Вид с реки Туры на монастырский комплекс в селе Меркушино. Начало XX века

Вид с реки Туры на монастырский комплекс в селе Меркушино. Начало XX века

В раке необычайной красоты покоится нетленное тело святого новомученика Константина. Сёстры Ново-Тихвинского монастыря искусно украсили раку малахитом и серебром. Святой Константин был клириком местного храма, его расстреляли безбожники, когда ему было 22 года.

Нам удалось попасть в нижний крестильный храм собора, куда другим вход обычно недоступен. Именно здесь ежегодно собираются Симеоны и Константины почтить память святых-чудотворцев. Большую часть этого помещения занимает огромная купель в форме креста, инкрустированная мозаикой ручной работы и изразцами в византийском стиле. В купель ведёт мраморная лестница с витыми коваными перилами. Несмотря на то, что в этом селе всего несколько десятков домов, креститься сюда съезжаются со всей округи и даже из Екатеринбурга. По словам наших батюшек и паломников, подобного не встретишь и в Москве.

Рака с мощами святого Константина

Рака с мощами святого Константина

Святые врата в крестильне собора

Святые врата в крестильне собора

Купель для крещения в соборе Михаила Архангела

Купель для крещения в соборе Михаила Архангела

Вид на Свято-Симеоновское подворье в селе Меркушино. 2014 год

Вид на Свято-Симеоновское подворье в селе Меркушино. 2014 год

В церковной лавке монастыря мы обнаружили редкие издания о жизни Елисаветы Феодоровны, которые с радостью приобрели для библиотеки Патриаршего подворья храма Cвятой Елисаветы в Покровском-Стрешневе.

На обратном пути мы посетили святое место – большой камень в излучине реки Туры, около которого, по преданию, святой Симеон рыбачил и в уединении подолгу молился. После прославления праведника на берегу была поставлена часовенка. К сожалению, она не сохранилась до наших дней. Сегодня на её месте воздвигнут поклонный крест, а рядом возведён деревянный храм во имя Всех Святых, в Земле Сибирской просиявших, возведённый в стиле шатровых церквей XVI–XVII вв.

Когда мы вышли из автобуса и направились к святому камню, нас окутал пряный запах трав. Тишина и благодать... У камня на берегу полноводной реки мы обратились к святому с молитвой. Природа уральской земли была в этот день к нам благосклонна – дождик перестал моросить, и во время молитвы с дерева спустился бурундучок, который доверчиво внимал пению, а над нашими головами низко кружил сокол.

Храм во имя Всех Святых, в Земле Сибирской просиявших

Храм во имя Всех Святых, в Земле Сибирской просиявших

Молебен у камня на берегу реки Туры, где, по преданию, любил молиться святой Симеон

Молебен у камня на берегу реки Туры, где, по преданию, любил молиться святой Симеон

Ещё в главе «Москва – Екатеринбург – Алапаевск – Иерусалим»:

Краткая история в датах паломничеств по скорбному посмертному пути Святой Елисаветы
Россия, Екатеринбург – Ганина Яма
Россия, Верхотурье – Меркушино
Россия, Алапаевск
Палестина (часть I)
Палестина (часть II)
Палестина (часть II)
Россия, Москва
ЦИТАТЫ