Рисунок – эпос
Эти дети нигде не учились рисовать, но их рисунки поражают художественным совершенством. Они никогда не рисуют с натуры, но их живописные «воспоминания» лишены малейшего намёка на иллюзорность, подобие действительности.
.jpg)
.jpg)
Подлинный реализм даёт точное знание главного, типического, которое необходимо ненцам для выживания в экстремальных условиях (южный по своему происхождению народ сравнительно недавно перекочевал в северную тундру Ямала – тому немало доказательств). Не случайно в рисунках ненецких детей доминирует яркий, напряжённый, контрастный цвет – видимо, он помогает создать и сохранить высокий жизненный тонус.
.jpg)
Что касается сюжетов, то ведущий из них, конечно же, тундра. Как место и источник жизни. И даже такое понятие, как родной дом (вполне конкретное для городского ребёнка), маленькие ненцы расширяют до пространства всей тундры. Без напряжения осваивая и изображая её широкий масштаб. Для рисунков характерно космическое восприятие Земли, которую дети видят как бы сверху в единстве её стихий – суши, воды, неба. Очень часто рисунок так и строится из трёх полос, и эти полосы величественны, как строчки эпоса. И, подобно эпосу, рисунок вмещает в себя весь мир.
.jpg)
Это мироощущение людей, не просто живущих среди природы, но в неразрывном контакте с ней и в ней (да и сама лексика ненецкого языка «вертится» вокруг тундры, оленей, снега). Причина философски глубокого осмысления действительности юными художниками кроется и в национальном воспитании. Его суть – всё, что окружает человека, достойно внимания, жизненно важно, интересно, полезно. Даже небо, при всей его близости, красоте и яркости, – не просто объект эстетического внимания. Народ-кочевник должен уметь ориентироваться по звёздам. Ах, если бы он мог ещё летать (как герой эпических песен ненцев, «ухватившись за хвост облака»), насколько короче стал бы маршрут по тундре...
.jpg)
.jpg)
Олени – постоянные герои детских рисунков. Это не просто элементы природы, но и постоянные спутники их жизни, любимые друзья, средство к жизни (так переводится с ненецкого «илебць» – олень). С первых дней проявления на свет у ненца перед глазами олени, оленьи стада, мчащиеся олени, слитая масса из оленьих тел и над ними движущийся лес рогов. Точное отражение этих впечатлений мы видим в основном ненецком орнаменте «оленьи рога».
Динамично бегущие формы орнамента передают мощь бегущего стада. Тесная рамка, в которую заключён лишённый пространства орнамент, – своего рода охранное начало, символ защиты от внешнего мира.
.jpg)
Хорошее знание оленей, анатомии этих животных, поз, движений определяет особый характер их изображения – в профиль, контурной линией, без объёма. Дети рисуют, словно обводя на бумаге видимый лишь им одним образ. Это – свидетельство эйдетического вида зрительной памяти – точное запоминание образа на длительное время. У маленьких северян особая зоркость глаза и твёрдость руки. В рисунках самых младших школьников как бы передаётся сохранившаяся до наших дней та художественная манера, которая присуща наскальным изображениям древних художников Сибири.
.jpg)
.jpg)
При многих общих чертах рисунки мальчиков и девочек всё же различны. В одних отражён мужской характер – активный, энергичный, самостоятельный, с широким диапазоном интересов. В других – женский: созерцательный, лиричный, более пассивный. У мальчиков преобладают оленеводческие сюжеты (несущиеся оленьи упряжки, олени, отбивающиеся от волков и так далее), у девочек – домашние (приготовление пищи, игра с детьми). У них, будущих художниц-рукодельниц, есть и своя тема – это орнаменты и национальная одежда, которую они рисуют, можно сказать, профессионально – как выкройку.
.jpg)
Рисунки детей-ненцев принадлежат к особой художественной системе воспроизведения мира. На первый взгляд они кажутся примитивными, но их ни в коем случае нельзя считать таковыми. Рисунки условны, потому что отражают обобщённое глубокое знание об окружающем пространстве, освоенном и понятом человеком. В них сконцентрировано знание многих людей и многих веков. «Примитивность» этих изображений того же плана, что и обобщающая графика Серова, Матисса, Пикассо...
Ирина Рольник, искусствовед, член Союза художников
Ещё в главе «Гражданин - государство - мир»:
Рисунок – эпос