Пристал мужчина к женщине...
Известно, как сетуют женщины на слишком назойливые приставания мужчин. А поскольку чаще всего женщины встречаются с мужчинами на рабочем месте и место встречи изменить нельзя, то и приставания чаще всего отмечаются именно там. И приводят к весьма серьёзным последствиям.
Особенно в Соединённых Штатах, где независимость и обострённое чувство собственного достоинства у слабой половины (как у любой «дискриминируемой группы») за последние десятилетия выросли особенно сильно, а манеры половины сильной сохранили чуть ли не советскую незамысловатую бесцеремонность.
Я иду, за мной мужик.
Я, конечно: «Караул!»
А он прошёл,
мерзавец, мимо –
Даже глазом
не моргнул!
В ходе нескольких независимых исследований производственных конфликтов едва ли не каждая десятая из замешанных в таких конфликтах женщин заявила, что вынуждена была оставить своё место из-за преследования со стороны коллеги или босса. Для многих это было подлинным крушением – вернуться к прежней профессии и прежнему роду занятий они уже не смогли.
Точной информации о масштабах этой проблемы, по понятным причинам, собрать нельзя хотя бы уже потому, что «приставание», или «сексуальное преследование», даже сами исследователи понимают по-разному. По одним данным, жертвами этой неприятности в США хотя бы раз в год становятся около 40% работающих женщин, по другим – до 70% и выше.
Примерно 18-20% из них обращаются с жалобами к вышестоящему начальству, от 1 до 7% – в суд (это – как крайняя мера). Но, судя по результатам обследований, эффективность такого рода жалоб не слишком велика.
Любой из этих цифр достаточно, чтобы привлечь пристальное внимание общественности в стране, столь озабоченной проблемами дискриминируемых меньшинств и групп, как США. И по привычке подходят к вопросу в высшей степени научно. Там издано немало книг и статей по разным аспектам проблемы.
Правда, в последнее время, хотя и значительно реже, говорят и о противоположной ситуации: мужчинах, преследуемых женщинами-начальницами. В одном из американских колледжей, обследованных в 1990 г., о такого рода инцидентах сообщили 9% опрошенных мужчин.
Как выяснилось, у женщин из национальных меньшинств больше шансов оказаться жертвой приставаний и домогательств. Больше их и у тех женщин, которые выбрали нетрадиционную для женщин сферу деятельности или род занятий (хотя у преподавательниц колледжей и студенток-старшекурсниц шансов на это ещё больше, чем у женщин, занятых в нетрадиционных сферах).
Формы и «типы» приставаний в традиционных и нетрадиционных областях различны. В традиционных сферах, где женщин много, но почти все посты, сопряжённые с властью, заняты мужчинами, дело обычно начинается с комплиментов, игривых шуток, просьб о свидании. Но стоит женщине отвергнуть домогательства, она начинает сталкиваться с помехами в работе, замечаниями и в конце концов рискует лишиться работы. Там женщины становятся жертвами злоупотребления властью со стороны мужчин-начальников.
Я иду, за мной мужик.
Оглянулась – двое!!!
Догоняют и пыхтят:
«Штопор есть
с собою?»
В нетрадиционных областях, где женщин мало и царит «мужской» дух, женщинам приходится терпеть приставания не только начальства, но и коллег-мужчин, которые чувствуют себя на рабочем месте увереннее и постоянно дают женщине понять, что она здесь – чужая и интересна не как работник, а именно и только как женщина. Здесь «сексуальная агрессивность» – средство «поставить женщину на место», выражение враждебности к ней как к источнику угрозы экономической и социальной позиции мужчин в этой сфере деятельности.
Как показывают исследования, женщины стараются, пока возможно, избегать конфликтов. На ранних стадиях они пытаются «не замечать» приставаний, делать вид, что ничего не происходит. И только если агрессивность приставаний растёт, оказывают отпор – от вышучивания до формальных жалоб.
Согласно одному из опросов, 46% опрошенных женщин предпочитают непосредственный отпор, 12% старались игнорировать происходящее, 11% жаловались начальству, 2,5% подавали формальные жалобы в специальные комиссии своих организаций или в суды. Обычно женщины реагируют неформально на приставания коллег и подают формальные жалобы, если в деле замешаны их начальники.
Введение в учреждении специальной системы рассмотрения жалоб женщин на неэтичное поведение коллег и начальства чаще всего уменьшает частоту инцидентов, однако здесь есть свои подводные камни.
Само понятие и границы приставаний, преследований весьма размыты: и мужчины, и женщины обычно воспринимают их по-разному. А разбирают конфликты именно мужчины-руководители. Это ставит женщин в весьма уязвимое положение в случае формального разбора жалоб. В 1985 г. в штате Иллинойс около 65% формальных жалоб в комиссии или суды не удовлетворялись.
А одна из самых крупных компенсаций морального ущерба в размере 196 000 долларов была присуждена мужчине, жаловавшемуся на преследования со стороны начальницы. Поэтому женщины часто чувствуют себя увереннее, если в их учреждениях действуют неформальные процедуры разрешения конфликтов.
Автор рисунков: А. Меринов
Ещё в главе «Просвещение - личность - общество»:
Пристал мужчина к женщине...