Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №4(16). 1992 год

Последний привет Грузии от СССР

Избрание З. К. Гамсахурдиа было ошибкой нации – так посчитали лидеры вооружённой оппозиции. Народы действительно могут заблуждаться. Но почему это происходит с ними, а других минует чаша сия? Почему именно Грузия ближе всех подошла к пропасти гражданской войны?

Грузия-92. Зима тревоги — позади ли?

Грузия-92. Зима тревоги – позади ли?

Академик Сахаров назвал грузин «малой империей». По количеству автономий, входящих в её состав, Грузия уступает только России. Большая империя любила малую и знала, как привязать её к себе. События нынешнего года определяются простейшей формулой: «Как аукнется, так и откликнется»

Законный президент-диктатор свергнут силой оружия – по этой парадоксальной формуле сегодня живёт Грузия. Цена парадокса известна: сотни (не забудем Южную Осетию) убитых и раненых, разрушенные Цхинвали и проспект Руставели, экономическая агония.

Известно, что история пишется без черновиков. Но где бы сегодня был Гамсахурдиа, если бы не тот взрыв чувств, который вызвал в Грузии кровопролитие 9 апреля 1989 года. Гнев, отчаяние, осознание собственной униженности вывели на авансцену политической жизни не самого популярного, но самого жесткого и решительного деятеля грузинской оппозиции. Первый, потрясший устои Съезд народных депутатов начался с того, что депутат Толпежников, не дожидаясь официального открытия, потребовал почтить память погибших в Тбилиси. «Подождите, нам тут надо избрать...» – лениво-раздражённо ответил ему председательствующий. Зал всё-таки встал.

Но кто из причастных к тбилисским событиям был хотя бы привлечён к суду? А никто. Генералы Шилов и Родионов получили новые, без понижения назначения, Чебриков и Лигачёв стали благополучными пенсионерами, бывший второй секретарь компартии Грузии Борис Никольский – второе лицо в правительстве Москвы. В тюрьме оказался лишь маршал Язов, да и то по иному поводу. Но никто не произнёс вслух и другого (зафиксированного в докладе комиссии Собчака): 9 апреля будущий президент Звиад Гамсахурдиа призывал демонстрантов не уходить от Дома правительства, уже зная, что с минуты на минуту войска двинутся на людей.

Грузия простила Гамсахурдия его роль в тех событиях. За что? Почему так сильны были симпатии грузин к этому человеку? Может быть, сыграло свою роль диссидентское прошлое? Вряд ли, поскольку оно было у Гамсахурдиа далеко не безупречным.

Может быть, сказалось уважение к отцу – классику грузинского соцреализма? Но и это не может обеспечить на свободных выборах 87 процентов голосов. Гамсахурдиа взял другим. Он дал выход оскорблённому национальному чувству, предложив простой и понятный лозунг: «Грузия – для грузин!» Власть, полученная с таким мандатом, не могла не обернуться геноцидом в Южной Осетии, кровавыми столкновениями в Абхазии и Аджарии, изгнанием из Грузии аварцев, притеснением армян и азербайджанцев, отказом туркам-месхетинцам вернуться в родные места.

«Грузия – для грузин!» Власть, полученная с таким мандатом, не могла не обернуться геноцидом в Южной Осетии, кровью в Абхазии, изгнанием из Грузии аварцев, притеснением армян и азербайджанцев, отказом туркам-месхетинцам в праве вернуться на землю предков

Грузинский президент последовательно осуществлял свою предвыборную программу. Кто поднял голос – нет, не против Гамсахурдиа-узурпатора, а против Гамсахурдиа-шовиниста? Много ли сторонников нашёл Мераб Мамардашвили, сказавший: «Если мой народ выберет Гамсахурдиа, я пойду против моего народа»?

Китовани, Иоселиани, Адамия – лидеры оппозиции, свергнувшей Гамсахурдиа, посылали свои отряды воевать с осетинами, усмирять абхазцев и аджарцев. Может быть, протестовала грузинская интеллигенция? Мы не услышали её голоса. «Ты – не грузин», – так ответил корреспонденту «МН» Акакию Микадзе, критиковавшему Гамсахурдиа, Тенгиз Абуладзе, автор «Покаяния». Задумывался ли он, за кого голосовали на президентских выборах те грузины, что клеили на лобовое стекло своих машин фотографии Сталина?

Какая власть – такая и оппозиция. Жестокость советского режима, созданного Сталиным, сделала национальным лидером Звиада Гамсахурдиа; его диктаторские методы породили оппозицию, которая, придя к власти, уже стреляет по демонстрантам, поддерживающим бывшего президента. Круг замыкается...

Симпатии к Сталину, так трагически аукнувшиеся Грузии в полуфарсовой фигуре Гамсахурдиа, – не единственное наследие СССР в этой стране. Академик Сахаров назвал её «малой империей». По количеству автономий, входящих в её состав, Грузия уступает только России.

Советская система автономий – ловушка, которая срабатывает почти безотказно. Один народ соблазняют должностью надсмотрщика, другому отводят роль поднадзорного. Для второго это означает унижение «второстепенностью», на первого – взваливается невыносимый нравственный груз, рано или поздно надрывающий его душу. В результате взаимные обиды, страхи и претензии образуют такой клубок, который сами «повязанные» народы распутать без крови (или без московского посредничества) не могут.

Империя любила Грузию – за дачи в Пицунде и Гаграх, за хмельное гостеприимство, за щедрые подарки – и знала, как привязать её к себе. Сегодняшние события – последний привет Грузии от СССР.

В Грузии «автономная мина» рванула с особой силой. Кто следующий? Азербайджан и Армения уже ступили на это минное поле в Нагорном Карабахе. Россия в лице главы своего парламента заговорила с Татарстаном голосом околоточного. Рискуют Украина и Узбекистан, безоглядно форсирующие процесс суверенизации.

Нет более точного показателя демократичности государства, чем его отношение к малым народам. Если поймут это новые грузинские и иные власти, то не сбудется, даст Бог, предсказание Анатолия Собчака, который на вопрос «Окажется ли Гамсахурдиа последним президентом-изгнанником?» уверенно ответил: «Будут и другие».

Из газеты «Московские новости». Михаил Шевелёв

Ещё в главе «Семья - нация - страна»:

"Одному и в нирване не удержаться..."

Свободный народ

Последний привет Грузии от СССР