Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №8(51) 1995 год

Популярная конфликтология – азбука успеха

Художник С. Солонский
Художник С. Солонский

Ложка теории в... руки практики

Даже в середине 90-х годов российские учёные и практики в массовом порядке демонстрировали рецидивы конфликтологического мышления «старого типа». Одна из его сущностных черт – псевдомиротворчество, то есть стремление «не выносить сор из избы» и затушёвывание каких-либо внешних форм проявления конфликта. Носителям подобного мышления органически чужд принцип постоянного конфликтного поведения, когда посредством одного конфликта пытаются воздействовать на ход другого.

Между тем постановка вопроса не просто об управлении конфликтом, но о такой его специфической форме, как конфликтное управление, видится крайне плодотворной социальной технологией. Потому что некий инициированный конфликт первого порядка, обостряя конфликт второго порядка, в то же время сглаживает конфликты третьего, четвёртого и пятого порядков.

Конфликт может изменить в позитивную сторону характер общественных связей. Скажем, когда некоторое сообщество раздирается внутренними противоречиями, инициируется его конфликт с другим сообществом. В этом случае отношения между членами сообщества оптимизируются, они забывают внутренние разногласия и сосредоточиваются на внешних проблемах. И наоборот: чтобы оптимизировать отношения на внешнем уровне, можно запустить механизм внутреннего конфликта.

Управленческое действие не только допустимо, но и необходимо воспринимать в качестве конфликтного, особенно с учётом того, что оптимизация конфликта лишь в научных дискуссиях рассматривается в абстрактно-позитивном ключе, а в реальной жизни производится, как правило, в интересах конкретного социального субъекта. Что по сути своей оказывается не так уж и плохо, как привычно думать.

Например, конфликт-конкуренция очень часто поощряет творчество, инновации и, в конечном счёте, содействует прогрессивному развитию. Однако его участники вовсе не ставят для себя задачу «удовлетворения интересов всех конфликтующих сторон», но прежде всего имеют в виду подавление или даже уничтожение части не способствующих развитию «интересов», будь то промышленные технологии или механизмы политического представительства.

Даже самый разрушительный конфликт завершается чьей-то победой, тогда-то чётко выявляется силовой потенциал враждующих формирований и в результате устанавливается новая иерархия общественного влияния, сдерживающая в течение более или менее длительного промежутка времени другие серьёзные конфликты.

Автор рисунка: В. Казаневский

...Наука только развивается, а чем кончится – неизвестно (А. Платонов, «Чевенгур»)

Как г-н Мавроди ел каштаны, а государству и «спасибо» не сказал

А теперь разберём в свете изложенного одну из конфликтных ситуаций, которая, по всей видимости, долго не исчезнет из памяти многих российских граждан.

В начале 1994 года акционерное общество «МММ» развернуло широкомасштабную торговлю акциями, стоимость которых за непродолжительный период превысила первоначальную практически в 100 раз и достигла 125 тысяч рублей.

Средства массовой информации неоднократно публиковали рассуждения государственных чиновников, предпринимателей и учёных-экономистов о том, что руководство АО играет в «пирамиду», что сегодняшним продавцам акций выплачиваются деньги, поступившие от вчерашних покупателей тех же акций. Однако подобные объяснения, во-первых, не указывали на какие-либо нарушения законности, а во-вторых, основывались на предположениях и не раскрывали в полной мере суть происходящего.

Эта суть сводилась к следующему: «МММ» производило так называемую «самокотировку» акций, то есть самостоятельно, не основываясь на рыночных закономерностях, объявляло стремительно растущий курс покупки и продажи ценных бумаг. Но при таком подходе в любой момент могло произойти и явление обратного порядка – произвольно-внерыночное снижение курса акций их эмитентом до любого предела.

Разумеется, что при этом АО получало баснословную прибыль на «ножницах» – разнице между вчерашней продажей акций по высокой цене и сегодняшней покупкой – по низкой. Однако такой шаг, при наличии нескольких миллионов акционеров, был сопряжён со значительным риском: он вызывал жёсткий, непримиримый, с непредсказуемыми последствиями конфликт между создателями «пирамиды» и огромной, изо дня в день возрастающей массой акционеров.

И тем не менее президент АО «МММ» г-н Мавроди сумел не только избежать опасного столкновения с акционерами, но и сделать их своими союзниками. Последнее стало возможным в результате применения принципов и методов конфликтного управления. Здесь целесообразно кратко проследить хронологию событий того периода.

13 июля 1994 года Государственная налоговая инспекция (ГНИ) по г. Москве представляет Сергею Мавроди акт проверки соблюдения налогового законодательства АОЗТ «Инвест-консалтинг» – фирмой, учреждённой АО «МММ». Акт указывает на ряд нарушений и предписывает взыскать с проверяемой фирмы в бюджет государства 49,9 миллиарда рублей.

В качестве ответного хода Мавроди 18 июля запускает для публикации в газетах протокол разногласий с актом проверки ГНИ, где сказано, что если названные в акте суммы будут изъяты «у акционеров «МММ», то деятельность АО «объективно станет невозможной».

Также в июле с открытыми заявлениями выступают Госкомитет по антимонопольной политике (ГКАП) и Минфин России. Первый рекомендует средствам массовой информации (СМИ) отказаться от размещения рекламы АО «МММ», нарушающей по мнению ГКАП указ президента о защите прав инвесторов. Второй призывает граждан быть предельно осторожными, когда они имеют дело с ценными бумагами данного общества.

И опять незамедлительная реакция: 25 июля г-н Мавроди передаёт в СМИ ещё один эпистолярный шедевр конфликтного управления – «Объяснение в нелюбви». Там говорится, что АО «МММ» есть чем ответить на происки властей: из акционеров общества сформировалась «новая политическая сила, причём настолько мощная, что противопоставить ей хоть что-то реальное вряд ли сейчас в принципе возможно». (NB! Какой галантный комплимент- компенсация обманутым вкладчикам. – Ред.).

Пущенные в ход тексты обеспечивают АО «МММ» «плацдарм» для подготовки конфликта «нового типа». 28 июля начинается битва: в своём «Обращении к акционерам» Сергей Мавроди отмечает, что развёрнутая властями травля «МММ» спровоцировала панику и массовый сброс акций, в результате чего ситуация вышла из-под контроля. После этого предлагается ряд мер, с тем чтобы стабилизировать ситуацию, главная из которых – снижение курса акций до 1 тысячи рублей. Параллельно с «Обращением» распространяется письмо акционеров АО «МММ» под заголовком «Почему мы верим «МММ» и не верим чиновникам?»

Последующий арест президента Мавроди завершает процесс структурирования конфликтующих групп: глава АО и акционеры с одной стороны, государственные власти – с другой. Но, создав этот конфликт, коммерсант, во-первых, нейтрализовал конфликт, более для него опасный, с массой вкладчиков, а во-вторых, получил «законную» возможность придержать, легализовать и запустить в оборот значительные средства. Государство таскало каштаны для коммерсанта из пламени народного гнева.

Автор рисунка: Т. Казеев

Выборная кампания... прошла «бесконфликтно» (А. Чумиков)

История на этом не закончилась. В сентябре 1994-го Сергей Мавроди, наряду с ещё 11-ю претендентами, выставляет свою кандидатуру на выборах в Госдуму по Мытищинскому избирательному округу. Не вступая в невыгодный для него открытый конфликт-конкуренцию с другими кандидатами, президент АО «МММ» за три дня до выборов заявляет по телевидению: «Если меня выберут, то 1 ноября будут открыты все пункты АО «МММ». Они начнут выплату дивидендов. Если не выберут – пункты тоже откроются, но позже, и размеры дивидендов будут ниже – такими, какими их увижу из тюрьмы».

Данное заявление резко изменило в пользу Мавроди вес различных слагаемых в аналитическом пространстве рассматриваемого конфликта, а также изменило характер предпочтений избирателя: если раньше он рассуждал по принципу «кандидат А. предпочтительнее кандидата Б., но хуже кандидата В.», то потом (для значительной части граждан, которые и обеспечили победу президента АО «МММ» на выборах) иначе: «Сергей Мавроди – наш кандидат, а все остальные – наши противники».

Ограничиваясь проведённым анализом и не обсуждая идеологические, моральные и иные последствия конфликта вокруг АО «МММ», сделаем выводы: применение описанных приёмов позволило инициатору конфликта минимизировать собственные потери и максимизировать собственный же выигрыш, то есть найти оптимальное решение своей задачи.

Автор рисунка: В. Ненашев

Развёрнутая властями травля спровоцировала массовый сброс... (С. Мавроди)

Выборы 199*, или А не попробовать ли «жить дружно»?

Сказанное совсем не означает, что приоритет в управленческих действиях должен отдаваться конфликтному управлению. Вполне допустим и его «неконфликтный» характер. Попробуем вновь подтвердить этот парадоксальный тезис примером одной из самых стандартных политических ситуаций – выборной кампании.

Однажды автор настоящей статьи возглавлял команду заведомо непопулярного лидера одного из политических формирований (назовём его N), баллотировавшегося в депутаты. В избирательном округе на одно место претендовали 7 кандидатов.

Большинство из них обладало хорошими, присущими только им преимуществами: представитель крупного завода мог рассчитывать на работников своего предприятия, которые вместе с семьями составляли более 50 процентов избирателей; житель одного из домов округа пользовался давней известностью как борец за интересы микрорайона на протяжении многих лет; другие были активистами различных политических партий и так далее.

Подсчёт шансов кандидата N показал, что в плане использования денежных и технических средств, привлечения людей для агитации, поддержки официальных властей N имел несомненные преимущества. Однако факторы, связанные с общественным мнением, были явно не на его стороне.

Правильность этих предположений показал и социологический опрос. Вместе с тем он выявил и другое: у избирателей отсутствовала чёткая политическая ориентация, наблюдалось стремление поддержать в первую очередь «личные, человеческие качества кандидата» – «честность, справедливость» (64 процента опрошенных), «умение доводить дело до конца» (59 процентов).

В такой ситуации ставка была сделана не на «конкуренцию», а на «уклонение» по отношению к соперникам и на «сотрудничество» с избирателями, на демонстрацию им положительных человеческих качеств и деловых возможностей. N полностью ушёл от дискуссий с другими кандидатами, проявлял по отношению к ним полную лояльность. Пропаганда имиджа N сводилась к тому, что он живёт в небольшой двухкомнатной квартире, всю жизнь провёл в этом районе, знает его людей и т. п.

Широко применялся метод «опережающего манёвра»: инициативы всех встреч с кандидатами (разумеется, опосредованно) шли из команды N, после чего готовились спецвыпуски газет, которые затем опускались в почтовые ящики, и даже организовывались передачи кабельного телевидения. Все материалы обрабатывались с использованием специальных приёмов.

В итоге четверо кандидатов из семи были нейтрализованы полностью, набрав от 1 до 5 процентов голосов каждый, N же вошёл в тройку лидеров.

Были достигнуты и другие экспериментальные цели: выборная кампания, в существе которой изначально заложен конфликт, прошла «бесконфликтно»; уменьшилась конкуренция и усилилась кооперация между потенциальными противниками – кандидатами в депутаты.

* * *

В заключение подчеркнём: если западная конфликтология в значительной мере построена на разборе конкретных приёмов реальной жизни, причём не столько в виде глобальных процессов, сколько на уровне приземлённых ситуаций, то у нас наблюдается другая крайность – излишнее теоретизирование, абстрагирование от насущных дел.

Но такой подход не всегда позволяет ответить на вопрос о конкретных мотивах, структуре, непосредственных результатах и долгосрочных последствиях того или иного конфликта. Поэтому представляется важным, чтобы ситуации, подобные разобранным выше, привлекали внимание не только публицистов-репортёров, но и серьёзных конфликтологов-аналитиков.

Что же касается осмысления в целом таких тем, как управление конфликтом и конфликтное управление, то оно постепенно обеспечит решение более важной и обширной задачи – внедрения в общественное сознание качественно новой конфликтологической культуры, отсутствие которой затрудняет движение нашего государства в сторону максимально цивилизованных социальных отношений.

Автор материала – Александр Чумиков, конфликтолог

Ещё в главе «Идеи - дела - судьбы»:

Популярная конфликтология – азбука успеха

Конец света (разума): от АУМ до АОМММ

Симптом России: головокружение от слова... «дивиденты»

П. Телепнев