Под маской шекспировского злодея
...Вот перед историком не летопись, не воспоминания, а документ. Не «историческое предание», а «исторический остаток», попавший нам в руки кусочек прошлого. Создатели документа были озабочены делами своих дней и не ставили себе задачей рассказать нам о себе. Привычной нам тенденциозности нет. Если перед нами не фальшивка, мы можем быть уверены, что Иван действительно продал свою вотчину Петру, а Семён действительно составил завещание, лежащее перед нами.
Владимир Кобрин
...Настоящая история пишется в книге, не предназначенной для истории. Она в гардеробной описи, в наличности кошелька, в неофициальных письмах, в хозяйственных книгах. Если кто-то, скажем, настаивает, что у леди Н. не было детей, а в книге расходов мы находим запись: «Для сына, рождённого моей женой в Михайлов день, куплено восемь ярдов голубой ленты на четыре пенса по полпенса за ярд», – следовательно, разумно предположить, что леди Н. всё-таки родила сына.
Джозефина Тэй
Первая мысль высказана известным отечественным историком. Вторая – английской писательницей, автором детективов о сыщике Алане Гранте. Поразительно совпадают размышления людей, живших в разное время, в разных странах и занятых разными видами интеллектуального труда. Видимо, это не случайно.
Какую же, собственно, историю мы изучаем и думаем, что знаем, если нам то и дело подкидывают сфабрикованные тайны, если обстоятельства практически каждого конфликта фальсифицируются победившей стороной, и не важно, какого сорта этот конфликт: война ли великих держав или просто склока во влиятельном семействе. Оборотную сторону одной такой семейной распри рассматривает Джозефина Тэй в своём последнем (и, по мнению многих, лучшем) романе «Дочь времени»...
Прикованный к постели тяжёлым ранением, Алан Грант от скуки пытается развивать присущий ему талант физиономиста, рассматривая портреты исторических лиц. Среди прочих ему попадается портрет мужчины в костюме XV века, производящего впечатление человека на редкость порядочного. «Этот человек привык к грузу ответственности, и если он был облечён властью, то к ней относился серьёзно. Он был в высшей степени честен. Склонен к сомнениям. Стремился к совершенству».
Но оказывается, что это... Ричард III. Чудовищный горбун, один из самых страшных убийц всех времён, если, конечно, верить историческому преданию, которое приписывает последнему королю династии Плантагенетов самое кошмарное преступление – убийство двух малолетних племянников.
Раздосадованный и раззадоренный, Алан Грант с помощью юного историка Брента Каррадина предпринимает профессиональное расследование преступления, совершённого более 450 лет назад. Выясняется: всё, что приписывает Ричарду литературная традиция, включающая одну из самых трагически хроник Шекспира, мягко говоря, не доказано. Даже горб.
Выясняется, что сэр Томас Мор, авторитет номер один в этом вопросе и числимый современником событий, в годы воцарения и последующей гибели Ричарда был пяти-семилетним ребёнком. Да и вообще, как Томас Мор, так и Шекспир – писатели эпохи Тюдоров, утвердивших свою династию на крови Плантагенетов-Йорков, а потому заинтересованных в дискредитации Ричарда. Итак...
Грант взял с тумбочки бумаги, ручки и аккуратно написал: «Дело: Исчезновение двух мальчиков (Эдуарда, принца Уэльского, и Ричарда, герцога Йоркского) из Тауэра (Лондон) в 1485 году».
Поразмышляв немного, как лучше расположить сведения, он перешёл к фактам.
РИЧАРД III
Предварительное впечатление:
«Положительное. Великолепный послужной список. Репутация хорошего семьянина. Как явствует из поступков, превалирующая черта – здравомыслие.
Относительно предполагаемого преступления:
а) Не имел преимущественного права на корону, ибо было ещё девять претендентов из рода Йорков, включая трёх мужчин.
б) Ни одного обвинения в убийстве при жизни Ричарда.
в) Мать мальчиков поддерживала с Ричардом дружеские отношения до самой его смерти, и её дочери посещали королевские приёмы.
г) Ричард не выказывал страха в отношении других Йорков, одинаково бескорыстно заботясь об их материальном обеспечении и социальном статусе.
д) Право Ричарда на корону было неоспоримо доказано соответствующим парламентским актом и поддержано народом. Мальчики не имели права на корону и не представляли опасности для Ричарда (1).
е) Если бы Ричард беспокоился по поводу недостаточной обоснованности своих прав, ему нужно было бы избавиться не от мальчиков, а от юного Уорвика, который был вторым после Ричарда претендентом на корону, но именно его Ричард провозгласил своим наследником после смерти сына.
...И смертью погасился смертный долг Плантагенета за Плантагенета! Автор рисунка: Ю. Аррак
ГЕНРИХ VII
Предварительное впечатление:
Авантюрист, искавший покровительства при чужих дворах. Имел честолюбивую мать. О его частной жизни не известно ничего предосудительного. На государственной службе не состоял. Как явствует из его поступков, превалирующая черта – коварство.
Относительно предполагаемого преступления:
а) Для Генриха было чрезвычайно важно, чтобы мальчики ушли из жизни. Уничтожением акта, который доказывал их незаконное происхождение, он сделал старшего принца королём Англии, а младшего – вторым человеком в королевстве (обоих посмертно. – Ред.)
б) В акте, который Генрих провёл через парламент, он обвинял Ричарда в тирании и жестокости, однако не счёл нужным упомянуть о юных принцах. Из этого можно сделать только один вывод: мальчики были ещё живы и было известно их местопребывание.
в) Мать мальчиков была лишена (2) средств к существованию и пострижена в монахини через восемнадцать месяцев после коронования Генриха.
г) Генрих без промедления изолировал всех возможных наследников и держал их под арестом, пока у него не появилась возможность, не привлекая особого внимания, избавиться от них.
д) У Генриха не было законных прав на корону. После смерти Ричарда королём de jure стал юный Уорвик».
Написав последнюю строчку, Грант впервые подумал о том, что Ричард вполне мог узаконить своего внебрачного сына Джона и объявить его наследником. Такое уже бывало, и не единожды. Да и весь клан Бофортов, включая мать Генриха, состоял из потомков даже не незаконного союза, а двойного адюльтера. Ничто не мешало Ричарду узаконить «шустрого и добродушного» мальчика, который, ни от кого не скрываемый, жил в его доме.
Но он не изменил себе и, даже не помыслив ни о чём подобном, объявил наследником сына своего брата. Даже в горе этот человек сохранил здравомыслие. Здравомыслие и фамильную гордость. Незаконнорождённый сын, каким бы он ни был, не должен занять трон Плантагенетов, пока жив законный претендент – сын брата.
Удивительно, как фамильная гордость, или, проще говоря, чувство семьи, даёт себя знать во всей этой истории.
И точно так же Грант впервые со всей очевидностью осознал, насколько атмосфера, которой дышала эта семья, свидетельствует в защиту Ричарда. Мальчики, которых он будто бы убил, словно жеребят-двойняшек, были сыновьями Эдуарда, и Ричард, вне всяких сомнений, хорошо знал этих детей. Тогда как для Генриха они были не больше чем абстрактные символы, препятствия на его пути.
Возможно, он даже никогда не видел их. Оставив в стороне вопрос характеров, всё равно можно почти с твёрдой уверенностью настаивать, что из двух мужчин подозрение вызывает только Генрих.
Разложив весь материал по пунктам, Грант увидел, насколько подозрительным было отношение Генриха к акту, утвердившему право Ричарда на престол. Если, как настаивал Генрих, притязания Ричарда были нелепыми, тогда самым разумным было бы устроить повторное чтение документа и доказать его лживость. Но он ничего такого не сделал. Наоборот, употребил всю свою власть, чтобы уничтожить даже память об этом акте. Вывод один: право Ричарда на корону, подтверждённое парламентским актом, было неоспоримым.
Привычным жестом Каррадин поправил очки, прежде чем задать свой вопрос Гранту.
– А знаете, что мне кажется самым убедительным доказательством вины Генриха?
– Что же?
– Тайна.
– Тайна?
– Таинственность. Всё шито-крыто, всё исподтишка.
– То есть его характер?
– Нет, всё не так просто. Разве не понятно? Ричарду тайна была не нужна, а у Генриха вся жизнь зависела от таинственного исчезновения мальчиков. Непонятно, зачем Ричарду было действовать из-за угла. Он же не был сумасшедшим и не мог рассчитывать, что всё сойдёт ему с рук. Ведь рано или поздно пришлось бы держать ответ в случае исчезновения мальчиков.
Ведь он-то думал, что ему предстоит долгое правление. И никто за всё это время так и не ответил на вопрос, зачем ему понадобилось идти таким трудным и опасным путём, когда в любой момент он мог выбрать что-нибудь попроще. Например, он мог задушить мальчиков и оставить их на месте. Тогда бы весь Лондон оплакал их безвременную смерть от горячки.
Именно так он должен был поступить! Ведь если бы он был виновен в убийстве, то цель этого убийства – защита его права на корону, и выгоду он получил бы немедленно, оповестив всех о смерти принцев. Иначе весь замысел не стоил ни гроша. Теперь Генрих. Ему просто необходимо было найти способ убрать их с глаз долой – и при этом соблюсти тайну. Именно Генриху требовалось скрыть от всех, где и как умерли мальчики. У него всё зависело от того, насколько он сумеет сохранить тайну.
– Всё так, Брент, подтвердил Грант, с улыбкой глядя на юное взволнованное лицо своего помощника. – Мистер Каррадин, ваше место – в Скотланд-Ярде.
Брент рассмеялся.
Мой утлый челн не для морей могучих, И лучше уклониться от величья, Чем задохнуться в дыме вечной славы (Шекспир). Автор рисунка: Д. Джильберт
Когда Каррадин ушёл, Грант принялся разбирать свои вещи. Он ещё раз, во второй, с тех пор как начал своё расследование, просмотрел школьную сказочку о злодее Ричарде...
Грант уже хотел закрыть учебник, но его взгляд упал на первый параграф в разделе, посвящённом Генриху VII: «Тюдоры в своей внутренней политике сознательно и целенаправленно стремились избавить себя от соперников, особенно из рода Йорков, которые были ещё живы к моменту коронования Генриха VII. И они преуспели в этом, хотя кое-какая работа осталась и на долю Генриха VIII».
Грант не мог оторвать глаз от столь откровенного заявления. От простодушного признания всех убийств оптом. От недвумысленной констатации факта искоренения целого рода.
Имя Ричарда III, обвиняемого в убийстве двух племянников, стало синонимом злодейства. Зато Генрих VII, который «сознательно и целенаправленно» уничтожил целый род, был проницательным и дальновидным монархом. Не очень любимым, но зато сильным, упорным и весьма удачливым.
Грант одёрнул себя. Нет, он никогда не поймёт, что такое история.
Перевод Л. Володарской
***
1 – После кончины короля Эдуарда IV были обнародованы документы, свидетельствующие, что он был двоеженцем: его брак с матерью юных принцев Елизаветой Вудвилл был заключён при жизни его первой тайной жены Элеоноры Батлер и, следовательно, был незаконным, а дети оказывались незаконнорождёнными. Впоследствии тюдоровские историографы исказили этот факт, подставив вместо имени Элеоноры Батлер имя некой Елизаветы Льюси – одной из любовниц Эдуарда IV, на которой он заведомо не был и не мог быть женат. Таким образом post factum был дезавуирован парламентский акт, изданный по этому поводу, а затем уничтоженный Генрихом VII.
2 – Эдуард, граф Уорвик – сын брата двух последних королей династии Плантагенетов (Йорков) Георга Кларенса (младшего по отношению к Эдуарду IV, но старшего по отношению к Ричарду III и умершей раньше их обоих).
Ещё в главе «Семья - дом - отечество»:
Под маской шекспировского злодея