Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №6 (37) 1994 год

Почему мы медитируем?

Почему мы медитируем? Мы медитируем потому, что наш мир не может удовлетворить нас. Так называемый покой, который мы испытываем в нашей повседневной жизни, – это пятиминутный покой после десяти часов беспокойства, волнений и разочарований.

Мы постоянно находимся во власти враждебных сил, окружающих нас, – зависти, страха, сомнения, волнения, беспокойства и отчаяния. Эти силы как обезьяны. Когда они отпускают нас на время своего кратковременного отдыха, мы говорим, что наслаждаемся покоем. Но это не совсем настоящий покой, и в следующий момент они атакуют нас снова.

Только лишь через медитацию мы можем обрести длительный покой, божественный покой. Если утром мы медитируем, вкладывая в это всю свою душу, и испытываем покой только одну минуту, эта одна минута покоя распространится на весь день. Когда мы медитируем на самом высоком уровне, тогда мы действительно получаем постоянный покой, свет и восторг.

Мы нуждаемся в медитации, так как мы хотим расти в свете и проявлять себя в свете. Если это является нашим устремлением, если это наша жажда, тогда медитация – единственный путь.

Если мы чувствуем, что удовлетворены тем, что имеем, и тем, что мы есть, то для нас нет необходимости вступать в область медитации. Причина, по которой мы обращаемся к медитации, – наш внутренний голод.

Мы чувствуем, что внутри нас есть что-то светлое, что-то бескрайнее, что-то божественное. Мы чувствуем, что мы в этом очень нуждаемся, но только сейчас не имеем доступа к этому. Наш внутренний голод исходит из нашей духовной потребности.

МЕДИТАЦИЯ – ЭТО НЕ УХОД ОТ ЖИЗНИ

Если мы вступаем на путь медитации для того, чтобы уйти от мира и забыть наши страдания, тогда мы делаем это по ложной причине. Если мы вступаем в духовную жизнь из-за разочарования или неудовлетворённости, тогда мы можем и не остаться в духовной жизни.

Сегодня мне не удалось удовлетворить свои желания, поэтому я не удовлетворён миром. Но завтра я скажу: «Давай попробую ещё раз. Может быть, на этот раз я получу удовлетворение». Но в конечном итоге мы почувствуем, что жизнь-желание никогда не удовлетворит нас. Мы почувствуем необходимость обратиться к внутренней жизни. Это и есть устремлённость.

Что такое медитация? Медитация – это самопробуждение человека и самоотдача Бога. Когда самопробуждение человека и самоотдача Бога встречаются, человек становится бессмертным во внутреннем мире, а Бог становится проявленным во внешнем мире.

В устремлённой жизни мы нуждаемся только в Боге. Если мы искренне нуждаемся в Боге, тогда, естественно, Он отдаст нам Себя. Но Он сделает это по-своему и в установленное им самим время. Если мы молимся и медитируем с искренней устремлённостью, желая обрести определённые качества, то даже если Бог не одарит нас ими, всё равно мы будем удовлетворены.

Мы просто скажем себе: «Ему лучше знать. Сейчас я пока не готов к этому. Но Он обязательно даст мне их в тот день, когда я буду готов». В устремлённой жизни не наши достижения приносят нам удовлетворение, а наша устремлённость. Устремлённость сама и является нашим удовлетворением.

СОЗНАТЕЛЬНАЯ УСТРЕМЛЁННОСТЬ И УСИЛИЕ

Для обретения духовности не годится метод «жми и дави». Мы не можем привлечь духовный свет насильно. Когда он снизойдёт сам по себе, только благодаря нашей устремлённости сможем мы воспринять его. Если мы попытаемся привлечь больше света, чем способны воспринять его, наш внутренний сосуд разрушится. Как мы воспринимаем этот свет, идущий Свыше? Как мы расширяем своё сознание, чтобы повысить восприимчивость? Ответ: медитацией.

Медитировать – не значит просто сидеть спокойно пять или десять минут. Медитация требует сознательного усилия. Ум должен быть приведён в состояние покоя и тишины. В то же самое время он должен быть бдительным для того, чтобы не позволить никаким отвлекающим мыслям или желаниям проникнуть в него. Когда мы сможем привести ум в состояние покоя и тишины, мы почувствуем, что внутри нас зарождается новое создание. Когда наш ум становится свободным и спокойным и всё наше существование становится пустым сосудом, наше внутреннее существо может призвать бесконечный покой, свет и блаженство, войти в этот сосуд и заполнить его. Это и есть медитация.

Медитация – язык Бога. Если мы хотим знать, что значит Воля Бога в нашей жизни, если мы хотим, чтобы Бог направлял нас, формировал нас и проявлял Себя в нас и через нас, тогда медитация – тот язык, который мы должны использовать.

Когда мы думаем, что именно мы пытаемся медитировать, тогда медитация кажется сложной. Однако настоящая медитация совершается не нами. Она совершается нашим Внутренним Пилотом, Всевышним, который постоянно медитирует в нас и через нас. Мы всего лишь сосуд, и мы позволяем Ему наполнять нас всем Его Сознанием.

Мы начинаем с нашего собственного личного усилия, но как только мы погружаемся глубоко внутрь себя, мы понимаем, что не наше усилие позволяет нам погрузиться в медитацию. Это Всевышний медитирует в нас и через нас с нашего ведома и сознательного согласия.

Душа человека имеет собственный способ медитации. Мой способ медитации не подойдёт вам, а ваш способ медитации не подойдёт мне. Есть много ищущих, чья медитация не бывает плодотворной, так как они выполняют медитацию, которая им не подходит. Если у вас нет духовного Учителя, который может направлять вас, тогда вам надо погрузиться глубоко внутрь себя, чтобы медитация исходила из сокровенных глубин вашего сердца.

Это очень трудно для начинающего. Вы должны погрузиться глубоко-глубоко внутрь себя и понять, слышите ли вы голос, мысль или идею. Тогда надо погрузиться глубоко в этот голос или мысль и понять, даёт ли он вам чувство внутренней радости или покоя, где нет ни вопросов, ни проблем, ни сомнений.

Только когда у вас будет подобное чувство, вы можете быть уверены, что голос, который вы услышали, есть истинный внутренний голос, который поможет вам в вашей духовной жизни. Но если у вас есть Учитель, который является реализованной душой, его молчаливый пристальный взгляд научит вас, как медитировать.

Учитель не должен словесно объяснять, как медитировать, либо давать особую технику медитации. Он просто будет медитировать на вас и внутренне обучать вас медитации. Ваша душа войдёт в его душу и научится у его души. Все истинные духовные Учителя обучают медитации в безмолвии.

Конечная цель медитации – установить сознательный союз с Богом. Все мы – дети Бога, однако в данный момент у нас нет сознательного единства с Богом. Кто-то может верить в Бога, но эта вера не стала реальностью в его жизни. Он просто верит в Бога, потому что какой-то святой, или йог, или духовный Учитель сказал, что Бог существует, или потому, что читал о Боге в духовных книгах. Но если мы занимаемся медитацией, приходит день, когда мы устанавливаем сознательное единство с Богом. И тогда Бог дарует нам Свой бесконечный покой, бесконечный свет и бесконечное блаженство, и мы превращаемся в этот бесконечный покой, свет и блаженство.

Шри Чинмой
Из книги Шри Чинмоя «Медитация»

Ещё в главе «Сердце - разум - дух»:

Ради светлого мира и жизни людей (учение Шри Чинмоя)

Почему мы медитируем?