Вход / Регистрация
Жизненное кредо:
Человечность и компетентность

Журнал «Социум» №12. 1991 год

Почём природа?

При переходе на рыночную экономику необходимо помнить, что и природа – своеобразный рынок, что мы должны «покупать» у неё сырьё, энергию, другие ресурсы по тем ценам, которые она сама устанавливает за своё, а значит, и наше благополучие и безопасность. Так считает эколог Владимир Могила.

Это отправная посылка его статьи.

Стоит ли уклоняться от диктатуры экологии?

В лексиконе политиков и экономистов развитых стран сегодня появляются такие новые понятия, как «экологическое соответствие рынка», «экологический налог».

Бывший губернатор штата Аризона в США Б. Бэббит предложил конгрессу ограничить импорт товаров, вредных для природной среды, для чего создать систему оценок этой вредности. В мире идёт поиск создания экологического равновесия экономической системы «производство – потребление» с биосферой.

Если всю историю человечества представить в виде метра, то 99 сантиметров придётся на первобытное общество и только один сантиметр на последующую цивилизацию. Причём самое губительное истощение природной среды происходит на последних миллиметрах.

Наша политэкономия всегда считала природные дары даровыми, бесплатными. Хотя к таким можно объективно отнести разве что энергию Солнца и свет... Темно. Кимберлитовая трубка

Наша политэкономия всегда считала природные дары даровыми, бесплатными, хотя к таким можно объективно отнести разве что энергию Солнца и свет... Темно. Кимберлитовая трубка

Сколько же времени нам осталось: десять или пятнадцать лет? В любом случае мы оказались сегодня перед необходимостью диктатуры экологии, в основе которой должен лежать принцип «Природа и мы», а не наоборот. Без этого человечество вряд ли выживет.

Мы уже слишком много взяли в кредит и теперь вынуждены платить повышенные проценты за ущерб здоровью и экономике. Наша политэкономия долго считала природные дары бесплатными, хотя к таким объективно можно отнести разве что свет и энергию Солнца.

Да и введённая сейчас плата за природные ресурсы и вредные выбросы – половинчатое решение. Она больше похожа на традиционные успокоительные штрафы и почти не связана с законом стоимости. Нет полного перечня природных ресурсов, а «газ жизни» – атмосферный кислород – вообще к ним не относят.

Но как ввести в экономический механизм экологическую поправку и построить экологический хозрасчёт? Ведь сейчас эффективность товарного производства определяется трудоёмкостью, энергоёмкостью и материалоёмкостью, от которых зависит уровень цен на товары.

Их называют общественно необходимыми затратами. Понятно, что затраты на спасение среды обитания даже более жизненно необходимы, однако оценочного показателя для них до сих пор нет. По сути, речь должна идти об экологоёмкости производства, которая не сводится лишь к тому, сколько кислорода, воды, земли, древесины и так далее изымается из «космического рынка».

Здесь должны учитываться, по крайней мере, ещё два аспекта: сколько чего данное производство возвращает природе в виде выбросов, отходов и какой, с точки зрения экологической безопасности, производит товар. Только такая комплексная оценка позволит судить об экологическом соответствии экономической системы «производство – потребление» биосфере.

Сегодня мы не располагаем единой и стройной системой измерения жизненной среды человека – атмосферы, гидросферы и литосферы – для оценки её качества, комфорта, безвредности и наносимого ей ущерба. За рубежом, правда, предпринимаются попытки поиска новых единиц для оценки качества воздуха в жилых и общественных зданиях, в средствах наземного, водного и воздушного транспорта.

В Техническом университете Дании разработаны, например, количественные меры мощности источника загрязнения и ощущения человеком источника загрязнения. Эти единицы (ОЛФ, ПОЛ и ДЕЦИПОЛ) применяют пока для оценки уровня биовыделений в воздухе. Они не что иное, как разновидность единицы рейтинга комфортности среды обитания.

Что такое экологический рейтинг?

На мой взгляд, интегрированной единицей оценки экологоёмкости производства и состояния биосферы может стать единица ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РЕЙТИНГА. Как известно, система рейтингов строится на математическом подходе: чем больше единиц рейтинга, тем выше оценка. Отличие экологического рейтинга в том, что он отрицательный, то есть, чем он больше на конкретном предприятии, тем хуже для человека и природной среды.

Скажите социалистическим «природоустроителям» об «экологическом налоге» – они будут смеяться по-гиннессовски: рекордно долго... Грустно. Новоруслопроходка

Комплексную оценку экологоёмкости любого производства через экологический рейтинг целесообразно проводить по трём направлениям. Во-первых, сколько природного вещества изымает конкретный завод, фабрика и какой вред наносит такой «конфискацией».

Сегодня на каждый килограмм массы готового изделия в среднем затрачивается 100–150 килограммов природного вещества. Например, на изготовление и эксплуатацию в течение восьми лет до списания только одного грузового автомобиля марки ЗИЛ-130 массой 4,3 тонны (топливо, шины, запчасти и так далее) требуется переработать более восьми тысяч тонн природного вещества.

Во-вторых, необходимо учитывать, сколько и чего выбрасывает в атмосферу завод или фабрика. Оценка выбросов только по их величине недостаточна. Например, в Черновцах объёмы выброса вредных веществ в сотни раз меньше, чем в других «перехимиченных» городах страны, но известное химическое поражение детей произошло именно там.

По системе экологического рейтинга можно более объективно и комплексно оценивать токсичность различных химических соединений, их влияние на здоровье человека и природную среду.

Одни виды загрязнения быстрее переходят в безвредную форму, другие долго сохраняют вредное действие, третьи – накапливаются. Так, период существования многих хлорорганических соединений без потери ими высокотоксичных свойств – от 30 до 240 лет. Сверхвредные вещества, мутагены, поражают наследственность, тератогены вызывают рождение уродливого потомства.

Опасен эффект взаимодействия разных веществ, особенно синергитический, усиливающий вредность. Примером может служить химическое оружие армии США – бинарный газ, который образуется при соединении двух неядовитых газов.

Так как у каждого химического соединения своё время существования в биосфере, своя способность к накоплению и свой поражающий эффект, то каждому из них надо определять экологический рейтинг вредности по суммарному действию. При нынешних нормах предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ сделать это практически невозможно.

По отдельности«благополучные» выбросы с разных предприятий, суммируясь и накапливаясь в атмосфере, водах, почве, достигают недопустимых концентраций. Один из классических примеров экологического ослепления от ПДК – печальная судьба озера Байкал, в которое сбрасывают сточные воды, очищенные до «допустимых норм». Та же участь у Волги, Днепра, Балтийского, Чёрного и Азовского морей.

У нас никак не создадут единой системы измерения жизненной среды человека – атмосферы, гидросферы, литосферы, зоосферы – для оценки её качества и наносимого ей ущерба... Ущербно. Охота на зверя – звериная охота

Поэтому буквосочетания «ПДК» и «ПДВ» логичнее было бы расшифровывать так: ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЕ КОВАРСТВО и ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЕ ВАРВАРСТВО. Словом, необходим кадастр оценок вредности выбросов с учётом многих факторов, чем и должна заниматься химическая экология.

И, наконец, нужно оценивать, какой товар производит завод или фабрика с точки зрения воздействия на здоровье человека и природную среду при его использовании.

Экологический рейтинг должен стать первейшей характеристикой любого изделия, а их у нас выпускается более 24 миллионов наименований. И потребители, будь то заводы, фабрики, организации или частные лица, должны иметь возможность учитывать при выборе в условиях рынка, с каким экологическим рейтингом приобретают изделие или продукт.

Выйти на экологический рейтинг по показателям токсичности автомобилей попытались в НАМИ (Минавтотрактормаш СССР). Для сравнительной оценки вредности различных многокомпонентных веществ в выхлопе двигателя каждое из них приводят к наиболее изученному оксиду углерода, показывая, во сколько раз оксид более или менее опасен по отношению к другому веществу.

За комплексную оценку принимается суммарная токсичность отработанных газов, где вредность оксида углерода приравнена к единице. Тогда, например, коэффициент по углеводородам оказывается 0,66; по оксидам азота – 10; по углероду (саже) – 20.

Такой подход позволяет более объективно оценивать экологическую вредность двигателей различных типов. Например, у карбюраторного двигателя индекс токсичности составляет 584 единицы, а у дизельного такой же мощности – 642. Таким образом, индекс токсичности отработанных газов может быть одной из составляющих экологического рейтинга.

Известно, что в Италии изобретён карманный телефон размером с пачку сигарет, а в Японии – кассета для магнитофона со спичечный коробок. При этом их экологический рейтинг намного ниже, чем у знакомых нам традиционных изделий. В инженерно-технической фирме «Мысль» в Новосибирске изобрели машину, которая стирает без порошка, причём лучше, чем импортные стирально-моющие средства.

Экологический эффект колоссальный: кроме громадной экономии ресурсов из-за возможности прекратить производство синтетических моющих средств, исключается сброс их после использования в реки и моря со всеми пагубными последствиями. Для стиральной машины изобретён и электропривод, который потребляет в три раза меньше электроэнергии, чем традиционный.

На Западе разработаны количественные меры мощности источника загрязнения и ощущения человеком (!) источника загрязнения. Эти единицы – ОЛФ, ПОЛ, ДЕЦИПОЛ. Верны себе «забугорники» – мудрят как всегда... Ну, а нам – чё попроще!

\

Рисунок: А. Разуваев

Природа и налоговая политика

Думаю, что без учёта экологического рейтинга выпускаемой продукции проводить эффективную государственную политику по защите среды обитания практически невозможно. Изготовление безвредных для человека и природной среды экономичных товаров должно стимулироваться налоговой политикой: меньше экологический рейтинг – меньше налог и наоборот.

Сегодня же экологоёмкость производства игнорируется. Между тем, если рассчитать, скажем, экологические рейтинги одной тонны стали, выплавляемой из железной руды и из металлолома, то различие между ними весьма существенное. Производство металла из лома дешевле в 25 раз, а расходы на транспортировку сырья дешевле в 5-6 раз.

Загрязнение атмосферы по сравнению с выплавкой стали из руды сокращается на 86 процентов, воды – на 76 процентов, а объём отходов – почти вдвое. Но наша металлургия предпочитает глубже зарываться в землю, отравлять биосферу, тратить больше труда на добычу железной руды, вместо того чтобы повысить закупочную цену на металлолом, который ржавеет на каждом углу. Цена тонны металлолома на мировом рынке – 100 долларов, а у нас – 26 рублей.

Если установить рейтинг киловатт-часа электроэнергии, выработанной на ТЭС, то мы должны будем пересмотреть экономическую политику её экспорта за рубеж. Иначе получается, что зарубежным странам она подаётся в чистом виде, а вся производственная грязь от сернистого ангидрида, окислов азота, пыли, шлака, образующихся при сжигании топлива, остаётся у нас. Кто и как будет возмещать нам этот социально-экономико-экологический ущерб – вопрос открытый. Получается, что мы продаём своё здоровье и здоровье будущих поколений.

Экологический рейтинг необходимо учитывать в международной торговле. Причём не только при продаже ресурсов за рубеж, но и при создании совместных предприятий на нашей территории.

Бытующая экономическая формула таких предприятий, особенно экологоопасных: «51 процент прибыли нам, а 49 – вам», представляется предательством интересов наших людей, если пересчитать прибыль с учётом ущерба здоровью человека и природе. Пример – аммиачный завод на Чёрном море под Одессой.

* * *

Что же в итоге может дать система экологического рейтинга? Она, безусловно, поможет повысить общую экологическую культуру; создать основы экологометрии для управления защитой среды обитания; позволит объективно оценивать и сравнивать товар с товаром, предприятие с предприятием, город с городом и дифференцировать их по классу экологической опасности.

В нашей экономике пока отсутствует количественная оценка безотходности производства и вовлечения в хозяйственный оборот вторичных ресурсов с точки зрения эффекта защиты природной среды. Система рейтингов может устранить этот пробел.

Сегодня производители не занимаются проблемой безвредной утилизации своей продукции после её использования в народном хозяйстве и не задумываются, как употребить её в качестве вторичных ресурсов. Эти требования должны быть закреплены законодательно, а оценка безвредной утилизации и возможности использования продукции в ресурсном балансе могут оцениваться соответствующим рейтингом.

Тогда решатся и проблемы сбора вторичной ртути, вольфрама со сгоревших электролампочек, олова и других редких металлов, добыча которых сопровождается значительным вторжением в природу. Одновременно с паспортизацией производств с вредными выбросами целесообразно создать банк экологических рейтингов: потребляемых природных ресурсов, вредных отходов, выпускаемой продукции. Единицы рейтинга легко поддаются программированию для компьютеров.

Создание теории и практики экологических рейтингов – задача не из простых. Для её решения необходим синтез знаний биологов, экологов, метеорологов, химиков, физиков, математиков. Но зато этот путь ведёт к гарантии экологической безопасности и справедливому распределению экологической нагрузки между городами, районами, регионами. К гармонии между природой и обществом.

Из журнала «Природа и человек»

Ещё в главе «Человек - общество - природа»:

Службы последней черты
Почём природа?
Календарь народных примет
ЦИТАТЫ