Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №10-11. 1991 год

Переоценка ценностей

Петя Тузин, гимназист первого класса, вскочил на стул и крикнул:

– Господа! Объявляю заседание открытым! Семёнов-второй! Навались на дверь, чтобы приготовишки не пролезли. Мы будем говорить о таких делах, которые им слышать ещё рано. Ораторы, выходи! Прежде всего решим, о чём будем рассуждать. Ты что, Иванов-третий?

– Плежде всего надо лассуждать пло молань, – выступил вперёд очень толстый мальчик с круглыми щеками и надутыми губами. – Молань важнее всего.

– Какая молань? Что ты мелешь? – удивился Петя Тузин.

– Не молань, а молаль! – поправил председателя тоненький голосок из толпы.

– Я и сказал: молань! – надулся ещё больше Иванов-третий.

– Мораль? Ну хорошо, пусть будет мораль. Так, значит, мораль... А как это – мораль... это про что?

– Чтобы они не лезли со всякой ерундой, – волнуясь, заговорил чёрненький мальчик с хохлом на голове. – То не хорошо, другое не хорошо. И этого нельзя делать, и того не смей. А почему нельзя – никто не говорит. И почему мы должны учиться? Почему гимназист непременно обязан учиться? Ни в каких правилах об этом не говорится. Пусть мне покажут такой закон, я, может быть, тогда и послушался бы.

– А почему тоже говорят, что нельзя класть локти на стол? Всё это вздор и ерунда, – подхватил кто-то из напиравших на дверь. – Почему нельзя? Всегда буду класть...

– И стоб позволили зениться, – пискнул тоненький голосок.

– А мама говорит, что я должен свою собаку кормить. А с какой стати мне о ней заботиться? Она для меня никогда ничего не сделала!..

– Стоб не месали вступать в блак, – пискнул тоненький голосок.

– А кроме того, мы требуем полного и тайного женского равноправия. Мы возмущаемся и протестуем. Иван Семёныч нам всё колы лепит, а в женской гимназии девчонкам ни за что пятёрки ставит. Мне Манька рассказывала...

– Держи дверь! Напирай сильней! Приготовишки ломятся.

– ...Господа! Заседание продолжается.

Иванов-третий продвинулся вперёд.

– Я настаиваю, чтоб лассуждали пло молань! Я хочу пло молань говолить, а Сенька мне в ухо дует! Я хочу, чтоб не было никакой молани. Нам должны всё позволить. Я не хочу увазать лодителей, это унизительно. Сенька! Не смей мне в ухо дуть! И не буду слушаться сталших, и у меня у самого могут лодиться дети... Сенька! Блось! Я тебе в молду!

– Мы все требуем свободной любви. И для женских гимназий тоже.

– Пусть не заплещают нам зениться! – пискнул голосок.

– Пусть они делают по-своему, я им не мешаю, пусть и они мне не мешают. Я ведь отца по утрам на службу не гоняю. Хочет – идёт, не хочет – мне наплевать. Он третьего дня в клубе шестьдесят рублей проиграл. Ведь я же ему ни слова не сказал. Хотя, может быть, мне эти деньги и самому пригодились бы. Однако смолчал. А почему? Потому что я умею уважать свободу каждого ин-ди... юн- ди...ви-ди-ума. А он меня по носу тетрадью хлопает за каждую единицу. Это гнусно. Мы протестуем.

– Позвольте, господа, я должен всё это занести в протокол. Нужно записать. Вот так: «Пратакол засе... «Засе» или «заси»?

Засидания». Что у нас там первое?

– Я говорил, чтоб не приставали локти на стол...

– Ага! Как записать?.. Нехорошо

– «локти». Я напишу «оконечности». «Протест против запрещения класть на стол свои оконечности». Ну, дальше.

– Стоб зениться...

– Нет, врёшь, тайное равноправие!

– Ну ладно, я соединю. «Требуем свободной любви, чтоб каждый мог жениться, и тайное равноправие полового вопроса для дам, женщин и детей». Ладно?

– Тепель пло молань.

– Ну ладно. «Требуем переменить мораль, чтоб её совсем не было».

– А кто украл, напиши, тот совсем не вор, а просто так себе человек.

– Да ты чего хлопочешь? Ты не слимонил ли чего-нибудь?

– Караул! Это он мою булку слопал. Вот у меня здесь сдобная булка лежала, а он всё около неё боком... Отдавай мне мою булку!.. Сенька! Держи его, подлеца! Вали его на скамейку! Где линейка?.. Вот тебе!.. Вот тебе!..

– А-а-а! Не буду! Ей-Богу, не буду!..

– А, он ещё щипаться!..

– Дай ему в молду! Мелзавец! Он делётся!..

– Загни ему салазки! Петька, заходи сбоку!.. Помогай!..

Председатель вздохнул, слез со стула и пошёл на подмогу.

(в сокращении)

Из книги: Тэффи. Ностальгия. Рассказы. Воспоминания. Изд. 2-е, стереотипн. Л., Художественная литература, 1991

Ещё в главе «Семья - нация - страна»:

Если бы преемником Александра II стал его первенец... (или нечто об августейшем воспитании и образовании)

Переоценка ценностей

Будет ли существовать Россия?

Музей творчества крепостных в Останкино

Талант как некая окликнутость Богом