Вход / Регистрация
Жизненное кредо:
Человечность и компетентность

О четвёртом паломничестве по местам скорбного посмертного пути Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Июль 2015 г.

Палестина (часть II)

21 июля наш путь лежал в Палестинскую автономию – в Вифлеем, к первому христианскому храму на Святой Земле, воздвигнутому над пещерой, где родился Иисус Христос.

Считается, что службы в Храме Рождества Христова не прекращаются с 332 года. Место рождения Святого младенца в Храме, в гроте Рождества, отмечено на полу серебряной Вифлеемской Звездой, имеющей четырнадцать лучей по числу остановок на пути Иисуса Христа к месту казни на горе Голгофе в Иерусалиме. Вокруг Вифлеемской Звезды располагаются алтарь, иконы святых и пятнадцать лампад, принадлежащих христианским конфессиям католической, греческой и армянской церквей. Серебряная Вифлеемская Звезда была установлена в Вифлееме в Храме Рождества Христова в 1717 году монахами-францисканцами. Первоначально это место было обозначено как углубление, выложенное мрамором.

В храме было многолюдно, и наша группа в течение часа дожидалась своей очереди, чтобы прикоснуться к месту, куда Пречистая Богородица положила Богомладенца после рождения. Здесь наши паломники совершили краткое славление.

На обратном пути автобус неожиданно остановился в чистом поле. Только пройдя по раскаленному песку под палящим солнцем несколько сотен метров, мы увидели результат недавних раскопок – части фундамента и мозаичных полов храма, построенного у камня, у которого, по преданию, Божия Матерь присела отдохнуть, идя с праведным Иосифом из Назарета в Вифлеем. Именно здесь у Неё отошли воды и начались первые схватки.

Вечером 21 июля, в праздник Казанской иконы Божией Матери, епископ Мефодий, по приглашению Патриарха Иерусалимского и всея Палестины Феофила III, вместе с паломниками принял участие в ночной Божественной литургии в Храме Гроба Господня.

Службу вёл архиепископ Греческой Православной Церкви Дорофей. Все священнослужители нашей паломнической группы сослужили ему. Паломники также молились во время Божественной литургии, некоторые причастились Святых Даров.

Епископ Каменский и Алапаевский Мефодий с архиепископом Греческой Православной Церкви Дорофеем совершают Божественную литургию

Епископ Каменский и Алапаевский Мефодий с архиепископом Греческой Православной Церкви Дорофеем совершают Божественную литургию

22 июля. На следующее утро группа покинула Иерусалим и двинулась к Мёртвому морю.

Не доехав полтора километра до берега, мы остановились среди скалистой Иудейской пустыни в местечке Кумран. Когда-то, более двух тысяч лет назад, здесь был оазис, ставший пристанищем общины ессеев «Яхад» («Вместе»), считавших себя «детьми Света».

В середине ХХ века в ходе раскопок в близлежащих пещерах были найдены свитки, законсервированные в глиняные сосуды. Рукописи датируются I, II и серединой III века до Рождества Христова. Среди них оказались и ветхозаветные тексты, перевернувшие представление как учёных, так и теологов о Священном Писании! Остатки кумранской библиотеки говорят о существовании в этой среде дохристианского монашества. Известно, что для этой общины характерны отрешение от богатства, соблюдение целомудрия, упражнение в молитве и изучении Библии. Здесь господствовали порядок и строгая дисциплина, в частности, правило молчания, имели место ритуальные омовения, совместные трапезы. В уставе общины можно прочесть: «Тогда предстоит выйти из среды испорченных людей и пойти в пустыню, чтобы приготовить Ему путь». Считается, что Иоанн Креститель был здесь послушником у ессеев.

Жернова II-I вв. до н. э.

Жернова II-I вв. до н. э.

Вид на раскопки Кумрана

Вид на раскопки Кумрана

Следующую остановку мы вскоре делаем у Мёртвого моря и с радостью погружаемся в его горько-солёные воды, в которых нельзя утонуть.

В этот день нам также посчастливилось совершить омовение в водах Иордана.

А к вечеру мы прибыли к озеру Кинерет или, как его ещё называют, Галилейскому морю. На его побережье с библейских времён происходили многочисленные чудеса; вершились события христианской истории; по этим берегам и водам ходил сам Иисус Христос. Здесь он начал проповедовать, встретил своих учеников и сподвижников. Этот удивительный день нам посчастливилось завершить, искупавшись и смыв всю усталость в ласковых водах этого пресного моря.

Озеро Кинерет

Озеро Кинерет

23 июля паломники поднимаются в Сорокадневный монастырь, едут на гору Фавор и совершают путешествие по водной глади Галилейского моря на деревянной лодке под названием «Ной» в Тиверию, к Подворью Марии Магдалины в Магдале. Это подворье Горненского монастыря Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (Русская Православная Церковь) наша группа паломников от общины храма Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе посещает ежегодно – вот уже третий раз. Подворье является закрытым объектом, посетить его можно только по благословению. Сёстры обители как всегда приветливо встречают нас.

Этот большой участок земли был приобретён в 1908 году архимандритом Леонидом (Сенцовым). На подворье располагается большой сад с грейпфрутовыми деревьями, а также природные источники с целебной водой. Не так давно построен новый дом для приёма паломников.

Гора Фавор. Гравюра начала XX века

Гора Фавор. Гравюра начала XX века

Галилейское море. Вид на Тиверию

Галилейское море. Вид на Тиверию

Плывем по Галилейскому морю до Тиверии

Плывём по Галилейскому морю до Тиверии

Колокольня греческого православного монастыря на горе Фавор

Колокольня греческого православного монастыря на горе Фавор

Сорокадневный монастырь

Сорокадневный монастырь

Помолившись в небольшом храме во имя Святой Марии Магдалины и немного отдохнув под пальмами от жары, мы отправляемся дальше. Наш путь лежит в монастырь Двенадцати Апостолов, расположенный на берегу Галилейского моря.

Монастырь был построен Иерусалимской Патриархией в 1925 году при Патриархе Иерусалимском и всея Палестины Дамиане в восточной части руин города Капернаума. В этом городе Христос провёл два с половиной года Своей жизни и совершил множество чудес. С 1925 по 1948 годы здесь постоянно совершались богослужения, а с 1948 по 1969 годы храм оказался заброшенным. С появлением государства Израиль между ним и Сирией появилась граница. Рубеж, который разделял два государства, проходил по берегу реки Иордан примерно в четырёх километрах отсюда. Эта долина оказалась приграничной территорией. Теперь монахи не могли здесь жить и оберегать монастырь, а паломники – приезжать сюда.

То, что мы увидели сейчас внутри и вокруг храма, сделано после 1969 года, кроме каменного иконостаса, сооружённого также при Патриархе Дамиане в 1931 году.

Храм Св. Марии Магдалины в Магдале

Храм Святой Марии Магдалины в Магдале

Трапезная под сенью гигантской смоковницы в Монастыре Двенадцати Апастолов

Трапезная под сенью гигантской смоковницы в монастыре Двенадцати Апостолов

Ещё в главе «Москва – Екатеринбург – Алапаевск – Иерусалим»:

Краткая история в датах паломничеств по скорбному посмертному пути Святой Елисаветы
Россия, Екатеринбург – Ганина Яма
Россия, Верхотурье – Меркушино
Россия, Алапаевск
Палестина (часть I)
Палестина (часть II)
Палестина (часть II)
Россия, Москва
ЦИТАТЫ