Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №8. 1991 год

Оживший Китеж

Монголо-татарская орда приближалась к граду Китежу, славному своими церквами, дивными строениями, но главное – благочестивыми людьми. Ужас охватил его жителей. И возопили они к небу, моля о спасении. И услышал Господь молитву праведников и скрыл город в глубоких и чистых водах озера Светлояра.

Там он и стоит, целый и невредимый, в сини озёрной. Достаточно взглянуть на сине-белую (в невероятном богатстве оттенков) роспись гжельских изделий, где с большим изяществом переплелись мечты и реальность – невольно возникает в памяти необычайная русская легенда...

Да, в представлении многих «гжель» – это яркая кобальтовая роспись на фоне особенной белизны. Как в песне: «Словно белая метель синие цветы запорошила...». Классическая гжельская керамика – это буйство многоцветья! Причём излюбленными цветами у «писарих» прошлого были зелёный и жёлтый.

Да и как же было донести до зрителя красоту невиданных цветов и трав, фантастических птиц и зверей? Только солнечный оттенок охры мог передать невообразимое оперенье заморских птиц и огненность львиных грив! Кобальт же лишь скромно участвовал в общей тональности.

Гжельский промысел уходит своими корнями в XIV век. Название своё получил от одной из 30 деревень, расположенных вдоль Касимовского тракта (к востоку от Москвы). На протяжении столетий «государева» вотчина поставляла особую «алхимическую» посуду для царских аптек. В XVIII веке московский купец Афанасий Гребенщиков открыл здесь первую русскую керамическую фабрику.

На смену «чёрным» (простым) и «муравленым» (поливным) гончарным изделиям пришла майолика: сервизы и декоративные блюда, лампадки и подсвечники, туалетные приборы и игрушки... Каких только не было диковинных сосудов: квасников и кумганов. Мягкие очертания, изогнутый носик, ручка обязательно в виде стебля-завитка и, конечно, множество рельефных гирлянд и скульптурок. Вот – крестьянка везёт в санях ребёнка, франт на дрожках, солдат в треуголке, сцена охоты... Всего и не перечесть. Незамысловатые сюжеты, наивные и непосредственные, завораживают, покоряют, ложатся на душу.

Наталья Макарова

Ещё в главе «Прошлое - настоящее - будущее»:

Власть – всё, идеи – ничто

Взгляд с карусели

Застолье с классиками, или кушать подано!

Оживший Китеж