Остаться на Земле
«Я люблю жизнь такою, какова она есть, и горе, и муки, и слёзы, посылаемые мне Богом, и я их благословляю, и я счастлива».
Молодая женщина с букетом сирени. 1881 г.
Дождевой зонтик. 1883 г.
«На площади Большого театра прогуливаются целые стаи серых голубей, они нисколько не боятся экипажей... Русские не едят этих птиц потому, что Дух Святой являлся в виде голубя»
Образ Марии Башкирцевой цепко запечатлелся в памяти её современников. Свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом» Марина Цветаева посвятила именно ей.
Три улыбки. Женщина. 1883 г.
Вечерний дым над городом возник,
Куда-то вдаль покорно шли вагоны,
Вдруг промелькнул, прозрачней
анемоны,
В одном из окон полудетский лик.
С той девушкой у тёмного окна
– Виденьем рая в сутолке вокзальной –
Не раз встречалась я в долинах сна.
Но почему она была печальной?
Чего искал прозрачный силуэт?
Быть может, ей и в небе счастья нет?
Портрет молодой женщины. 1881 г.
Мария Башкирцева – «источающая обаяние, но производившая впечатление воли, прячущейся за нежностью, энергии, скрытой в грации. Всё обличало в ней высший ум. Под женской прелестью чувствовалась железная, чисто мужская сила...» Такой увидел эту очаровательную девушку, невысокого роста, с тяжёлым узлом золотистых волос на голове известный французский критик Франсуа Коппе.
«Хорошая пища вызывает хорошее настроение духа, а в хорошем настроении более наслаждаешься счастьем, более философски переносишь несчастье и чувствуешь расположение к близким»
Три улыбки. Девочка. 1883 г.
Три улыбки. Младенец. 1883 г.
Французский искусствовед Герро даёт описание аллегорической скульптуры «Бессмертие», в своё время украшавшей Люксембургскую галерею в Париже: молодой гений умирает у ног ангела смерти, рука которого держит развёрнутый свиток с фамилиями художников, замечательно одарённых, но преждевременно перешедших в мир иной. В этом поминальном списке было только одно русское имя: Мария Башкирцева.
Осень. 1883 г. (Фрагмент)
«Как бы мне хотелось любить, чтобы знать, что это такое! Или я уже любила? В таком случае любовь – ничтожная вещь, которую можно поднять для того, чтобы бросить»
Весна. 1884 г.
Ещё в главе «Личность - культура - ноосфера»:
Остаться на Земле (вольная композиция на тему ярко промелькнувшей жизни)
Остаться на Земле