Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №1. Январь. 1991 год

Оптимистическое учение

Человек – единственное из живых существ, которое не только живёт тем, что есть, но постоянно соотносит свою жизнь с тем, что должно быть, и стремится к этому.

Каждый более или менее образованный человек нашего времени, какой бы сфере деятельности он ни был причастен, слышал это несколько таинственное и манящее слово: ноосфера. Массовым сознанием оно опознаётся особой приметой XX века. Идея ноосферы тесно связана с именем и научным наследием Владимира Вернадского (1863–1945 гг).

Впервые слово «ноосфера» («ноос» – по-гречески означает дух, разум) прозвучало в Колледже Франс в Париже на лекциях философа и математика Эдуарда Леруа в 1928 году. Это же понятие использовал палеонтолог и философ Пьер Тейяр де Шарден. Оба французских учёных выстраивают цепочки своих рассуждений, опираясь на понятия ноосферы и живого вещества в ключе, предложенном чуть ранее Владимиром Вернадским в его лекциях в Сорбонне. Этот термин впоследствии русский учёный использовал в своих работах.

В идее ноосферы концентрируется вся суть оптимистического учения Вернадского. Недаром последней опубликованной его работой, своеобразным исповеданием веры и духовным завещанием одновременно становится небольшая статья «Несколько слов о ноосфере» (1944). В ней он использует термин «живое вещество», определяемый как совокупность живых организмов.

Просто понятие «жизнь» всегда выходит за пределы сути «живого вещества» в области философии, религии, художественного творчества, фольклора. А «живое вещество» охватывает человечество, неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определённой геологической оболочки Земли с её биосферой. Следует отметить, что Вернадский не был знаком с последующим развитием идей Тейяра де Шардена – «Феномен человека» французского учёного появился уже после смерти его русского коллеги.

Уже у предшественников Вернадского мы встречаем два, на первый взгляд, не сводимых воедино подхода к проблеме ноосферы. С одной стороны, она возникает с самого появления человека как процесс сугубо объективный, стихийный, а с другой – только сейчас в наше время биосфера начинает переходить в ноосферу. Собственно, ноосфера ещё где-то впереди, на совсем другом, далеко не достигнутом уровне планетного сознания и людского действия. Такое же двойственное определение ноосферы встречается у самого Вернадского.

Вместе с тем в его книге «Научная мысль как планетное явление» господствует идея, что переход биосферы в ноосферу начинает осуществляться только в нашем веке. Для истинного торжества ноосферы необходимо создание таких предварительных условий, которых мир пока ещё не достиг. По мнению автора этого труда, предпосылки замены антропосферы ноосферой заключаются в господстве человека над внешней природой и господстве в самом человеке сил разума над низшими истинктами.

Тем не менее ноосфера существует как факт. Человек – существо, наделенное разумом и волей, действует в мире с самого своего появления как творец и преобразователь, как вольный или невольный зодчий «сферы разума». Она же потому так и называется, что ведущую роль в ней играют разумные, «идеальные» реальности: творческие открытия, духовные, художественные, научные идеи, которые материально осуществляются в преобразованной природе, постройках, орудиях и машинах, технических сооружениях, произведениях искусства.

Ноосфера — фантастическая реальность или реалистическая фантастика? Рисунок М. Чюрлениса

Ноосфера – фантастическая реальность или реалистическая фантастика? Автор рисунка: М. Чюрлёнис

Хорошо известно, что это преобразование далеко не всегда было по-настоящему разумным и часто носило характер жадно потребительский по отношению к природе. Ноосфера есть достаточно дисгармоническая реальность, находящаяся в состоянии становления. Вместе с тем она – высший идеал этого становления. Ведь человек – единственное из живых существ, которое не только живёт тем, что есть, но постоянно соотносит свою жизнь с тем, что должно быть, и строит её сообразно стремлению к этому.

Научная мысль – такое же закономерно неизбежное явление, возникшее в ходе эволюции, как и человеческий разум. Вера в науку у Вернадского безгранична. Религия и философия, по его мнению, обнаружили свою историческую неспособность стать духовной силой единения мира.

Таковой может быть только наука, обладающая качествами «логической обязательности и логической непререкаемости её основных достижений... и формой вселенскости, в охвате ею всей биосферы, всего человечества». Научное знание, по убеждению учёного, не может приводить к результатам, противоречащим процессу облагораживания мира, то есть внутренним целям науки.

Предлагаем вашему вниманию отрывок из письма Владимира Вернадского к русскому общественному деятелю Ивану Петрункевичу от 2.11.1923 года, в котором практически изложена концепция ноосферы, хотя само понятие «ноосфера» и не употребляется.

Связь биосферы с ноосферой. Только полюбовность!

Связь биосферы с ноосферой. Только полюбовность!

Мне хочется написать вам об одной части моей теперешней научной работы, которая меня невольно приводит к размышлению над ходом истории и человеческой жизни.

Изучая химическую историю земной коры, я мог вывести в ней непреложные правильности, определённый порядок процессов. Он мне представляется столь же стойким и неизменяемым человеческой волей, как какое-нибудь течение небесных светил.

В этом ходе превращений элементов огромное значение имеют организмы, которые, взятые в целом, составляют живую материю. Их количество, их состав, их энергия являются неразрывной частью большого целого и не могут подвергаться коренным изменениям...

Можно убедиться, что точно так же неразрывно связана со всей историей земной коры деятельность культурного человечества. Человек в этой форме своей жизни является геологической силой большего значения, чем мы это себе представляем. И эта сила, созданная всей предшествовавшей жизнью, не может ни исчезнуть, ни повернуть назад.

То, что мы называем цивилизацией, поскольку она проявляется в перемещении на земной поверхности химических элементов, не есть случайное явление, а есть проявление гораздо более мощного процесса – это неизбежное следствие строения нашей планеты. Начавшийся в последние века увеличенный темп добычи каменного угля или производства железа, изменение лика природы созданием культурной среды жизни есть такой же стихийный процесс – как любое другое появление геологических сил нашей планеты – и столь же мало может быть изменено каким бы то ни было deus ex machina (1).

Я не касаюсь того, что явления жизни вообще, а культурного человечества в частности связаны с увеличением свободной, способной производить работу мировой энергией, чего мы не видим ни в каком другом природном явлении, кроме разве радиоактивности...

Оставляя в стороне эту, ещё более глубокую черту жизни, человеческая цивилизация является причинным следствием стихийного планетного процесса, законы которого доступны нашему изучению, и мы подходим к их пониманию. Она не может быть остановлена и не может переменить своё направление. Бессознательно человечество, творя свою историю, производит явление большой мощности.

Когда говорят о возвращении к эпохе варварства, забывают эту сторону человеческого существования – неслучайность, неизбежность характера и направления коллективной человеческой работы. Как приливы и отливы, или движение морских течений, или ход палеонтологического изменения животных и растительных форм, точно так же неизбежен и неизменим ход человеческой истории, поскольку он проявляется в производимом им движении материальных масс на земной поверхности. Человек, однако, может производить эту работу, только увеличивая силу и мощь своей цивилизации.

Всматриваясь в изменения, вносимые новой геологической силой – силой культурного человечества, созданной подготовкой миллионов лет изменения живой материи, – видишь, что агентом, приводящим её в движение, является сознание, ум, новая сила на нашей планете. Неизбежно она получит такие условия своего проявления, которые дадут ей максимум возможного действия.

То же мы видим кругом в том удивительном механизме, Порядке Природы, который сейчас понемногу раскрывается перед нашим творческим научным усилием. И так же, как цивилизация – творческая человеческая мысль обеспечена в своём полном развитии, так как она совершает геологическую работу – составляет часть организованного целого.

Мне хочется... дать вам понять область явлений, к которой я подошёл и которая странным образом научно заброшена, особенно в той её части, которая связана с человечеством и человеческой личностью.

Можно ли предвидеть будущий ход их изменения в связи с этой их созидающей геологической работой? Можно ли предвидеть неизбежный ход человеческого будущего?

Если и ход цивилизации, и развитие человеческого ума – сознания окружающего – причинно связаны с геологическим процессом нашей планеты, то это будущее может быть в общих чертах предвидено.

Из всего охвата фактов, точно установленных, мне кажется, вытекает, что этим будущим является автотрофность человечества, более простыми словами – независимость его существования от окружающего живого вещества – растений и животных... Человек и все остальные существа – в своём питании – связаны с другой жизнью.

Зелёные растения и некоторые бактерии могут получать всё им нужное для жизни непосредственно из минерального царства. Если бы исчезла вся, кроме них, жизнь – они бы могли существовать, но оставленные одни – грибы, животные, человечество – быстро бы погибли.

Человечество быстро идёт к такой автотрофности: научным исканием оно подходит к решению задачи добычи пищи помимо живых организмов. Мне кажется это неизбежным следствием хода планетного существования. Автотрофное человечество увеличит до чрезмерности с нашей обыденной точки зрения свою силу и с точки зрения геологической силы достигнет большего равновесия.

Какие будут последствия для него от такого его изменения? Во что оно выродится? Может ли оно перейти в него целиком или из него выдвинется новый сверхчеловек, переживущий это огромное изменение? Не присутствуем ли мы при его зарождении?

Во всяком случае, мы живём в эпоху огромного геологического изменения, идущего в нашей среде, где мы являемся и пассивными, и активными участниками...

Материал подготовлен по статье С. Г. Семёновой
«Активно-эволюционная мысль Вернадского»,
опубликованной в альманахе «Прометей» № 15,
М., 1988 г.

***

1 – Бог из машины (лат.), здесь: внешнее, привходящее обстоятельство. – Ред.

Ещё в главе «Личность - культура - ноосфера»:

Служитель чистого ума

В поисках смысла (Из бесед и воспоминаний А. Ф. Лосева)

Вернёмся ли к здравому смыслу?

Эффект «пушкинского лицея»

Оптимистическое учение