О политической ворожбе
– Давно ль, бабушка, начала ворожить?
– А как нечего стало на зуб положить.
* * *
Баба ворожила, да головой наложила (поплатилась).
Из Словаря живого
великорусского языка В. Даля
Ни за что не стану политическим деятелем! Молчишь – говорят: чего молчал и благодушествовал, когда над родиной сгущались тучи? Почему не бил в набат?! Скажешь что-нибудь – кричат: кыш, не каркай, буревестник! Не нагнетай обстановку! Никак не угодишь.
В общем, хочу решительно заявить всем политическим партиям и направлениям, чтобы на меня не рассчитывали!
Сверчок Кандид
Мы любим прогнозы – и спрос рождает предложение. Метеосводка из минутного сообщения в новостях выросла в отдельную передачу, астрологи заполнили лучшее эфирное время, а бизнесмены готовы оплачивать рекламу, вкраплённую в прогнозы, по высшим ставкам.
Политики творчески восприняли передовой опыт и, взяв на вооружение излюбленный гражданами жанр, влили в старую форму новое содержание. (Речь идёт, подчеркну, о тех пророчествах, которые делают не профессиональные эксперты, а действующие политические бойцы.) Сданы в архив испытанные приёмы агитации и пропаганды – программные речи, круглые столы, дискуссии – их место прочно занял политический прогноз.
А чем, собственно, плохо, если политика наравне с погодой и здоровьем становится сферой наших жизненных интересов? Плохо ли, хорошо – не в том вопрос.
Просто у политического предсказания есть одно родовое отличие. Прогнозы синоптиков погоды не делают, прогнозы политиков – делают безусловно.
Автор рисунка: Б. Дол
Лучший образец этого жанра дал ещё «буревестник революции», категорически предупредив: «Скоро грянет буря». С тех пор жанр, конечно, совершенствовали, но не отступая от традиций. Взгляд в будущее современных политиков всё так же безапелляционен и не предполагает вариантов – «Курсу господина Z альтернативы нет», «Великая Россия погибнет, если не сохранится в границах СССР», «Грядет номенклатурный реванш», «Россия будет распродана». Тон, как и полагается, надрывен, а суть всегда угрожающа.
И ещё одна любопытная деталь. Казалось бы, количество «сводок на завтра» в исполнении политиков должно возрастать в периоды неопределённости. Ничуть не бывало. Пока ситуация смутна, пока противоборствующие силы присматриваются к переменам, пророки держат паузу. Но стоит воцариться относительной ясности – потоки красноречия. Разгадка проста: орудия молчат, когда противники ведут разведку, и подают голос, как только завязывается бой.
Первая задача подобного рода публикаций, а также выступлений в эфире – подготовка общественного мнения. Тенденциозность, как правило, хорошо маскируется гладкой политологической лексикой. Впрочем, переводить эти тексты на общедоступный язык, думаю, многие уже научились.
Если некто близкий к власти прогнозирует, что «менталитет российского электората не позволит в ближайшей перспективе установить легитимную демократию», депутаты могут паковать вещи и сдавать ключи от служебных квартир. Если другой, близкий к оппозиции, обещает, что «ровно к 1 мая социальная напряжённость может перерасти в акции массового протеста», пора отдавать приказ ОМОНу.
Ещё одна цель – спровоцировать политического противника на первый ход. Скажем, то тот, то иной, близкий к Кремлю, функционер обещает: Дума вот-вот встанет в оппозицию к президенту, Дума готовится встать в оппозицию к президенту, Дума почти встала в оппозицию к президенту...
Если это предсказание к тому же будет подкреплено даже не действием, а лишь неосторожной фразой главы Российского государства, детонатор – не надо быть Павлом Глобой – сработает.
Можно использовать это оружие и для психологической обработки противника. Как, скажем, будет себя чувствовать вновь назначенное правительство под аккомпанемент приговора: новому премьеру и его команде отпущено время до весны. А можно с помощью того же прогноза ещё и собрать под знамёна союзников. Пророчество относительно всеобщей стачки в такое-то время не что иное, как известный призыв к пролетариям объединяться.
Побочных результатов такого рода политической деятельности ещё больше. И ошибается тот, кто рассчитывает поддержать таким образом в обществе боевой дух, в нужный момент мобилизовать его на «ратный подвиг» – митинг, стачку или референдум... Постоянно действующие «грозовые предупреждения» могут сыграть – и это показали выборы – совсем другую роль. Общество оказалось в политическом стрессе, и к какому знахарю оно теперь обратится за помощью – большой вопрос.
Людмила Телень
Из еженедельника «Московские Новости»
Ещё в главе «Идеи - дела - судьбы»:
Почему прогноз? (Психоаналитический портрет сего дня в интерьере грядущего)
О политической ворожбе