Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №6 (37) 1994 год

НЛО над Россией (из архива МВД)

Автор материала: Валентин Корнеев
Автор материала: Валентин Корнеев

Ходили слухи, что это не что иное, как «огненный змей», вылупившийся из яйца, которое раз в три года несёт петух и которое отличается от куриного загнутым кончиком.

Фото И. Яковлева

«В городе Оренбурге 26 декабря ночью было замечено следующее воздушное явление: часть неба на северо-западной стороне была как бы в пламени, потом на сем зареве показались в виде столпов белые полосы, которые беспрестанно исчезали и появлялись; наконец, спустя около получаса, зарево сие разделилось на две части – к западу и северу, но северная была гораздо белее, на них как и прежде, появлялись и исчезали столпообразные также белые полосы. На западной части столпов было менее и они прекратились прежде».

Не описание ли это старта современного космического корабля – огненный всполох в ночном небе и потом подымающиеся вверх «столпы», рвущиеся из сопла струи раскалённых газов? Ведь Байконур от тех мест недалече, и до Капустина Яра рукой подать... но вот только время – время иное: перед вами сообщение оренбургского военного губернатора, которое было помещено в одной из ежемесячно составлявшихся для царя «Таблиц о главнейших в Империи происшествиях, составленных из донесений, полученных в МВД и переданных в III Отделение (Да, да, то самое! В.К.) Его Императорского Величества Канцелярии» за 1830-й год.

Что же за явление наблюдали в те дни обыватели, и полицейские, и военные чины в приуральских степях? Северное сияние? Но в этих районах они вроде бы не случаются, да и вряд ли спецы из аппарата военного губернатора не сумели бы их распознать. А тут ясно выведено рукою переписчика «необъяснимое воздушное...»

«Ж.М.В.Д.», или Открытие загадки

Значительная часть сообщений о необычных атмосферных (?) явлениях не включалась в подаваемые наверх «Таблицы», где основная информация классифицировалась по графам «Пожары», «Грабежи и разбои», «Неповиновение крестьян» и «Смертоубийства», а оставалась, как бы сейчас сказали, «ДСП», в самом Министерстве внутренних дел и порой попадала на страницы ведомственного журнала.

«Необыкновенный воздушный метеор»

«В субботу, на 30 января текущего года, весьма многие из жителей города Устюга, Вологодской губернии, были встревожены в домах и на пути вызванным явлением необыкновенного блестящего метеора.

После сбора от очевидцев сведений оказывается, что этот феномен явился в Устюге в начале последней четверти седьмого часа пополудни при 8° по Реомюру и погоде почти безветренной. Вдруг, на юго-востоке, взоры были поражены как бы яркими лучами в необыкновенном множестве сблизившихся звёзд, которые, казалось, спускаясь с закрытого в то время снежными облаками горизонта, подобно так называемым «падучим звёздам», быстро принеслись к городу и слились в одну круглую, палевым огнём блиставшую массу с таким же, а по другим сведениям, радужным хвостом.

Хвост этот, по-видимому простиравшийся в длину сажен до четырёх (1 сажень – 2,1336 м – В.К.), на обоих своих концах, верхнем и нижнем, был гуще светом и пылом, нежели на середине, и изгибался несколько волнообразно, оставляя за собою на несколько мгновений длинную зеленовато-светлую струю. Направление, в котором явление пронеслось, было горизонтально-прямое – от юго-востока на северо-запад.

Несмотря на яркость метеора, полёт его не был так близок к земле, как утверждала молва. По первому впечатлению очевидцы, хотя были на нижнем конце города, видели его пролетевшим сзади по широте занимаемого им места, с правой стороны. Точно так же, как и те, которые были на расстоянии версты и далее, в верхнем конце города. Между тем по направлению полёта и по расстоянию друг от друга видоков, если бы метеор точно летел так низко, как полагали, то есть выше 40 сажен, то следовало бы одним заметить его по правую, а другим по левую сторону.

Впрочем, нельзя полагать, чтобы он летел и слишком высоко. Облака, которыми тогда была закрыта воздушная даль, нисколько его не потемняли. Разливаемый им яркий и широкий свет, сопровождаемый шумом, подобным шелесту листьев, и по временам лёгким треском, был весьма оглушителен для зрителей, из которых особенно женщины, одне, бывшие на улице, начали кричать от страха, а другие в домах переполошились, думая, что вспыхнул пожар.

Подобное явление в тот же вечер, говорят, замечено было в Сольвычегодском уезде, смежном с Устюжским. Следовательно, горючести в метеоре достаточно было на значительное пространство пути. В Устюге иным казался он потухшим при перелёте за реку, но идущим по реке виделся далее.

Нет чтобы на Луну, так на всякую дрянь выть приходится. Автор рисунка: В. Фролова

Как после всякого необыкновенного события бывает необыкновенный говор в народе, так случилось и теперь. Не один день тянулась речь о явлении и тянулась не уменьшаясь, подобно как хвост метеора к концу, напротив, всё разрастаясь более и более. Недоумевали только: перед чем такое явление? Перед войною или перед другою какою бедою? Некоторые, поздравомысленнее, отвечали: перед морозом! И не ошиблись. Почти всю прошлую зиму не было морозов в Устюге, а с 1 февраля по 10, хотя непостоянных, но ртуть несколько раз опускалась ниже 32°, даже замерзала, так что термометры лопались.

К пустым толкам присоединились ещё разные бестолковые поверья, дошедшие, по преданьям, от суеверий невежественной старины. По одному из них, особенно примечательному своею странною нелепостью, это было не что иное, как «огненный змей», вылупившийся из яйца, которое через три года несёт петух и которое отличается от куриного загнутым кончиком.

Яйцо это знахарь кладёт себе под левую мышку и выпаривает из него «змея», которого пускает потом летать по белому свету, чтобы он носил к нему разную добычу, деньги и всякое счастье. Так решили дело устюжские старухи, вспоминая курс физики, преподанный им некогда их бабками. Но не будем слишком осуждать Устюг. Сказки об «огненных змеях» распространены всюду в простонародии. Особенно любят их малоруссы и все южные славяне, от которых, вероятно, заимствованы они румынами, или валахами, называющими подобные метеоры, очевидно по-славянски, «гизмо».

(Журнал Министерства Внутренних Дел
за 1844 год, кн. 5)

* * *

Мы специально полностью приводим текст этого сообщения, помещённого в «Журнале М.В.Д.», и потому имеющего статус официального документа. Безвестный автор заметки, помимо детального описания самого явления, даёт собственное, с точки зрения просвещённого человека середины XIX столетия, объяснение случившегося и снисходительно-иронично комментирует досужие вымыслы устюжских обывателей. Теперь наш черёд... ну, не иронизировать, а внимательно вчитываться в строки.

Не странна ли траектория движения «метеора», который, казалось, спустился «с закрытого в то время снежными облаками горизонта» и перешёл на горизонтальный полёт? Уезд Российской империи по площади и протяжённости примерно равен 2-4 современным районам.

Наблюдавшийся в двух соседних уездах «метеор» действительно должен был обладать приличным запасом «горючести», проделав значительный путь в земной атмосфере. Интересно и то, что при наличии описаний начала явления и некоторых последующих этапов полёта нет никаких сведений о том, чем, где и когда он завершился.

Загадка обнаружена? Подождите, это ещё начало. Вот «Ж.М.В.Д.» 1846-го.

* * *

«Тверской губернии, в городе Весьегонске, 12 марта примечено было на небе следующее особенное явление. В половине восьмого часа пополудни в направлении от севера к югу явилась полоса яркого белого света, которая сначала расширялась несколько минут, потом концы линии стали мало-помалу загибаться книзу и образовали таким образом полукружие, на одном конце которого образовался длинный яркого цвета змееобразный хвост. Это явление продолжалось минут пятнадцать и потом исчезло»

(1846 год, кн. 5)

Что же это за странное «полукружие», внезапно возникающее и столь же внезапно исчезающее? По классификации того времени – «метеор», а что скажем мы?

* * *

И опять 1846-й...

«С 4 по 5 ноября, ровно в час пополуночи, Саратовской губернии, в городке Волгске, на южной стороне горизонта показался огненный шар, двигавшийся в направлении к северо-западу. Увеличиваясь всё более и более, он возрос мгновенно до огромной величины; затем посыпались из него искры, и в заключение раздались три удара».

(«Ж.М.В.Д.» за 1847 год, кн. 1)

* * *

XIX век – эпоха великих научных открытий. Век XX весьма схож в этом со своим предшественником. Та же эйфория от достижений разума, и то же «горе от ума» – потеря чувства соприкосновенности к тайне, стремление сложное и непознанное свести к элементарному и якобы понятному. (А возможен ли другой путь познания?..) Главное, не спешите с ответом, ведь настоящее открытие – открытие на месте «понятного» истинной загадки. Вспомните ироничного анонима 1844-го года и посмотрите на себя с точки зрения дня завтрашнего.

(Продолжение впредь)

------

Когда профессор Корнеев принёс этот материал в редакцию, я очень им заинтересовался. Валентин Ефимович, разумеется, это сразу заметил, и говорит мне: «Кандид, у меня и для Вас кое-что есть!» И протягивает толстый блокнот. Оказалось – выписки из старинных журналов! Специально для меня, как для любителя и ценителя старины! И вообразите, друзья, среди них нашлись журналы, которые постоянно читал ещё мой незабвенный друг, московский профессор Орест Гаврилович, тот, что назвал меня Кандидом, – помните, я вам рассказывал? К примеру, вот любопытнейший фрагмент из «Русской старины» – о Владимире Ивановиче ДАЛЕ (за свою жизнь я много о нём наслышан!). Думаю, и вам, друзья мои, будет интересно. А в блокноте Валентина Ефимовича ещё много чего осталось... Так что и у меня продолжение впредь!

* * *

В. И. Даль был отчаянным спиритом. Состоя управляющим удельною конторою в Нижнем Новгороде, в начале пятидесятых годов, он собрал около себя кружок спиритов из разных более или менее образованных лиц города и делал вместе с ними спиритические опыты чуть ли не всякий вечер, в течение нескольких лет сряду...

Словарь Даля обязан был до некоторой степени своим происхождением постукивающим духам: автор Словаря везде производил спиритические опыты, где бы ни находился. Однажды, при поездке в башкирские степи из Оренбурга, он спросил у стучавшего духа, сколько ему осталось жить. «Восемь лет», – отвечал дух.

Веря в непреложность ответа, Даль сейчас же сообразил, может ли он в такое непродолжительное время привести в исполнение все задачи, которые себе задал. Оказалось невозможным. Даль выбрал самое важное: Словарь – и привёл его в окончание...

Из журнала «Русская старина». 1880

Ещё в главе «Времена - народы - мир»:

Запечатлённое слово («Велесова книга»: безуспешно закрываемое «открытие» и его эпоха)

«Под знаменем я стою багровым...»

НЛО над Россией (из архива МВД)