Николай Данилевский о российской цивилизации. Приглашение к знакомству
Взгляд на историю человечества как на историю цивилизаций получает всё более широкое признание. Со своими собственными вариантами цивилизационного подхода к изучению всемирной истории выступали виднейшие мыслители: О. Шпенглер, Ф. Нортроп, А. Шубарт, А. Тойнби и др. Достойное место в этом ряду занимает имя русского учёного, социолога и публициста Н. Я. Данилевского. Николай Данилевский родился 28 ноября 1822 года в селе Оберец Орловской губернии. Отец его, бригадный генерал, был достаточно состоятельным человеком и обеспечил сыну приличное образование.
В студенческие годы в Петербургском университете Данилевский увлекался естествознанием, в особенности биологией. Его работа «Климат Вологодской губернии» была отмечена премией Русского географического общества. В 1849 году он защитил магистерскую диссертацию по кафедре ботаники. Из университета он вышел всесторонне образованным человеком, живо интересующимся социальными науками, в том числе системой социалиста-утописта Фурье.
В том же году Данилевский был арестован по делу петрашевцев. Этот арест, по-видимому, был случайным, но так или иначе в течение года, пока велось следствие, Данилевский находился в Петропавловской крепости.
С 1864 года Данилевский постоянно жил в Мисхоре, где в 1865 году и начал работу над главным трудом своей жизни – книгой «Россия и Европа», посвящённой в равной мере философским и историческим проблемам зарождения и развития российской цивилизации.
К 1869 году работа над книгой была завершена и началась её публикация в качестве приложения к журналу «Заря». Написанная под влиянием русской общественной мысли середины XIX века, «Россия и Европа» Данилевского звучит явным диссонансом в ряду исследований, посвящённых аналогичной проблематике. Заложенные в этой книге идеи столь же любопытны, сколь и небесспорны.
Не случайно против вышедшей в 1871 году отдельным изданием «России и Европы» выступила вся либеральная печать. Одни современники называли книгу катехизисом славянофильства, другие же, по меткому выражению В. С. Соловьёва, – литературным курьёзом. Впрочем, спустя несколько лет под влиянием событий русско-турецкой войны 1877–1878 годов интерес к книге Данилевского значительно вырос. Уже после смерти автора, последовавшей в 1885 году, книга выдержала пять переизданий.
Теория культурно-исторических типов, изложенная в книге Данилевского, привлекает внимание и в наши дни. В этой работе автор предложил новый взгляд на всемирную историю; он обратил своё внимание на целый комплекс проблем, вызванных сменой исторических эпох, – прежде всего в России, а также с особой остротой поставил вопрос о перспективах движения народов по пути прогресса, без решения которого невозможно представить ход истории в целом. Современный читатель смог познакомиться с книгой Данилевского только в 1991 году. Предыдущее издание 1895 года было доступно весьма ограниченному кругу. Обращаясь сегодня к наследию мыслителя, мы надеемся, что актуальный смысл «России и Европы» не оставит вас равнодушными, тем более, что по-настоящему познание России и её места в мире только начинается.
О ВОЙНЕ С ТУРЦИЕЙ И ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ (1)
Через четырнадцать лет после Парижского мира пришлось России вести войну с Турцией. Русские войска перешли Балканы и стояли у ворот Константинополя. С Францией Россия была в дружбе, у Австрии не было ни войск, ни денег, Англия хотя бы и хотела, ничего не могла сделать, – тогда ещё не было военных пароходов; прусское правительство было связано тесной дружбой с Россией. Европа могла только поручить Турцию великодушию России. Взяла ли тогда Россия что-нибудь для себя? А одного слова её было достаточно, чтобы присоединить к себе Молдавию и княжество Вала́хию. Даже и слова было не надо. Турция сама предлагала России княжества вместо неоплаченного ещё долга. Император Николай отказался от того и от другого.
ВСЕСЛАВЯНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И МИРОВОЙ ПРОГРЕСС
Где же искать примирения между русским народным чувством и признаваемыми разумом требованиями человеческого преуспеяния или прогресса? Неужели в славянофильской мечте, в так называемом учении об особой русской, или всеславянской, цивилизации, над которым все так долго глумились, над которым продолжают глумиться и теперь, хотя уже и не все? Разве Европой не выработано окончательной формы человеческой культуры, которую остаётся только распространять по лицу земли, чтоб осчастливить все племена и народы? Разве не пройдены все переходные фазисы развития общечеловеческой жизни и поток всемирно-исторического прогресса, столько раз скрывавшийся в подземные пропасти и низвергавшийся водопадами, не вступил наконец в правильное русло, которым остаётся ему течь до скончания веков?
ОБ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Как в Солнечной системе наряду с планетами есть ещё и кометы, появляющиеся время от времени и потом на многие годы исчезающие в безднах пространства, и есть космическая материя, обнаруживающаяся в виде падучих звёзд, аэролитов и зодиакального света, так и в мире человечества, кроме положительно-деятельных культурных типов или самобытных цивилизаций, есть ещё временно появляющиеся феномены, смущающие современников, как гунны, монголы, турки, которые, совершив свой разрушительный подвиг, помогшие испустить дух борющимся со смертью цивилизациям и разнеся их остатки, скрываются в прежнее ничтожество. Назовём их отрицательными деятелями человечества.
– Ну что, Дунька, не пускают тебя в Европу? Скульптура А. Кановы
ПОЧЕМУ НЕ СУЩЕСТВУЕТ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Общечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать, потому что это была бы только невозможная и нежелательная неполнота. Всечеловеческой цивилизации, к которой можно было бы примкнуть (России, И.К.), также не существует и не может существовать, потому что это недостижимый идеал, или, лучше сказать, идеал, достижимый последовательным или совместным развитием всех культурно-исторических типов, своеобразною деятельностью которых проявляется историческая жизнь человечества в прошедшем, настоящем и будущем.
О ГЛАВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИЛЕ РУССКОГО НАРОДА
Не интерес составляет главную пружину, главную двигательную силу русского народа, а внутреннее нравственное сознание, медленно подготовливающееся в его духовном организме, но всецело обхватывающее его, когда настанет время для его внешнего практического обнаружения и осуществления.
НАРОДНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО
Если цель государства состоит, главнейше, в защите и охране жизни, чести и свободы народной, и так как эта жизнь, честь и свобода у одной личности может быть только одна, то само собою понятно, что одна народность может составлять только одно государство. Если какая-либо часть народности входит в состав другого государства, то это нарушает уже и её свободу, и её честь. Если часть народности составляет другое самобытное государство, то цель, для которой оба эти государства существуют, не может быть хорошо достигнута.
О ПОНЯТИИ НАЦИОНАЛЬНОСТИ
Национальность не составляет, однако, понятия столь резкого, чтобы всё, не принадлежащее к ней, было ей совершенно чуждо в одинаковой мере. Такого резкого отграничения не представляет даже индивидуальность личная. Та и другая имеют с другими национальностями или индивидуальностями более или менее тесную родственную связь, которая может быть столь тесна, что свобода и честь этих сродных существ столь же близко до них касаются, как и их собственные, и совершенно между собой неразделимы.
...Ежели национальность составляет истинную основу государства, саму причину и главную цель его бытия, то, конечно, и происхождение государства обусловливается сознанием этой национальности.
– А чё я там не видала?! Сульптура В. Мухиной
О ПРИНЦИПЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Нравственное достоинство европейских народов пережило все испытания и возросло в течение долгой борьбы, ими вынесенной. Притом как сам политический строй европейских народов, так и события их жизни благоприятствовали черезмерному развитию личности. Индивидуальная свобода составляет принцип европейской цивилизации, не терпя внешнего ограничения, она может только сама себя ограничивать. От этого возникает принцип народного верховенства, получающий всё большее значение не только в теории, но и на практике европейского государственного права.
ЕВРОПЕЙНИЧАНИЕ
Болезнь, вот уже полтора столетия заразившую Россию, всё расширяющуюся и укореняющуюся и только в последнее время показавшую некоторые признаки облегчения, приличнее всего, кажется мне, назвать ЕВРОПЕЙНИЧАНИЕМ; и коренной вопрос, от решения которого зависит вся будущность, вся судьба не только России, но и всего слсвянства, заключается в том, будет ли эта болезнь иметь такой доброкачественный характер.
КОГДА ЕВРОПА ВРАЖДЕБНА РОССИИ?
Европа не случайно, а существенно нам враждебна; следовательно, только тогда, когда она враждует сама с собою, может она быть для нас безопасною. Положение это до очевидности подтверждается как соображениями самыми наглядными, так и свидетельством событий.
Весьма нетрудно убедиться, что между Европой и Россией, как и во всех других отношениях, прямая и полная противоположность. Именно равновесие политических сил Европы вредно, даже гибельно для России, а нарушение его с чьей бы то ни было стороны – выгодно и благодетельно.
О СЧАСТЬЕ И СИЛЕ РОССИИ
Счастье и сила России в том и заключается, что сверх ненарушимо сохранившихся ещё цельности и живого единства её организма, само дело её таково, что оно может и непосредственно возбудить её до самоотвержения, если только будет доведено до его сознания всеми путями гласности.
О РЕЛИГИИ
Религия составляла самое существенное, господствующее (почти исключительно) содержание древней русской жизни, и в настоящее время в ней же заключается преобладающий духовный интерес простых русских людей и поистине нельзя не удивляться невежеству и дерзости тех, которые могли утверждать (в угоду своим фантазиям) религиозный индифферентизм русского народа.
Самый характер русских, и вообще славян, чуждый насильственности, исполненный мягкости, покорности, почтительности, имеет наибольшую соответственность с христианским идеалом.
...И, кстати, в области балета мы впереди планеты всей! Автор рисунка: А. Гурский
ИЗМЕНЕНИЕ НАРОДНОГО ОДЕЯНИЯ
Народное одеяние не предполагает непременно однообразия и постоянства, оно изменяется по модам даже тогда, когда составляет принадлежность одного простонародия, и изменялось бы, конечно, в большей степени и чаще, если бы составляло принадлежность всех классов.
...Переменчивость эта зависит много и от того, что управление модами попало в руки французов, народа легкомысленного и переменчивого по преимуществу.
СВОБОДА СЛОВА, ЦЕНЗУРА И ЗАИМСТВОВАНИЕ С ЗАПАДА
Свобода слова не есть право или привилегия политическая, а право естественное. Следовательно, в освобождении от цензуры по самой сущности дела не может быть уже никакого заимствования с Запада, никакого подражания, ибо иначе и хождение на двух ногах, а не на четвереньках могло бы считаться подражанием кому-нибудь. Сама цензура была результатом ничем не вызванным, прекращение же её было восстановлением естественного порядка отправлений общественной жизни.
ПЛОДЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Момент цветения представляет нам последнюю закладку нового в жизни растения, а потому и должно считать его высшим моментом творчества растительной силы, за которым следует уже одно созревание. Оно продолжается после того, как и листья, главные органы питания, засохнут, продолжается даже иногда, когда сам плод оторван от растения, на котором завязался и образовался, продолжается даже на полках кладовой.
Точно так же и высшим моментом творчества общественных сил до́лжно признать то время, когда проявляются окончательно те идеи, которые будут служить содержанием всего дальнейшего культурного развития.
Иван Корнеев
***
1 – Выдержки даны по изданию: Данилевский H. Я. Россия и Европа. – М. Книга – 1991. (Историко-литературный архив).
Ещё в главе «Времена - народы - мир»:
На обломках Римской Российской империи
Николай Данилевский о российской цивилизации. Приглашение к знакомству
История – пророчество, обращённое назад. Кающаяся, вопрошающая, сомневающаяся Россия
Россия в прогнозах Павла Милюкова
Россия в 2010 году глазами американских провидцев. С комментариями Леонида Ермилова