Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №10-12 (41-43) 1994 год

На улице – дождик и слякоть

На улице – дождик и слякоть,
Не знаешь, о чём горевать.
И скучно, и хочется плакать,
И некуда силы девать.

Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка, наколем лучины,
Раздуем себе самовар!

Авось, хоть за чайным похмельем
Ворчливые речи мои
Зате́плят случайным весельем
Сонливые очи твои.

За верность старинному чину!
За то, чтобы жить, не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!

10 декабря 1915

Только не подумайте, друзья, что мы завели речь о чаепитии, дабы заявить миру, что русские, мол, тоже не лыком шиты: знавали и в наших краях сладкие чайные времена! Просто хотелось напомнить, что коренной наш человек, будучи противником всяческих церемоний, режущих православный глаз натужной искусственностью, тем не менее чтит обряды товарищеского и семейного застолья. А мне тут – очень кстати – удалось отыскать в одной умной и ещё не оценённой должным образом книге стройное описание русской самоварной обрядности. Ведь подготовка чайного угощения не просто сугубо техническая задача или скучная хозяйственная обязанность, это скорее священнодействие, обеспечивающее успех предстоящего самоварного сидения. Итак...

Развести или поставить самовар – значит наполнить самоварную топку углями и лучинками; залить воду, зажечь лучину или бумагу и развести с их помощью огонь в топке, раздуть угли, поставить трубу самовара, чтобы создать тягу и заставить топку гореть.

Самовар шумит, когда вода уже прогрелась равномерно, угли прогорели и раскалились докрасна. Возникающий в это время характерный звук, называемый в России шумом самовара, служит верным предвестником скорого закипания. По этому сигналу самовар освобождают от трубы, надевают конфорку для чайника, берут самовар с кухонного пола и несут на стол. Спустя две-три минуты самовар закипает. В это время аранжируют посуду, расставляют печенья да варенья.

Самовар поёт, когда не имеет достаточно высокой температуры в топке, чтобы закипеть, но в то же время обладает ещё остаточной температурой нагрева. Самовар работает как бы вхолостую. Сила его голоса зависит от толщины нароста накипи. Самовар поёт на разные голоса. Обычно закипание в таких случаях наступает медленно или вовсе не наступает.

Самовар кипит, значит – шум сменяется клёкотом кипящей воды. Самовар готов!

Заварить чай. Именно с этого момента нужно как можно скорее заварить чай. Согретый фарфоровый чайник снимают с конфорки, засыпают несколько ложек сухого чая, ставят на поднос перед краном и наливают туда кипяток. Вначале до половины, и вновь ставят на конфорку, затем через 5-6 минут – дополна.

Когда чай заварен, его начинают разливать всем сидящим за столом. Делает это обычно хозяйка или её дочь.

Такова, друзья мои, «церемония» чайного угощения не одного веселия ради. И пусть посуда разномастная, зато дедовская! И стол не особенно богатый, зато от души! И самовар хозяева никак не соберутся отчистить от накипи, зато пост, он и мурлыкает! Завернув на чашку чая, так и хочется пожелать честной компании, уразумляясь и умиротворяясь, по-старинному: «Беседуйте!»

P.S. Чин самоварного ставления почерпнут мною из книги В. Похлёбкина «Кушать подано!»

Сверчок Кандид

Ещё в главе «Просвещение - личность - общество»:

Чайная «церемония» в России. Параллель к размышлению

На улице – дождик и слякоть

Экология как косноязычие культуры

Правда и истина. Историко-философский этюд

Право на право. Голос из сопределья