Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №6(18). 1992 год

Мы ответственны за свои мысли

Предлагаем вниманию читателей высказывания Святослава Рериха, почерпнутые нами из различных его выступлений и интервью, а также из бесед Святослава Николаевича с поэтом и писателем Валентином Сидоровым, которые были воспроизведены в документальных повестях «Семь дней в Гималаях» и «Рукопожатие на расстоянии».

***

Я верю в то, что жизнь не напрасна, что жизнь каждого изначально исполнена смысла. И вижу этот смысл в том, чтобы за отпущенное тебе время стать лучше, совершеннее, изменить себя, подняться на более высокую ступень развития.

***

Нужно открыть в себе то, что заложено изначально, но ещё не открыто, ещё не работает во благо человека. К примеру, интуиция большинства людей пребывает в зачаточном состоянии, а возможности энергетического поля человека – разве они раскрыты в полной мере, хотя бы сотой частью живущих на земле? Ужель всё или хотя бы половина человечества осознали себя связанными кровными токами со всем сущим вокруг? Если ваша душа наполнена мудрой радостью понимания природы, если она живо откликается на поразительное свечение закатных облаков или знает, что такое предощущение восхода, то вы вряд ли будете равнодушны к человеческому горю и вам наверняка станут понятны глубинные причины поступков и слов...

***

Если мы не будем противопоставлять личность обществу, общество личности, если станем на точку зрения всеобщей, глобальной, космической взаимосвязи, то тогда мы поймём, что любое изменение в человеке влечёт за собой изменение в окружающем его мире.

***

Святослав Рерих и Гуру Бабой джи. «К сожалению, как мы знаем из истории, носитель новых мыслей и новых истин почти сразу становится мишенью для злобы, невежества, зависти. Это своего рода закон. Вот почему на Востоке заранее предупреждают: тот, кто не ощущает, что у него львиное сердце, чтобы презреть поднятый на него дикий лай, и душа голубя, чтобы простить бедных невежественных глупцов, не должен брать на себя столь трудную миссию»

Вы должны понять, что все мы – частицы Космоса, вечности, что всё в мире взаимосвязано и взаимозависимо. А когда придёт понимание этого – любой ваш поступок будет немыслим без размышления о судьбе окружающих вас людей. А такое – школа достойной жизни.

Вы спрашиваете, что, собственно говоря, могут реально обозначать слова, которые нередко можно встретить у Елены Ивановны и Николая Константиновича: «расширение сознания», «космическое сознание»? Пусть не пугают эти слова. Как и всё, они расшифровываются просто. Имеется в виду мысль, которую не раз повторял Николай Константинович: «Не может быть ничего земного, что не принадлежало бы Космосу. Каждый камень уже часть Вселенной».

А значит, и каждый человек тоже часть Вселенной со всеми вытекающими отсюда последствиями. Раз человек – космическое существо, значит, он располагает и запасами космической энергии.

Как вы знаете, это не только не противоречит науке, но вполне согласуется с её выводами. Как известно, наука утверждает, что человек обладает гигантскими потенциальными, ещё не реализованными возможностями. Кстати, концепция Николая Константиновича, что человек – носитель космической энергии, не освоенной им в должной мере (это ещё впереди), даёт возможность подойти более трезво и более конструктивно к так называемым феноменам, которые на данном этапе наука затрудняется объяснить.

Ещё в древности Марк Аврелий обращался к человеку с призывом: «Изучай движение светил как принимающий в них участие». А Кант – вы, очевидно, это помните – признался, что более всего на свете его заставляют благоговеть две вещи: свод нравственных правил в нём и звёздный свод над ним.

Изречение это известно, но, может быть, не обращали особого внимания на то, что для Канта вот эти своды – внутренний и звёздный – выступают в неразрывном единстве. Благодаря этому его внутренний мир получал возвышенный импульс и характер, его как бы овевало дыхание Космоса. Словом, наш космический век поставил перед нами космические задачи.

Потому, на мой взгляд, нельзя и нелепо требовать от человека обычного мышления, когда, как говорится, сам воздух необычен. Не помню, кто сказал, что человеком движет тайна. «В тайне бо живёт человек, тайнам же несть конца».

***

На Востоке говорят: предела развитию человека и его знаний нет. И поэтому тот, кто, по мнению земных умов, мудрец, по мнению мудрецов Вселенной, только начинающий учиться.

Одна из традиционных ошибок науки (во всяком случае, до недавних пор) состояла в том, что она рассматривала Вселенную, как хирург разглядывает распростёртое перед ним тело, самонадеянно рассчитывая единственно при помощи своего ножа вскрыть все тайны мироздания.

На Востоке утверждают: кто смог осознать в себе импульс бесконечного, не подвластного измерению, разложению и времени, лишь тот пробивается к истинному знанию. При изменении временных форм надо помнить, что материя видимых вещей не составляет основного фона жизни.

И чем яснее, точнее, шире человек постигает, в какой мере и степени он связан со всей единой материей Вселенной (видимой и невидимой), тем дальше он может проникнуть в законы этой вечной материи, главным образом своей интуицией, ибо логические операции здесь отступают на задний план.

****

Я мог бы назвать немало примеров, когда «проверенные» факты оказывались ловкой подтасовкой или когда правдивые и точные факты по существу ничего нового не прибавляли к познанию мира. Проблема та же: научиться слушать не только человеческую речь, но и человеческую душу...

***

Предыдущие поколения уже ответили на вопрос принца датского утвердительно: «быть!» И теперь актуальнее следующий вопрос: «каким быть?» Выбрав жизнь, люди должны подумать, как прожить её достойно. В этом смысле философия Востока может дать многое. Во всяком случае проблемы жизни человеческого духа были в центре её внимания с самого начала.

***

Собственно, что такое радость? Если есть примесь личного, то это не радость. Подлинная радость не имеет точки отсчёта, ибо личность растворена в Беспредельности. Существо дела можно выразить словами: радость – это жизнь Беспредельного в тебе и через тебя.

***

Если тоска – это сужение сердца, то радость – его расширение. А радостное расширение сознания называется мудростью.

В некоторых духовных источниках страданию противопоставляется радость, что, на мой взгляд, совершенно неправомерно. Эта дуада противоположностей, очевидно, должна выражаться словами: страдание – удовольствие.

Радость (если мы определяем её как особую мудрость) может быть связана с состоянием удовольствия и страдания, а может быть не связана. Не секрет, что удовольствие, особенно низменного плана, ведёт отнюдь не к радости, а к разочарованию и скорби. А страдание, внутренне осмысленное и внутренне пережитое, может привести в светлую гавань радости. Во всяком случае, радость – это то свойство души и духа, к которому надо стремиться, а не изживать, и потому не следует ставить радость в дуаду противоположностей.

***

Мудрецы утверждают, что огонь творчества раскрывает двери духу, и потому творчество даёт радость человеку, ни с чем не сравнимую. Путь искусства – один из самых трудных на земле хотя бы потому, что не всем, как говорится, дано петь песню своей любви и кто-то должен петь песню любви лишь для других, проявляя тем самым величайшее самоотвержение. Учителя Востока считают, что талант, гений не должен выбиваться из состояния радости, в котором он постоянно пребывает как гонец Света.

***

Отличительный признак наших дней – разрыв между мыслью и действием, которым болели предыдущие эпохи, должен сократиться, а завтра сойти на нет. Поэтому завет нового искусства: Мысль – Действие.

***

К сожалению, как мы знаем из истории, носитель новых мыслей и новых истин почти сразу становится мишенью для злобы, невежества, зависти. Это своего рода закон. Вот почему на Востоке заранее предупреждают: тот, кто не ощущает, что у него львиное сердце, чтобы презреть поднятый на него дикий лай, и душа голубя, чтобы простить бедных невежественных глупцов, не должен брать на себя столь трудную миссию.

Император Акбар утверждал, что враги – это тень человека. Длиною этой тени можно мерить значимость деяний человека. Куинджи говорил моему отцу: «Это-то хорошо, что вы имеете врагов. Только бездарность врагов не имеет».

Собственно, если разобраться, то сопротивление среды не только неизбежно, но и необходимо. Лишь преодолевая его и наращивают мускулы. Потому и говорится: ничто так не способствует победе истины, как сопротивление ей.

***

Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить от них внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишённое внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию.

Вот почему культурные ценности нуждаются не только в охране. Этого мало. Необходимы наступательные действия. Вот почему матушка призывала объявить крестовый поход во имя культуры, во время которого люди приучались бы любить борьбу за добро и красоту.

***

Для некоторых людей и по сей день звучит как откровение мысль о том, что отрицанием тьмы тьму не победишь, что голое отрицание, лишённое позитивных посылок, объективно служит лишь целям усиления противника. Но это действительно так. Главная линия борьбы за добро и красоту чётко определена Николаем Константиновичем: «Лишь привнесение света уничтожает тьму».

Что, собственно говоря, на практике в нашей повседневной жизни означает это «привнесение света»? Прежде всего, выявление подлинного лица тёмных, и нетворческой, их антитворческой сути. И матушка, и Николай Константинович неоднократно приводили одно из основополагающих положений восточной мудрости: «Тёмные могут лишь темнить. Но если спросить их, как сделать лучше, они будут лишь злобиться, ибо не лучше, но хуже сделать – их назначение».

Затем – выявление их антигуманной, а в своих крайних проявлениях – воистину сатанинской сути. Здесь важно помнить о следующем: зло пуще огня боится, что его вытащат на свет Божий и покажут на него пальцем: вот оно – зло. Если добро абсолютно, то зло – нет. Зло нередко рядится в одежды добра; иногда, чтобы действовать, оно должно убедить самоё себя, что оно есть добро. И, конечно, для него равносильно смерти, когда срывают с него фальшивые покровы и одежды и зло предстаёт в своей отталкивающей, отвратительной наготе.

Наконец, «привнесение света», на котором настаивает Николай Константинович, означает выявление истинной причины временных успехов тех, кого принято именовать тёмными. Она отнюдь не в их силе и мощи, которые они преувеличивают и которые иногда преувеличиваем мы сами. Истинная причина их успехов в ином – в нашем равнодушии, в нашей инертности. («Ярость врагов с робостью друзей состязаются», – говорил в этой связи Менделеев). Истинная причина их успехов – в наших низменных чувствах и инстинктах; на тёмных струнах нашей души тёмные – нужно отдать им должное – играют довольно умело.

Выявление истинного лица тёмных, их ограниченности, их человеконенавистнических устремлений – всё это необходимо, всё это важно, но это ещё не гарантия победы. Это лишь одно из предварительных условий её. А в чём же гарантия победы?

Послушайте притчу, которую любил рассказывать Николай Константинович.

Однажды Акбар провёл на земле линию и задал своему советнику Бирбалу неразрешимую на первый взгляд загадку: уничтожить или укоротить линию, не прикасаясь к ней. Ни слова не говоря, Бирбал провёл рядом более длинную линию, и тем самым линия, начертанная Акбаром, была умалена. В этом, а именно – в проведении более длинной позитивной линии – и состоит мудрость. В этом же – и залог победы света над тьмой.

***

Неужели вы думаете, что призыв «Не убий!» оставляет человека совершенно разоружённым в момент опасности? Неужели вы не чувствуете, какая живёт диалектика в этих словах – «Не убий!»?

Во-первых, это призыв к сдержанности. Нередко, поддавшись необдуманному порыву, мы сами навлекаем на себя последующие неотвратимые бедствия.

Во-вторых, и это главное, имеется в виду следующее: даже когда не на жизнь, а на смерть сражаешься с тёмными, ни на миг ты не должен поддаваться личным чувствам: жажде мщения, злорадному удовлетворению, низменной радости. Ты не должен уподобляться противнику, иначе твоя победа не будет подлинной победой.

***

Нельзя лечить болезнь изолированно от человека. Нужно лечить больного, применяясь ко всему конгломерату его качеств и обязательно учитывая его духовное развитие. Не приведя в равновесие всех сил в человеке, его нельзя вылечить.

Очень часто человек болен лишь потому, что засорил свой организм страхом, слезами и раздражением. Иногда сердечный припадок надо было бы назвать не сердечным, а припадком страха и ужаса. Надо бы говорить, что у человека не приступ боли в печени, а приступ корыстолюбия или уныния. Надо учиться побеждать всё, что давит дух. Независимость и свобода духа человека – вот основа его истинного здоровья.

***

Сейчас много говорят о нетрадиционных методах лечения, о биополях. Воздействуя на биополя при помощи рук, некоторые пытаются лечить больного. Но представляете себе, какими же чистыми должны быть эти руки! Если этого нет, тогда – беда. Даже излечив болезнь (что не всегда бывает), такой горе-врачеватель может посеять семена других болезней, гораздо худших. Сам он, естественно, и подозревать об этом не будет.

***

Ключ к моим картинам, к моему творчеству – в моём отношении к жизни. Я люблю жизнь, меня жизнь всегда интересовала. Интересовала не только жизнь людей, но жизнь всей природы – вся жизнь. Я тогда, уже с детства, увлекался всем, что природа нам даёт. И теперь ничто не доставляет мне столько удовольствия и радости, как погружаться в природу и читать её книгу, эту книгу мудрости. Она разлита во всём: в крыльях бабочек, в сиянии кристаллов; её вы встретите в цветах, в опылении, в жизни насекомых. И эта радость, которую я ощутил именно в контактах с природой, и есть ключ к моему творчеству и моим картинам.

Святослав Рерих в очередной свой приезд в Россию. «Отличительный признак наших дней – разрыв между мыслью и действием, которым болели предыдущие эпохи, должен сократиться, а завтра сойти на нет...»

Ещё в главе «Мышление - вера - нравственность»:

...до конца света

Добрые знаки, или о свидании со Святославом Рерихом

Мы ответственны за свои мысли