Вход / Регистрация
Жизненное кредо:
Человечность и компетентность

Журнал «Социум» №4. 1991 год

«Мы гуляли на Пасху по Москве, по церковной...»

К. Лебедев. Вечер на Измайловском потешном дворе
К. Лебедев. Вечер на Измайловском потешном дворе

Ирина ПОЛЯКОВА

Ирина ПОЛЯКОВА

Гулянье на Пасху! Давайте перенесёмся в нашу столицу лет этак на 100–150 назад.

...Вот она – златоглавая пасхальная Москва. С раннего утра разносится дивный звон колоколов всех «сорока сороков» – монастырей и храмов, возвещая о приходе праздника всех православных – Воскресения Христова.

Колокола будут звонить всю пасхальную неделю, и силы зла, убоявшись их чистого звучания, ни на вершок не приблизятся к Богом хранимому городу. А москвичи будут спорить, доказывать, отстаивать, что голос колокола именно их церкви, их прихода и гуще, и слаще, и благостнее.

Зайдём в храм. На священниках светлые одеяния, всё украшено цветами. В руках у принаряженных прихожан – зажжённые свечи. Вместо привычного за долгий суровый пост тускло-печального света лампад – яркое пламя сотен свечей. Мажорные, ликующие песнопения: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ!..» сменили скорбные речитативы священнослужителей, повествующих на прошедшей «страстной неделе» о страданиях и мученической кончине Христа.

После воскресной службы батюшка освящает принесённые прихожанами пышные куличи и сладкие творожные пасхи. И кулич, и пасха, и варёные яйца, раскрашенные фуксином, отваром луковой шелухи и даже с помощью разноцветных ниток – всё это станет украшением праздничного пасхального стола.

Но не будем спешить к угощению. Что может быть прекраснее гулянья по Москве на Пасху!

Как людно сегодня на улицах! И почти каждый встречный, знакомый и незнакомый, радостно приветствует вас: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!».

Куда же направиться? Может быть, в Манеж?

Там – цветочная выставка. Рассказывают, что в пасхальные дни Манеж будет превращён в огромный цветник, благоухающий и торжественный. Или – в Сокольники? Там так хорошо весной. В Охотный ряд? К Петровскому парку? В Марьину рощу? В Замоскворечье?

Пожалуй, поедем на праздничное катание, что на Кудринской площади. Какие великолепные лошади, роскошные экипажи, эффектные кавалькады – выезжает, главным образом, купечество, и каждому хочется щегольнуть выездом, собственной молодцеватостью. А кучера*, кучера каковы – в кафтанах, подпоясанных яркими кушаками, в огромных бархатных шапках с острыми углами – голубых, пунцовых, зелёных. Буйство красок, головокружительная карусель!

А теперь – на Новинский! Вот где праздничная кутерьма! Аттракционы – на любой вкус, на любую удалую душу. Вот чудо-качели: на высоких столбах прикреплена вращающася ось, от неё на балках подвешены кабинки. Они высоко вздымаются над толпою. Визг, смех, дух захватывает!

Русский художник Аполлинарий Васнецов (1856—1933) — поэт Москвы древней, белокаменной. Такой представлял он себе московскую улицу XVII века. Здесь, у Мясницких ворот, дворы знати и духовенства, монастырские подворья. Как-то по-особому величаво движется по ней московский люд — Пасха!

Русский художник Аполлинарий Васнецов (1856–1933) – поэт Москвы древней, белокаменной. Такой представлял он себе московскую улицу XVII века. Здесь, у Мясницких ворот, дворы знати и духовенства, монастырские подворья. Как-то по-особому величаво движется по ней московский люд – Пасха!

Какие трогательные пасхальные открытки посылали друг другу наши прабабушки! Что ж, в этом году эта традиция возродилась

Какие трогательные пасхальные открытки посылали друг другу наши прабабушки! Что ж, в этом году эта традиция возродилась

Не правда ли, — праздничное, радостное настроение создают эти пестрые наряды, изразцовая узорчатая печь, расписная деревянная посуда!

Не правда ли, праздничное, радостное настроение создают эти пёстрые наряды, изразцовая узорчатая печь, расписная деревянная посуда!

А праздник зовёт дальше. Мы на Девичьем поле. Здесь, у сбитых из тёса накануне балаганов, зазывалы приглашают нас на представление:

Представление начинается! Сюда! Сюда! Все приглашаются.

Стой, прохожий! Остановись!

На наше чудо подивись. Барышни-вертушки. Бабы-болтушки,

Солдаты служивые И дедушки ворчливые.

За гривенник билет купите И в балаган входите!

Чего только нет в этих балаганах. Пантомима и фокусы, танцы и музыка, люди диковинные, звери невиданные – глаза разбегаются.

...А уличная толпа шумит, грызёт орехи и семечки, смеётся, веселится, поёт, и праздничный вихрь носит нас по улицам, площадям, паркам Москвы.

Но пора возвращаться в наш 1991 не больно весёлый год. Сегодня мы не сможем повторить то праздничное пасхальное гулянье, которое устраивали наши земляки 100 лет тому назад. Мы потеряли сверхмерно монастыри и церкви, веру и традиции. Очень многие разучились и сами веселиться, и безоглядно радоваться радостью ближнего своего. Этого ближнего ныне впору пригласить не столько к сорадости, сколько к сопечали.

И всё же... Пасхальный колокольный звон 1991 года прозвучал для нас как-то различимо по-новому. Значительно многолюднее в нынешнем году был Крестный ход – символ единения всех православных: старики, молодёжь, люди среднего поколения – и это не празднолюбопытствующие – своим участием в празднике души и духа хотят воплотить отрицание собственного безверия, желание веры, веру. И Царские Врата, распахнутые в дни Пасхи во всех храмах, напомнили нам, что путь в Царствие Божие открыт каждому.

Нам так нужен этот праздник Пасхи – праздник Воскресения. Праздник за страдания.

Христос воскресе!

Неторопкой была жизнь, но отнюдь не праздной. Основательной какой-то, что ли. И отдыхать умели со вкусом, а не абы как...Парк Сокольники. Фрагмент московского внедомашнего быта.

Неторопкой была жизнь, но отнюдь не праздной. Основательной какой-то, что ли. И отдыхать умели со вкусом, а не абы как... Парк Сокольники. Фрагмент московского внедомашнего быта

Ещё в главе «Деревня - город - отечество»:

Что воля, что неволя... неужели?
Город чудный, город древний...
«Мы гуляли на Пасху по Москве, по церковной...»
ЦИТАТЫ