Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №4(47) 1995 год

Мини-исследование. Художники готовы удовлетворить всех

Проект Виталия Комара и Александра Меламида можно, не стесняясь, назвать гениальным. Он прост и всеобъемлющ, как положено всему гениальному, и универсален, ибо уже получил распространение в мире (в Германии и США, в частности). Суть его состоит в том, чтобы написать картину, в точности согласуясь с художественными пристрастиями населения, выясненными в ходе массового опроса, то есть создать среднестатистическое полотно, которое обязательно всем понравится. Естественно, за эту идею ухватился именно Марат Гельман – единственный из московских галеристов, озабоченный ролью творца в обществе и пытающийся выносить чисто художественные проекты на площадь, где шумят митинго́вые страсти (от чего страдала то художественная сторона затей, то политическая идея).

«Выбор народа» идеален со всех точек зрения: он действительно отражает вкусы (опрос проведён с соблюдением всех правил) и его воплощают «всемирно известные художники» (то есть он защищён их авторитетом и мастерством).

Итак, по данным опроса фирмы «УЛТЕКС Сервис АО», 82% предпочитают реалистичные, близкие к фотоизображению картины – натюрморты или пейзажи, живописующие лес (47%), лето (32%); 61% предпочитают старое искусство, причём русское (58%) и желательно так или иначе связанное с религией (6%).

Несмотря на то, что 64% опрошенных уверены, что их дом украшен подлинными произведениями искусства (рисунками, скульптурой, картинами), в музеи большинство ходит всего раз в год (42%), причём 21% не ходит никогда. К тому же люди, в основном, не готовы потратить на произведение искусства больше 100 тысяч рублей, а 27% не хотят раскошеливаться вовсе.

Согласуясь с этими данными, Комар и Меламид, создавшие уже по тому же принципу «Выбор американского народа», написали и идеальное русское полотно (любимый всеми размер – с экран телевизора). Оно выполнено в зеленовато-голубоватых тонах, которые нравятся нашим людям, и изображает сцену в хвойно-лиственном лесу. В ней заняты ребёнок, женщина (но не праздно гуляющая – таких у нас не любят), медведь и Иисус Христос.

Можно сказать, что это своеобразная смесь «Утра в сосновом лесу» и «Явления Христа народу». Желающие могли припасть к среднемассовому произведению в Центре современного искусства на Якиманке. Кому-то не нравится? Что поделаешь: на зеркало неча пенять... Утешает одно: 67% опрошенных «достаточно, чтобы произведение искусства просто нравилось людям», и всего 33% требуют, «чтобы искусство служило высоким целям и чему-нибудь учило». Впрочем, это же означает, что только треть способна вынести из этой замечательной затеи какой-никакой урок.

М. К.
Из журнала «Столица»
Рисунки художника X. Бидструпа

Ещё в главе «Жизнь - творец - искусство»:

Кто вы, пророки нашего времени? О личности художника в современной культуре

Мини-исследование. Художники готовы удовлетворить всех

Сад стихов