Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Книга «Расплетин». Серия «Жизнь замечательных людей»

Макет аппаратуры РД-1

При ОКБ ВЭН (Всесоюзный электротехнический институт) была создана специальная лаборатория. Расплетина назначили руководителем группы по созданию РД-1 – телевизионной системы наведения истребителей на цель. Уже к середине октября Александр Андреевич сконструировал самолётный телевизионный приёмник. Из Ленинграда через Ладогу перевезли и портативную передающую телевизионную установку, созданную ещё до войны А. А. Железовым.

В конце октября вся аппаратура была состыкована в ЛИИ в Кратове, где предстояло провести её испытания в реальных условиях. Приёмник Расплетина установили на самолёте А-20 «Бостон». Предстояло снять все необходимые для дальнейшей работы технические характеристики, испытать приёмник в различных режимах полёта.

В лаборатории появился Эмдин, воентехник 2-го ранга. Расплетин сразу же взял его в свою группу. А ещё в июле здесь оказались откомандированные из 72-го отдельного радиобатальона ПВО Ленинградского фронта Э. И. Голованевский, И. Ф. Песьяцкий, А. А. Железов и В. А. Подгорный.

Главная часть испытаний проходила в воздухе: Расплетин, Фридберг, Эмдин налетали в десятки раз больше часов, чем за всю прошлую жизнь. Иногда к ним присоединялся Голованевский.

Тем временем старые сотрудники Александра Андреевича Н. Курчев и И. Завгороднев продолжали служить под Ленинградом в радиолокационном батальоне. Оказалось, что, когда планировали, кого отправить в Москву, о них просто «забыли» под предлогом их незаменимости и ненужности для ВЭИ. Расплетин тогда ничего не мог сделать. В письме Н. Курчеву по этому поводу он писал:

Сейчас в ОКБ уже много народа, много и бестолкового (назвал фамилию, а ниже приписал: «...если не исправится, то ему придётся расстаться с ОКБ». – Авт.), но пока не будут достигнуты некоторые тактические успехи в работе, поднимать вопрос о дополнительном штате за счёт прикомандированных нужных людей от Бланка (командир 72-го отдельного радиотехнического батальона, где служили Курчев и Завгороднев. – Авт.) не может быть и речи. Нужно ждать разворота работ.

Оценивая своих тогдашних подчинённых, в ноябре 1942 года Расплетин писал:

Голованевский выполняет одно конкретное задание. Железов сильно изменился. Нет в нём былого энтузиазма. Стал старичком-консерватором. Песьяцкий – молодец. Свой жизненный тонус сохранил и сейчас, как и прежде, закручивает на все педали по старой своей специальности. Эмдин ни внешне, ни внутренне не изменился. Всё так же поёт: «У меня есть дома патефончик...»

На время испытаний они поселились в гостинице «Якорь». Однако ночевать в ней им доводилось нечасто, поскольку практически всё время они находились на аэродроме. Испытания проходили успешно. Аппаратура работала устойчиво, показывала неплохие характеристики. Тем не менее в Управлении истребительной авиации ПВО, в наркомате и руководстве ОКБ начали проявляться различные точки зрения на необходимый масштаб работ в этом направлении, нередко взаимоисключающие друг друга. Это заметно тормозило дело, вселяло нервозность в специалистов.

Расплетин вспоминал:

Даже некоторые люди из лётного состава, которые вначале скептически смотрели на всё это дело, становятся на путь оптимизма и дают хорошие отзывы. Понемногу новая техника завоёвывает к себе доверие, а это доверие, по крайней мере с технической стороны, она заслужила. Ни одного случая срыва работы из-за неисправности аппаратуры не было! В общем, настроение наше поднимается, несмотря на ряд вывихов, сопутствующих нашему движению вперёд, как в стенах ОКБ, так и во внешнем мире, соприкасающемся с нашей работой.

Вскоре в ОКБ от командования Ленинградской армией ПВО пришёл заказ на изготовление комплекта РД-1 для проверки его тактико-технических характеристик во фронтовых условиях.

Однако позиция руководителей ОКБ оказалась предельно осторожной. По их мнению, следовало сначала решить вопрос о развитии этой тематики наверху, а потом приступать к выполнению заказов. Придерживавшийся иной точки зрения, более отвечавшей условиям военного времени, Расплетин всерьёз разругался с Селезнёвым и Губенко и настоял на своём. Комплект был изготовлен в срочном порядке, и за ним прибыл из Ленинграда И. М. Завгороднев.

Завгороднев считал Александра Андреевича своим учителем и очень обрадовался встрече. Расплетин ввёл его в курс всех мелочей, связанных с эксплуатацией системы, с результатами испытаний.

В те дни Расплетин писал Курчеву в письме:

Между прочим, на этих днях мы чуть-чуть не уехали заканчивать испытания к вам, в Ленинград. Это меня очень прельщало. Но ведь у нас не 7, а 27 пятниц на неделе, к сожалению, бывает, а потому этот вариант в верхах похерили так же быстро и необоснованно, как его и приняли.

В результате на испытания улетел Завгороднев, а Расплетин остался ждать известий от него. Доставив аппаратуру на аэродром, Завгороднев представился командиру, и тот вызвал двух лучших лётчиков полка, Героев Советского Союза, гвардии капитанов В. А. Мациевича – командира эскадрильи и штурмана полка Н. Г. Щербину. Завгороднев объяснил им в общих чертах принцип действия аппаратуры, её состав. С этого времени началась творческая работа лётчиков и разработчиков аппаратуры.

Аппаратура для наведения истребителя на цель, которую предстояло разместить на истребителе, состояла из передающего устройства и телевизионного приёмника в кабине лётчика. В передающую систему входил планшет со специальной картой местности, камера с объективом, установленная вертикально над столом с планшетом, блоки формирования и усиления телевизионных сигналов, синхрогенератор, радиопередатчик с антенной, блоки питания.

На следующий день Завгороднев вместе с инженером по оборудованию самолётов отправился на стоянку Як-9. Им предстояло решить, где в кабине размещать все эти антенны, блоки радиоканала, кинескоп. По первым прикидкам оказалось, что места для этого на самолёте нет. Доложили командиру полка. Тот вызвал механика с передвижной ремонтной мастерской. Вскоре механик доложил: «Всё можно сделать запросто».

Через несколько дней самолёт подготовили к вылету. Первым полетел В. А. Мациевич. Завгороднев был на КП, держал с ним связь по радио и слушал слова Мациевича: «Изображение вижу хорошо, но надписи читаются наоборот». Проблему решили мгновенно: потребовалось лишь поменять местами два провода. И буквы встали на свои места.

Испытания показали, что РД-1 позволял мгновенно передавать изображение воздушной обстановки на борт истребителя в любое время суток, при любой погоде. Особенно заметно увеличивалась эффективность ночного наведения. В конечном счёте аппаратура выдержала экзамен на «отлично».

В послевоенное время Мациевич писал:

Я, командир 26-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО Ленинграда, лично проводил полёты на самолёте Як-9 с телевизионным приёмником на борту. Полёты показали полезность использования телевизионной установки на самолётах-истребителях того времени для наведения, особенно в ночное время.

В то время ни враги, ни союзники не могли и предполагать, что летавшие в небе Ленинграда советские истребители начали оснащаться телевизионными системами наведения на цель. В этом деле советские специалисты намного опередили зарубежные фирмы.

Ещё в главе «Московский период. 1942—1950»:

От ОКБ ВЭИ до ВНИИ-108

Макет аппаратуры РД-1

Роль А. И. Берга в создании Совета по радиолокации

Становление ВНИИ-108

Опытная аппаратура РД

Самолётные радиолокационные разработки

Новая семья

Первые итоги работы института

Перспективы развития отечественного телевидения

Телевизионный стандарт 625 строк

Изучение немецкой техники

Работа комиссии по радиолокации

Предложения комиссии по телевидению

Постановление по радиолокации

Станция наземной артиллерийской разведки СНАР-1. Идея Расплетина

Коллектив лаборатории № 13

Испытания

Серийное изготовление

Учёный совет ВНИИ-108. Защита диссертации

Преподавательская работа